Бесплатные конкурсы для воспитателей ДОУ 2017, Бесплатные конкурсы для педагогов 2017 учителей портал 2011

Бесплатные конкурсы для педагогов, воспитателей ДОУ, учителей …


Развитие творческих способностей учащихся

Название: Развитие творческих способностей учащихся
Номинация: Школа, Методические разработки , Доклады, педсоветы, семинары…, методисты
Автор: Парачук Андрей Валентинович
Должность: методист
Место работы: ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»
Месторасположение: г. Гомель, Республика Беларусь

 

Выступление к педсовету
Развитие творческих способностей учащихся

 

В настоящее время существует достаточно много видов современного технического творчества, но стендовый моделизм среди них занимает особое место. Изготовление бумажных моделей, сборка моделей из готовых пластмассовых деталей требует терпения, ювелирной точности, аккуратности, хорошего знания истории техники и наравне с другими видами моделизма считается настоящим искусством.

Сегодня понятия «творчество» и «творческие способности» являются неотъемлемой частью образования, его целей и задач. Тем не менее, в настоящее время мы видим необходимость в изучении этих понятий применительно к техническому профилю дополнительного образования детей и молодёжи. Поскольку эти понятия являются основополагающими в вопросе развития творческих способностей учащихся, то первое, что необходимо сделать – это рассмотреть их с точки зрения психологии и педагогики.

Различные определения творчества можно найти в философских, психологических и педагогических словарях, работах известных психологов. Несмотря на то, что творчество рассматривается в них с позиций трех наук – психологии, философии и педагогики – они содержат общие компоненты: «деятельность» и «нечто новое». Разница между ними в том, что каждая наука добавляет к этому общему что-то свое. Психология – личность человека; педагогика – знания, умения; философия – сущность творчества. В психологическом словаре отмечается, что творчество многоликий феномен и разные его грани становились предметом исследования в различные эпохи.

В целом, по итогам изучения и анализа работ ведущих ученых, таких как С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарев, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, Г.С. Альтшуллер, П.А. Энгельмейер, В.Г. Разумовский, Н.М. Амосов, Д.Б. Эльконин и др., мы можем сказать, что:

  1. творчество – это деятельность по созданию нового;
  2. способности обеспечивают успешность человеческой деятельности;
  3. в основе способностей лежат задатки – природные возможности развития способностей. Задатки у разных людей не являются одинаковыми и при отсутствии соответствующих условий остаются неразвитыми;
  4. творческие способности — успешность в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений;
  5. формирование и развитие способностей происходит в процессе специально организованной деятельности и определяется внешними факторами, такими как обучение, воспитание, окружающая среда, используя которые можно добиться формирования и развития способностей определённого вида.

Таким образом, творческие способности учащихся можно и нужно развивать в процессе целенаправленной систематической деятельности. При этом, исходя из вышеизложенного, необходимо обеспечение участия учащихся в различных мероприятиях с целью получения независимой квалифицированной оценки своей работы.

На мероприятия по физике, информатике, астрономии, техническому и спортивно-техническому творчеству приходится в среднем 12 % от общего числа мероприятий, которые проводятся с учащимися учреждений образования. Как правило, основными являются конкурсы, соревнования, конференции, интернет-викторины и интернет-олимпиады. Отметим, что некоторые изменения в мероприятиях данной группы присутствуют ежегодно, но они не являются существенными и не влияют на общую картину.

Изучая календари массовых мероприятий мы получили достаточно противоречивую картину: с одной стороны – очень большое количество мероприятий в год и малая доля по физике, астрономии, информатике, техническому и спортивно-техническому творчеству; с другой – очевидная сложность данных направлений, которую необходимо учитывать.

Наиболее оптимальным в данной ситуации на наш взгляд является повышение качественного уровня организации и проведения тех конкурсов
и соревнований, которые уже зарекомендовали себя. Причем, это касается
и организации, и заданий, судейства, призов, освещения в средствах массовой информации и т.д., а также реализация системы район – город – область – республика

Литература:

  1. Понамарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. – М.: Педагогика, 1983. – 326 с.
  2. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. –М.: Педагогика, 1976. – 280 с.

 


Предыдущие записи: