Роль педагога в развитии самостоятельной музыкально-игровой деятельности

Автор: Широких Татьяна Васильевна
музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад для детей раннего возраста № 23
г. Шатура Московской области

Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе детей и в основном проходит без непосредственной помощи педагога. Её появление и развитие обусловлено стремлением ребёнка выразить свои эстетические переживания, возникающие в общении с музыкой.

Педагогу необходимо владеть различными подходами и приёмами, составляющими основу музыкальной творческой игры, а самое главное — от педагога требуется умение играть. Так, педагог должен помочь детям «включиться» в игру, установить игровые отношения, обучать игре прямым способом (показом или объяснением). Игровая деятельность находится на разном уровне развития у тех или иных детей, поэтому следует учитывать и психологические факторы: поддерживать детей в игре, давать им яркие игровые роли.

Я работаю в детском саду для детей раннего возраста и поэтому расскажу немного об этом удивительном возрасте и о том, как создаю музыкально-игровую обстановку на проводимых мной музыкальных занятиях.

Дети раннего возраста проявляют огромный интерес ко всему что движется и звучит, а поскольку дети этого возраста уже умеют подражать видимому и слышимому, поэтому в своей работе с малышами я использую музыкально-двигательный показ, который побуждает детей к игровым действиям, к пляске, подпеванию. На занятиях я предлагаю детям зрелище, которым является по своей сути показ. Исполнителями этого зрелища являются игрушки, куклы-петрушки, или сами взрослые. К показу часто привлекаются и наиболее развитые дети. Подсказывая ребёнку движения, а иногда непосредственно управляя ими, я делаю его участником зрелища, которое смотрят остальные дети. Зрелище сопровождается песней или инструментальной музыкой. Детям даётся наглядное изображение внешнего вида, повадок и взаимоотношений действующих лиц, о которых говорится в песне. Обязательно рассматриваем игрушку (глазки, ушки, как мяукает, как лает). Внимание маленьких детей кратковременно, поэтому стараюсь неподвижное слушание чередовать с движением — проводить в виде игры.

Вот так я знакомлю детей с песней Александрова «Купание Наташи»

Песня помогает вовлечь детей в подговаривание, а это очень важно, так как дружное подговаривание стимулирует и дружное пение. Заранее готовится ванночка с водой, кувшинчик с простынкой. По окончании пения каждого куплета я говорю: «водичка хлюп-хлюп-хлюп», а Наташенька «куп-куп-куп» (восп-ль всё это воспроизводит — показывает). По окончании исполнения песни на Наташу одевают чистые трусики, платьице туфельки. А дальше Наташа может танцевать (дети хлопают в ладоши), может лечь спать (Наташеньке поют «колыбельную песенку — «Баю-баю_ Красева), а может от купания перейти в игру «Наташа обедает», а вместо ванночки с водой появляется тарелка с кашей и ложкой — воспитатель кормит Наташу, при этом напевая:

Я на стульчик Наташу посажу,

Я в тарелочку ей кашку наложу,

буду кашку Наташе давать

И салфеточкой ей ротик вытирать.

Я и детям предлагаю покормить Наташу. Подражая воспитателю, дети подговаривают: На, Наташа, кушай. Кормить Наташу могут и несколько детей. А по окончании кормления дети вытирают ей ротик салфеточкой. Таким образом, на музыкальном занятии дети 1-й младшей группы, наблюдают за музыкально-игровыми действиями взрослых. А, наблюдая за детьми в их группе, я с удовлетворением вижу, как дети вносят процесс «купания и кормления куклы» в свои игры с куклами.

Дети во всём подражают действиям взрослых. А на последующих занятиях показ переходит в другую игру, в которой, дети пропевают уже целые фразы (т.к. слова песни легки и постоянно повторяются). Последовательность и численность куплетов я варьирую:

1. Ребяткам, ребяткам вода

Ребяткам купаться — да-да-да

Дети стоят, руки вверху,

(ладошки повёрнуты друг к другу «Манят воду» — машут кистями рук.)

2. Головку, головку мыть,

Водичкой тёпленькой полить

(дети «моют» голову — слегка трут руками, затем поливают водой — «манят воду»)

И далее малыши согласовывают свои действия с текстом. Каждую строку повторяют 2 раза

3. И ушки, и ушки мыть,

водичкой тёпленькой полить

4. И носик и носик ….

Водичкой…

5. И спинку, и спинку мыть…

Водичкой…

6. И ручки, и ручки…

Водичкой…

7. Животик, животик мыть…

Водичкой…

Хорошо помылись? Все чистенькие, хорошие! Мы сейчас с вами попляшем.

Малыши продолжают наблюдать за игрой кукол, а затем наблюдают как воспитатель «разговаривает» с куклами. В этой песне дети учатся основной музыкальной задаче (песня побуждает детей к подпеванию последней фразы песни), но и наблюдают за игрой взрослых — «учатся» умению взрослых «общаться» с игрушками. В знакомстве с этой песней использую кукол петрушек и невысокую настольную ширму:

Говорю: Детки, вы слышите, кто-то плачет (появляется зайчик) — это маленький зайчик, спрашиваю зайчика о том, кто его обидел (зайка на ушко отвечает), перевожу ответ зайки детям. Говорю: Ребятки, это оказывается, мишка отобрал у зайки мячик. Не хорошо. Надо мишку позвать и поругать (зовут мишку, ругают) Дети «включаются» в музыкально-игровую ситуацию, предложенную им взрослыми. Затем исполняю песню «Надо дружить. Повторяю последние слова ещё раз и предлагаю детям тоже их спеть. А по окончании пения предлагаю зайке с Мишкой подружиться и поплясать. Дети хлопают в ладоши, а куклы пляшут. А на следующем занятии показ может закончиться пляской детей, которые учат зайку и мишку тому, как надо дружить.

Во время таких показов дети не успевают устать, так как внимание переключается то на пение, то на движение.

«Баю-баю» муз. Красева

По окончании исполнения которой, можно предложить разбудить куколку. Кто же разбудит куколку — кошечки или собачки? (выполняют звукоподражание). Песня повторяется, далее куклу будит петушок или медведь (звукоподражание), а дальше можно перейти к песне

Следовательно, педагог, использующий в музыкальном воспитании игру, совмещает в своём лице воспитателя, актёра, ведущего, игрока, побуждая детей к выполнению аналогичных ролей. В игре педагог поддерживает инициативу и творчество каждого участника.



Опубликовано в разделах:



VK
OK
Facebook
Twitter
WhatsApp