Наиболее значимая проблема современных школ – это контингент детей, которые приходя учиться к нам в школу. Это очевидно, знакомо для всех нас. Одними из самых острых, в настоящее время, и явно выраженных проблем являются проблемы, связанные с нарушением речи.
Наличие двух образований (преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и учитель-логопед) навели на мысль совместить логопедию и музыку в один предмет.
Сама идея не нова. Существует предмет логоритмика, основанный на объединении слова, движения и музыки, а также большое количество учебно-методических пособий (авторов: Волковой Г.А., Кузнецовой Л.С., Анищенковой , Картушиной Е и др.).
Был создан проект программы, направленный на коррекцию нарушений реи у детей дошкольного возраста с помощью логопедической работы и музыкального вида деятельности.
Проект предполагает двухгодичное обучение детей в возрасте 5-6 лет и 6-7 лет с комплектацией группы в 10 человек и продолжительностью занятий в 30 минут. Из-за своей необычности, занятие может продолжаться до 40 минут.
Проблемы речевых нарушений выявляются в начале учебного года с помощью диагностирования детей, которое проводится 3 раза в год: вступительное, промежуточное и заключительное. На ребенка заводится индивидуальная речевая карта, которая позволяет выявить речевые нарушения и психические особенности детей. Исходя из тестов, выявляются общие проблемы группы. Далее, проводится планирование и распределение задач на год, а также, поэтапное решение этих задач, которые ставятся перед группой.
В условиях группы индивидуальная коррекция речи происходит значительно быстрее, поскольку дети находятся в естественной атмосфере общения друг с другом. Учатся не только у преподавателя, но и у самих себя. Важно, что общение происходит не только через речь, но и через музыку.
Каждое занятие подкреплено определенной тематикой, которая связана с временами года. Например, тема «Зима». В работе над дыханием вата – это снежинка, дуем на «снежинку», упражнение «Греем ручки» (горячая воздушная струя), упражнение на психогимнастику «Холодно», «Снеговик тает», работа над пением – песенка про зиму и т. д.).
Основной принцип таких занятий – это соединение логопедии и музыки, что позволяет решить две задачи. С одной стороны, коррекция речи происходит в естественных для ребенка условиях. Музыка позволяет ребенку раскрыться и почувствовать свободу. Когда занимаешься с ним индивидуально, то логопедические упражнения могут быть не понятны, не интересны, трудны и не наполнены содержанием, не окрашены эмоционально. Таким образом, музыка помогает ребенку делать огромную, трудоемкую работу, не замечая сложностей.
С другой стороны, занимаясь коррекцией речи, решаются музыкальные задачи, направленные на:
1) воспитание и развитие музыкального слуха, музыкальной памяти (слуховой, эмоциональной, логической, двигательной, произвольной и др.);
2) развитие и воспитание чувства ритма;
3) воспитание эмоциональной сферы; накопление музыкальных представлений и музыкального багажа.
Эти две задачи (логопедическая и музыкальная) невозможно решить, если к ребенку не относиться как к личности, учитывая его интересы, характер и индивидуальность.
Параллельно с этими задачами решаются и воспитательные, направленные на формирование и гармоничное развитие личностных качеств, чувств коллективизма.
Для решения этих задач применяются следующие виды работы:
работа над дыханием (использование специальных упражнений, пение попевок, песенок с элементами дыхательной гимнастики с музыкальным сопровождением синтезатора);
работа над артикуляцией (использование музыкальных игр, специальных упражнений, песенок);
работа над мимикой и эмоциональной сферой детей (использование мимической гимнастики, чтение стихотворных строчек с различными эмоциями, что способствует развитию навыка распознавания эмоций другого человека и умению выражать свои;
работа над общей и мелкой моторикой (подвижные игры, развивающие упражнения, комплекс ритмических упражнений, двигательные импровизации, пальчиковые игры и песенки, игра на фортепиано под фонограмму и без аранжировки синтезатора, графическая запись ключа и нот и т. д.);
комплекс оздоровительных упражнений, здоровьесберегающих, рекомендованных для детей дошкольного возраста в детских садах (регулирующие мышечный тонус) с применением индивидуального и парного массажа;
отработка проблемных звуков через специальные распевки, песенки, сопровождаемые движением, с использованием элементов инсценировки;
часть занятий посвященных развитию коммуникативной функции (музыкальные игры, валеологические песенки, танцы, хороводы, игра в шумовом оркестре) – направленные на общение.
Все задачи решаются с помощью игры.
Данный проект можно назвать инновационным, так как впервые, такие занятия проводятся в стенах музыкальной школы. Конкретного названия проект не имеет поскольку эту работу мы начали в этом году. Была версия назвать этот предмет «Коррекционное сольфеджио», но название должно исходить из результатов работы. Проведение контрольных тестов, диагностирование детей позволят проследить динамику развития детей и сделать вывод об эффективности занятий.
Основная задача в работе – это довести группу до конца, определить результат работы, а из опыта работа этого учебного года написать программу, адаптировав ее в музыкальном учебном заведении.
Список литературы:
Правдина О.В. Логопедия. 2-е изд. – М., 1973
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М., 195
Введение в психодиагностику/ под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М., 2000
Система детского музыкального воспитания К. Орфа/Под ред. Л.А. Баренбойма. Л., 1970
Название: Инновационный проект программы по сольфеджио с детьми дошкольного возраста, основанный на объединении логопедии и музыки
Номинация: Детский сад, Методические разработки, логопедия и музыка, 5-7 лет
Автор: Сартакова Евгения Викторовна
Должность: преподаватель
Место работы: МБУДОСК ДМШ 1
Месторасположение: г. Вилючинск, Камчатский край
Дата изменения: 28.02.2021
Дата публикации: 03.06.2016