Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы

Скуднев Алексей Борисович
учитель высшей квалификационной категории
МОУ «Новохопёрская СОШ № 2»
Воронежская область, город Новохопёрск

Вопросы духовно-нравственного просвещения детей и подростков приобретают в настоящее время особую значимость.

Наиважнейший вопрос — что есть образование, что мы, педагоги, делаем? На первый взгляд ответ очевиден — даем детям знания. Правильно. И все-таки давайте попробуем посмотреть более пристально, более внимательно.

Современное образование представляется мне в виде письменного стола, каждый ящик — это предмет школьной программы. Математика, физика, русский язык, история и т. д. Открываем и закрываем ящики. Они существуют самостоятельно, автономно друг от друга. Что связывает эти дисциплины воедино, превращает в единый комплекс, то есть что является крышкой этого стола?

Мать бросает новорожденного ребенка. Она может быть специалистом в какой-либо области, или не быть им. Какое это имеет значение? Утратилось главное — человечность.

Мой знакомый, выпускник физмата, долго копил на автомобиль, купил, установил сложную сигнализацию с множеством степеней защиты на машину и на гараж. Вскоре машина пропала. Оказалось, что вор, который угнал машину — выпускник местной школы, победитель олимпиад по физике и информатике. В итоге наши труды, то есть труды учителей, обратились против нас, то есть против общества. Таким образом, о достоинстве личности ученика можно судить не по количеству полученных знаний, но по тому употреблению, которое он из них делает.

Значит, формальные знания сами по себе не имеют значения, если утратилась человечность, если употребляются они не на доброе дело, не по совести. Как сказал святитель Тихон Задонский: «Грамота без страха Божия есть не что иное, как безумному меч».

Пожалуй, самый главный вопрос для подростков — вопрос о смысле человеческой жизни, вопрос о мировоззрении. И это естественно. Поэтому совокупность знаний, которые дали бы возможность объективного, осознанного, разумного, аргументированного приобретения верного мировоззрения — вот цель образования.

Целостное образование невозможно без практического нравственного воспитания в контексте учебных занятий и внеурочной деятельности. Воспитать, как мне кажется, это означает помочь научиться бороться и преодолевать в себе негативные, если хотите, греховные стороны, прививать добрые навыки и этические нормы. «Нравственное воспитание направлено на „возвышение сердца“ ребенка, как центра духовной жизни» — так выразился известный педагог эпохи Просвещения Иоганн Генрих Песталоцци.

Ничуть не умаляя роли и места в процессе формирования личности научных знаний, физического и эстетического развития, необходимо целенаправленное духовно-нравственное просвещение, восстанавливающее целостность человека, предполагающее подлинно гармоничное развитие всех его сторон.

Важно понять, что духовно-нравственное воспитание не есть результат отдельного учебного курса, но есть принцип. Задача заключается не в том, чтобы разработать отдельные курсы, направленные на восполнение пробелов в постижении отечественной культуры; необходима постановка всего педагогического дела в соответствии с духом христианства, что поможет выйти на личность с ее внутренним миром и неповторимостью. Другими словами, целостность картины мира и определение места человека в нем достигается комплексом базового и дополнительного образования на основе единства содержательной и процессуальной стороны обучения.

Таким образом, реализовывать идею духовно-нравственного воспитания в условиях современной школы возможно в трех основных направлениях: 1) урок; 2) элективное занятие; 3) внеклассная работа.

Наиболее эффективный путь — преподавание в школе основ духовной культуры и нравственности посредством общеобразовательных, прежде всего гуманитарных, предметов — истории, русского языка, литературы, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства.

Во главу угла на этих уроках необходимо поставить развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей, формирование национального самосознания, чувства причастности к судьбе своего народа, его истории и культуре. Действительно, какой иной предмет, как не история, дает возможность объяснить детям такие понятия, как совесть, доброта, справедливость, самоотверженная любовь к людям, к Родине. И здесь колоссальное значение имеет фигура самого преподавателя: как он интерпретирует знания об изучаемом предмете, насколько он способен, пропустив через свое сердце, донести до детских сердец и умов христианское отношение к окружающему миру.

Элективное занятие «Православная культура России» — второе направление работы. Это может быть и профильный курс для школ с профильным гуманитарным образованием. Программа курса состоит из нескольких разделов.

Раздел «Духовно-нравственный мир Библии» знакомит учащихся с основными сюжетами Священного Писания, без знания которых невозможно понимать европейскую и русскую историю и культуру. Важно объяснить детям в доступной форме, что Библия — не только фундамент культуры, но и безусловный источник нравственных и этических норм поведения людей.

Во втором разделе, который называется «Агиография», речь идет о жизни и духовном подвиге православных святых. Знаковые фигуры отечественной истории, прославленные Церковью, такие как благоверные князья Владимир и Ольга, Борис и Глеб, Александр Невский и Дмитрий Донской, преподобные старцы Антоний и Феодосий Печорские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, святители митрополит Илларион, патриархи Гермоген и Тихон дают возможность взглянуть на многовековую историю России под особой призмой. Отдельное место уделяется святым нашего края — Митрофанию Воронежскому и Тихону Задонскому.

Разделы «Истоки православной культуры России» и «Начало русской литературы» дают возможность не только объяснить понятие культуры, но говорить о культурно-историческом наследии России, о взаимосвязи Византии и Руси, зарождении славянской письменности и формировании отечественной литературы. Разделы «Мы входим в храм» и «Храмовое искусство» рассказывают о назначении храма, храмовой архитектуре, храмовой живописи, иконописи и иконографии, церковно-певческом искусстве и колокольных звонах.

Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю в течение года).

И, наконец, внеклассная работа, посвященная духовному краеведению — это третье направление деятельности. По мере возможности ученики школы принимают участие в областной краеведческой конференции школьников «Воронежский край православный». Помимо этого особый интерес представляют паломнические поездки по святым местам родного края и страны.

Хочется выразить надежду, что возрождение традиций духовно-нравственного просвещения, их творческая адаптация к современной школе помогут не только сохранить историко-культурное и нравственно-этическое наследие нашего народа, но и широко использовать это наследие в процессе воспитания детей, сохранения и укрепления духовного и физического здоровья нации.

Автор: Скуднев Алексей Борисович
Должность: учитель высшей квалификационной категории
Место работы: МОУ «Новохопёрская СОШ № 2»
Месторасположение: Воронежская область, город Новохопёрск

Дата изменения: 25.12.2014
Дата публикации: 25.12.2014




Основные разделы:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *