Методическая разработка для начальной и средней школы (2-7 класс) «Флористическая кукла из природного материала. От истоков к современности»

 

Методическая разработка рекомендована кружкам и студиям декоративно-прикладного и флористического направления и освещает вопросы истории и технологии создания игрушек из природных материалов. Здесь представлены различные типы флористических объектов, изготовление которых зависит от возраста учащихся и степени их профессиональной подготовки. Время создания одной игрушки варьируется от 2-4для простой до10- 15 академических часов для сложной каркасной. Работа может строиться в индивидуальном и групповом режиме.

Данная тема рассчитана на несколько лет обучения, и разбивается на несколько отдельных подтем. Изучается циклично, обучение приурочено к традиционным историческим праздникам нашей Родины.

Цель: изучить историю народных игрушек, взаимосвязь традиций с современным флористическим декором.

Задачи:

— познакомиться с историей, технологией создания ряда флористических игрушек;

— рассмотреть влияние традиций на современный флористический объект;

— развивать творческие способности учащихся, расширять и углублять знания по флористическому дизайну;

— уделить внимание развитию психомоторных навыков и аналитических способностей;

— воспитывать уважение к истории, культурным традициям нашей родины и семейным ценностям.

Материалы природные: пенька, прутья, ветки, мох, солома, сизаль, тростник, листья сухие, высушенные ягоды, плоды и семена, сухоцветы, початки кукурузы, шишки и т. д.

Материалы неприродные: картон, клей ПВА и силиконовый, пенопласт, пеноплекс, шпагат, нити, текстиль, флористическая фурнитура и аксессуары, проволока, красители, фетр, искусственные мелкие цветы, бисер, пуговицы, бусины.

Инструменты: лептоп, клеевой пистолет, карандаши простые, ножницы, кисти, секатор, пассатижи, шило.

Методический и дидактический материалы: рисунки, образцы, фотоматериалы, шаблоны.

Применение. Флористические игрушки могут быть использованы как декоративные украшения интерьеров и уличных ландшафтов, учебные и игровые пособия, выставочные экспонаты, а также –по своему прямому назначению, как игрушка.

Введение.

Современная флористическая игрушка корнями уходит в глубокую древность. Примитивная игрушка Ариев неразрывно связывалась с образом божества, являясь зооморфной или антропоморфной проекцией его в мир людей. Боги и духи спустились на землю, стали символами, живущими рядом с человеком. Из бытового сказочного символизма родилась первая игрушка и скульптура. Сделанные из глины, костей, веток, соломы, шишек и мха первые игрушки носили ритуальный характер. До сих пор яркий культовый признак присущ игрушкам-талисманам, используемым в обрядовых действах шаманами, целительницами и ведунами. Постепенно игровые функции оттеснили на второй план обрядовые, ритуальные. Магическая суть отошла на второй план, но никогда не забывалась. Этим объясняется неизменная повторяемость определенных форм игрушек, верность традициям. Будь игрушка пустой забавой, никто не помешал бы предкам создавать сотни вариаций и забывать о них.

Игрушка связана с детским бытом и игрой—основой духовной жизни ребенка. Как в обрядовом действе раскрывается художественный образ и символика магической скульптуры, так в игре становится понятна нравственная составляющая игрушки. Ранее игра была неотделима от обряда, границы между ними не были четкими. Постепенно жизненные роли игрушки и обрядового предмета стали отличаться, но их внешнее сходство не лишено глубинного смысла. Традиция изготовления испокон веков была общей, что позволяло ребенку создать свою копию и с помощью игры познавать традиции рода и своей культуры.

О ценности игрушки, подсознательном сближении с символом и божеством косвенно говорит тот факт, что многие игрушки не выбрасывали, бережно хранили, передавали из поколения в поколение, увозили как приданное. Но не только обрядовостью и символичностью ценна игрушка. Это было древнее доступное учебное пособие. Создавая игрушки, дети оттачивали определённые ремесленные навыки, которые им несомненно были нужны во взрослой жизни. В работе над игрушкой проявлялось самовыражение маленького создателя, развивалось его творческое начало.

Многофункциональность народной игрушки породила определенные стилистические и технологические решения в её изготовлении.

Обрядовые корни предполагают сильную стилизацию и аскетизм форм. Тому пример архангельские куклы-«панки». Они похожи на маленьких истуканов древности, но именно с создания уменьшенных копий древних богов, придания их лицам улыбок и радостного выражения начался долгий путь современной игрушки, уподобления её человеку или животному. Эта черта в полной мере отразилась в нитяной, соломенной, травяной, тканевой куклах, связанных с женским или охранным культом рода.

Тряпичные куклы делались просто: кусок ткани свернут скалкой, лицо обтянуто белой тряпицей, кудельная или волосяная коса, наряд из лоскутов, на голове косынка. В южных областях появился свой вариант такой куклы—из листьев кукурузы. Волосы делались из рылец, тонкие листья переплетались с нитями для кистей и венка. Подобные игрушки собирали и собирают поныне из любых широких листьев, прутьев, соломы. Роль забавной потешки выполняли свернутые из пучка соломы стригунки или куклы-венички. Младшие сестры «Костромы», «Мары» или нитяной «Берегини» были просты в исполнении и легко украшались. Славяне вкладывали в такую игрушку определённый смысл—она противостояла злу и призывала силы плодородия и здоровья. В России и северной Украине в избе возле печки нередко можно было встретить 12 тряпичных кукол –«лихорадок», оберегающих дом от 12 основных тяжелых болезней. Вешали маленькую Берегиню или Охоронницу, которая прижимала красный клубочек или держала руки на груди скрещенными. Куклы не имели лиц, а значит были недоступны злым силам. В безликости или самом примитивном изображении лица (две точки или два крестика вместо глаз) отобразилась функция куклы, как оберега.

Яркий пример обережной стилизованной игрушки, чье изготовление стало прибыльным и знаменитым промыслом для Вологодской, Костромской и , конечно же, Вятской области в 18-20вв,—вятские моховики. Целые артели умельцев создавали сдержанных лесных жителей-«моховиков» из веток, мха, шишек, сухих ягод. В каждой игрушке правдоподобно воссозданы маленькие детали духов леса: лукошки, лапти, шапочки, посохи, топорики. Как и многие промыслы этот был со временем забыт, игрушки стали музейной ценностью. Но традиция создания «моховиков» возрождена современным художником Сергеем Кубраком и поддержана многими декораторами и флористами современности.

Методическая разработка для начальной и средней школы (2-7 класс) «Флористическая кукла из природного материала. От истоков к современности»

Методическая разработка для начальной и средней школы (2-7 класс) «Флористическая кукла из природного материала. От истоков к современности»

Для поздней промысловой игрушки вообще характерна комбинированность, смешение различных материалов. Так кукла Сергиева Посада имела отделку из мха, перьев, кожи, бумаги, металла. Там же появились первые каркасные игрушки из папье-маше, имитирующие древние славянские обережные куклы.

Все особенности древней обрядовой и поздней промысловой игрушки присущи и современной флористической игрушке и скульптуре. Со временем изменились отдельные технологии создания, стилистика. Появились новые элементы декора и материалы. Но именно во флористической игрушке ценится верность традициям, культурная составляющая, умение органично сочетать канон и современные флористические тенденции. Для нас важны не пустые красивые образы, а типы игрушек, несущие некий этнографический элемент, выраженный в форме или способе изготовления игрушки. В приоритете образы с символическими и фольклорными корнями и в то же время понятные и близкие по духу детям: животные, сказочные персонажи или предметы. От возраста учащихся зависит подача каждого образа. Для малышей подойдут игрушки яркие, стилизованные с минимумом сложных деталей. А вот учащимся постарше подбирают игрушки сложные, многокомпонентные, с различными деталями. И кроме технической стороны необходимо делать акцент на образовательном аспекте. Для раскрытия темы необходимы знания по фольклористике, флористической символике и символике цвета. Так желтая окраска символизируется с солнцем, рябая-с богатством, красный и золотой цвета неразрывны с понятием добра, света, красоты, добра. Зеленый и синий-цвета земли, воды и неба, поэтому божества и духи воды были именно этих оттенков. Та же свинка в фольклорной традиции была олицетворением весенней тучи, её щетина служила символом молнии и часто окрашивалась в золото, да и сама игрушка имела синий, бордовый, красно-золотой окрас. Корова издревле олицетворяла сутки, поэтому красная или белая корова ассоциировалась с утром и днем, а синяя корова с золотыми рогами или пятнами на боках— с ночью и месяцем или звездами.

Типы игрушек и способы их создания.

Игрушка «леденец».

Плоская игрушка или декоративный аксессуар. Напоминает леденец на палочке или печатный пряник. Простая, схематичная в исполнении, яркая. Создаем каркас, приклеиваем держатель, оформляем в соответствии с темой. Подобным образом мы создавали пасхальные яйца и подвесные элементы. Аналог в современной культуре- топперы.

Плоская игрушка или декоративный аксессуар. Напоминает леденец на палочке или печатный пряник.
Плоская игрушка или декоративный аксессуар. Напоминает леденец на палочке или печатный пряник.

Плоская игрушка или декоративный аксессуар. Напоминает леденец на палочке или печатный пряник. Плоская игрушка или декоративный аксессуар. Напоминает леденец на палочке или печатный пряник. Плоская игрушка или декоративный аксессуар. Напоминает леденец на палочке или печатный пряник. Плоская игрушка или декоративный аксессуар. Напоминает леденец на палочке или печатный пряник.

Игрушки на природных (естественных) основах.

Маленькие куколки, охранники рода и дома. Простейшие куклы или скульптуры создаются на основе початков кукурузы, из тыкв, шишек, веток.

Внимание уделяется именно природной структуре материала и возможностям его использования. Тыквы имеют природную округлую, вытянутую или грушевидную форму. Поэтому очень удобно использовать их для создания женских антропоморфных персонажей. Раскрашивать и оклеивать мелким природным материалом. Раскрытые шишки позволяют втыкать объемные элементы между чешуйками, а круглые плоды (кипарисовые шишки или плоды платана, например) позволяют использовать их в качестве основ для круглых объемных элементов (голов, шаров). Початок кукурузы сам по себе прекрасная основа для игрушки. Оформленный листьями кукурузы и нитями, превращается в «человечка».

Игрушки на природных (естественных) основах.

Плетеные зооморфные игрушки и скульптуры.

На пике популярности были и остаются объемные каркасные «зверушки» из соломы, лозы, листьев и веток. Так плетеные игрушки и скульптуры создаются на каркасной основе из веток. Каркас крепко связывается, а потом обматывается свежими прутьями ивы или оформляется сеном/соломой/мхом, которые обматываются нитью. Сейчас практикуется каркас из толстой проволоки. А в закреплении материала дети активно используют клеевой пистолет. Животные формой очень напоминают дымковскую или филимоновскую игрушку, или вятских моховиков.

Плетеные зооморфные игрушки и скульптуры.

Плетеные зооморфные игрушки и скульптуры. Плетеные зооморфные игрушки и скульптуры.

Игрушки на каркасе из пенопласта.

Сегодня пенопласт и пеноплекс позволили создать целое направление в создании флористической рустикальной или фольклорной игрушки. Жесткий материал позволяет вырезать любое основание и оформлять его природными и комбинированными материалами, как пожелает автор. Такие игрушки состоят из главного элемента-туловища и ряда мелких дополнительных, сделанных не из пенопласта. Основная нагрузка ложится на пенопластовый каркас, который может быть цельный, так и состоящий из нескольких частей.

Игрушки на каркасе из пенопласта.

Игрушки на каркасе из пенопласта. Игрушки на каркасе из пенопласта.

CIMG1900 - копия Фото0169 IMG_20180424_140628

Б_Творец_Свиридова Маргарита P2090001 - копия CIMG0391

P5120002 P5120005 - копия - копия

Сказочные домики.

Эти игрушки или флористические, нередко парковые, скульптуры вызывают интерес во всем мире. У каждого народа они ассоциируются со своей сказочной традицией: домик фей, дом садовых гномов, избушка на курьих ножках, сказочный терем, дворец принцессы. Обычно это каркасное строение, основание создается из самых различных материалов: картона, фанеры, пенопласта, веток, проволоки и т. д. Неизменной остается сказочная и поэтическая составляющая объекта, характерная для каждой культуры, и использование рустикальных и природных материалов в декоре.

P5120009 - копия - копия 62

Выставка 030 original

Один из вариантов создания домика.

_DSC0133 _DSC0137

_DSC0139 _DSC0141

_DSC0146 _DSC0150 _DSC0152

_DSC0154 _DSC0157

Флористические куклы.

Современные материалы помогли сильно разнообразить технологии создания флористической куклы. При сохранении традиционной подачи образа и его фольклорной основы внешность игрушки и скульптуры усложняется за счет разнообразных деталей.

Так многослойность одеяния достигается не только путем длительного наложения и привязывания пучков природного материала (соломы, веток), но и посредством приклеивания клеевым пистолетом различных природных материалов: сизаля, рафии, ротанга, тростника, льняных лент, перьев, семян и т. д. Для создания объемного низа используется каркас из картона, веток, жестких стеблей. Пенопласт служит материалом основы головы или верхней части туловища персонажа, который приобретает формы глиняной или гипсовой скульптуры. А традиционный природный материал во всем многообразии приемов плетения и связывания создает прекрасную оболочку каркасу, подчеркивая плавность линий фигурки, сближая её с промысловыми игрушками Дымково. Различные декоративные средства разнообразили возможности трансформации и сохранения природного материала. Вот только лицо куклы, как и встарь, остается без черт. Каждый увидит то, что захочет.

Флористические куклы. img176

Флористические куклы.

CIMG7223 - копия 7 CIMG7213

CIMG7225 P5120006 - копия

Заключение.

Флористическая игрушка и скульптура- многообразная и неисчерпаемая тема. Как никакое другое направление во флористике она вобрала многие достижения этого вида искусства, разнообразные приемы декоративного и изобразительного творчества. Создавая игрушки и скульптуры, учащиеся могут в полной мере реализовать свое творческое начало, совершенствовать навыки работы, освоить самые сложные и трудоемкие техники, и в то же время изучать историю и культурные традиции своего народа, осознать себя частью природы, прикоснуться к истокам.

Использованная литература.

Афанасьев Н.А. Мифология Древней Руси.-М.: ЭКСМО,2006.-608с.

Дайн Л.Г. Русская народная игрушка.-М.:Легкая и пищевая промышленность,1981.-192с.

Образцов С.В. Моя кунсткамера.-М.:Детская литература,1990.-79с.

Сергеев В.И. Плетении из соломки от деда Василия.-Ростов-на-Дону:Феникс,2000.-192с.

Федотов Г.Я. Из соломы, травы, камыша…М.: Знание,1992.-с.3-29

Шпикалов А. Русская игрушка.М.:Прогресс,1994.-80с.

 

Скачать Методическая разработка для начальной и средней школы (2-7 класс) «Флористическая кукла из природного материала. От истоков к современности»

Автор: Шуленко Лина Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования студии «фитодизайн»
Место работы: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым «Дворец детского и юношеского творчества».
Месторасположение: Симферополь. Республика Крым

Дата изменения: 20.05.2018
Дата публикации: 20.05.2018




Основные разделы:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *