Психологический аспект в работе педагога дополнительного образования (на примере занятия кружка «Музыкальный театр»)

Автор: Ряскова Елена Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Место работы: МКОУ ДОД «Светлоярский Дом детского творчества»
Месторасположение: Волгоградская обл, Светлоярский р-н, Светлый Яр рп

Актерское мастерство является не только видом профессиональной деятельности работников, играющих в театре, но также важным компонентом развития личности подрастающего человека. На занятиях актерским мастерством дети не только демонстрируют свои игровые способности, но и раскрываются как личности, снимают комплексы, эмоциональное напряжение. Педагог при этом видит не только сильные и слабые стороны ребенка, его талант, но также и является в некотором роде психологом, который снимает эмоциональное напряжение детей, укрепляет отношения в коллективе.

Именно от того, как педагог проведет занятие, поставит цель, задачи зависит правильное преподнесение нового материала. А от того, насколько грамотно он будет общаться с детьми, организовывать обратную связь, напрямую зависит формирование личности ребенка. Вот почему очень важно учитывать не только знание информации, но также индивидуальный подход к каждому ребенку, учет возрастных особенностей, взаимоотношений в группе. В идеале педагог, тем более по направлению актерского мастерства должен обладать достаточно глубокими знаниями в области детской психологии, конфликтологии и иных направлений.

Разберем это на примере младшей группы первого года обучения.

Тема: Актёрское мастерство. Пантомима. (Разыгрывание «Сказки про Зайчика и Ёжика».)

Целью занятия информационной можно определить формирование интереса у детей к театральной деятельности.

В качестве цели психологической выделим способствование самораскрытию творческого потенциала детей.

Задачи:

— Продолжить формирование интереса обучающихся к самовыражению в игре, активизации театральной деятельности.

— Развитие правильной артикуляции, речевого дыхания, дикции.

— Совершенствование когнитивных процессов, развитие и совершенствование личностных качеств детей.

Для более детального знакомства с содержанием занятия необходимо раскрыть содержание основных этапов работы:

В самом начале педагог, приветствуя ребят, смотрит, какое у них настроение, насколько они готовы работать с предлагаемым материалом, есть ли какие-то видимые сложности в поведении и взаимоотношениях ребят.

Педагог: Здравствуйте, ребята, сегодня познакомимся мы с новой темой: «Актёрское мастерство и пантомима».

Также хочется также сказать и о цели занятия — на примере нашего сегодняшнего сказочного представления мы с вами поймем, что театр-это здорово, увлекательно! Правда, прежде чем начать новую тему, давайте повторим то, что изучали на прошлом занятии.

Именно такое приветствие позволяет детям увидеть перспективы занятия, шанс попробовать себя в новой роли- роли актера и даже, тем самым, преодолеть внутренние проблемы и имеющиеся комплексы.

Каждый момент занятия несет в себе не только смысловую информационную нагрузку, но и психологический аспект

Кто из вас напомнит мне о чём мы с вами разговаривали или тему прошлого занятия? (Ответ детей: «Театральная мастерская».)

С какими профессиями театральными в прошлый раз вы познакомились? (Ответы детей.)

Чем занимается работник театра, который изготавливает различные предметы бутафории — бутафор? (Делает предметы, которые не отличишь от настоящих , при этом они кажутся реальным.)

— В чем заключается работа костюмера, хормейстера, дирижёра, гримёр? (Детям нужно рассказать и объяснить, в чем заключается работа данных специалистов)

При этом ответы детей обязательно сопровождаются показом картинок. В ответах детей не только скрыта информация о степени усвоенности учебного материала, здесь педагог может увидеть и мотивацию к занятиям, интерес и то, как дети выражаются (кто-то отвечает часто, активно, кто-то не всегда понимает, о чем речь). При этом очень важно обговорить поведение детей со школьным учителем, т.к. дети могут вести себя как и в школе; а могут при повышенном интересе к направлению актерского мастерства, совершенно наоборот- и самые тихие и незаметные в классе здесь оказываются самыми активными и заинтересованными.

Педагог: Кто еще не забыл тему нашего сегодняшнего занятия? (Ответы детей.) Итак, сегодня мы с вами побудем актёрами. А перед каждым выступлением настоящие актёры-профессионалы тренируют свой артикуляционный аппарат. Кто-нибудь из вас знает — артикуляционный аппарат -что это такое? (Ответы детей.) Для того, чтобы им успешно пользоваться, мы с вами сейчас разучим несколько упражнений, которые используют актёры перед репетицией или выступлением.

На этом этапе используются упражнения с дыханием «Мыльные пузыри», речевая гимнастика скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

Это не только подготовка к предстоящей работе, но и элемент релаксации.

После этого, постепенно переходя к новому материалу, педагог предлагает перейти к прослушиванию сказки и разыгрыванию ее по ролям. Герои этой сказки будут исполнять роли молча, не произнесут ни слова. Такая игра на сцене называется пантомима.

Педагог: То, о чем мы говорим- это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела. А как вы думаете, сможем мы прямо сейчас сыграть сказку? (Ответы детей. «Нет»)

Педагог: Конечно, не сможем, так как мы не знаем, какую сказку будем играть. Поэтому я буду сейчас работником театра, который пишет сценарий театрального действия. В нашем случаи сказки. А называют этого работника сценари́ст. Сказку «зайчик и ёжик» я сейчас прочту, а вы внимательно слушаете и запоминаете какие будут у нас герои и сколько их. В процессе чтения сказки дети внимательно слушают и запоминают.

Педагог: Ребята, сейчас вы услышали сказку. А как называют человека, который пишет сценарий? (Сценарист.) А теперь давайте посмотрим, сколько у нас будет задействовано актёров и перечислим героев этой сказки.

Дети называют героев сказки. (Солнце, тучка, деревья, снежинки, ветер, зайчик, ёжик,.) Педагог вначале предлагает детям рассказать, какой герой что делает, как его можно представить, а затем объясняет это воспитанникам.

Педагог: А теперь я буду работником театра, который спектакль ставит. Как называют этого работника? (Режиссёр.) Режиссёр распределяет роли и проводит репетиции.

Педагог проводит жеребьёвку (имена героев сказки написаны на карточках), распределяет роли. В первый раз важен именно момент жеребьёвки среди желающих, чтобы определить способности детей к экспромту, увидеть каждого в действии. На второй и третьей репетициях персонажи меняются и дети, которые не изъявляли желания участвовать, уже видя опыт более смелых товарищей ,также включаются в работу.

Педагог: Солнце ярко светит. (Выбегает «Солнце» начинает изо всех сил «ярко светить» — разводит руки в стороны, широко раскрывает глаза, надувает щёки, кружится на месте.) Неожиданно подул ветер. (Выбегает «Ветер» и усиленно дует на «Солнце».) Маленькая тучка набежала на солнце. (Выбегает «Тучка» и заслоняет «Солнце».) Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. (Дети или ребёнок изображают «Деревья».) Зайчик подбежал к дереву. (Появляется «Зайчик».) Он стал на задние лапки и весело замахал ушами. К Зайчику подошёл ёжик. (Выходит «Ёжик», у него в руках бутафорское яблоко.) На его колючках симпатичное яблоко сидело. Ёжик угостил им зайчика. В это время на землю выпал первый снег. (Выбегают «Снежинки», исполняют танец.) Весёлые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал ёжика и зайца. («Снежинки» смыкают круг вокруг «Зайца» и «Ёжика».) Но вот солнце снова выглянуло. («Тучка» убегает от «Солнца».) Оно ярко-ярко засветило. («Солнце» «направляет лучи» на «Снежинок».) И снежинки растаяли. («Снежинки» убегают.) А друзья обрадовались солнцу, освободились от снега, отряхнулись, запрыгали и побежали каждый своей дорогой. (Выполняют действия по тексту.)

Педагог: Ребята, сейчас мы с вами разыграли целую сказку. Это у нас с вами была первая репетиция. При этом герои сказки всё исполняли молча и не сказали ни слова.

Подводя итого занятия, закрепляются не только полученные детьми знания, но также выясняется, что понравилось, что нет, как чувствовали себя дети, кому какая роль ближе. Если на занятии присутствует школьный учитель, то ему будет полезна полученная информация для работы с каждым ребенком в отдельности и укрепления отношений в классном коллективе в целом.

Дата изменения: 13.10.2014
Дата публикации: 13.10.2014

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *