История казачества в Волгоградской области «Мой край родной, казачий».
Я живу в казачьем крае,
Я, традиции соблюдаю,
Даже дед мой и прадед
Проживали здесь сотни лет.
Нет, милей земли и краше-
Это только в хуторе нашем,
Чернозём — наша землица
Эталоном в Париже храниться.
Вводная часть
I. История казачества меня давно привлекало и, наверное, не зря. Ведь мой прадед был настоящим казаком. Так мне рассказывал мой дед Коля, который очень любил своего отца.
Прадед много рассказывал ему про их обычаи, быт, традиции, а он поделился со мной. Я поняла, что быть настоящим казаком было не просто. И теперь знаю, что не так-то просто держать статус казака, но я считаю себя частичкой прадеда и деда, а значит я — казачка.
Заинтересовавшись историей казачества в нашем крае, я много прочитала литературы по казачеству, в школе по краеведению, мы собрали много материала: воспоминания сторожилов хутора о их родственниках казаках и старейших из их семей, фотографии, много материала собрано в краеведческой комнате, особенно много здесь можно узнать о быте наших хуторян — казаков.
Я люблю свой казачий край: за его своеобразие, за то, что здесь соблюдают казачьи традиции, за то, что я здесь родилась и надеюсь, что пригожусь в будущем.
Люблю хутор Поклоновский за то, что он расположен на холмистой территории, на «возвышенности» в отличие от соседних хуторов, которые находятся в низинах, в долинах рек Хопёр или Бузулук и на «дне» оврага. Это хутора Павловский, Самолшинский, Исакиевский.
Природа нашего края особенная, можно увидеть дубовые рощи по берегу реки, обширные луговые просторы, овражные леса, к западу от села простираются степи со своими красотами, в оврагах всегда увидишь небольшие родники, их журчание хорошо слышно, выйдя во двор.
В окрестностях деревни пять прудов, которые деревенскому пейзажу придают свою красоту. Сама деревня разделена двумя оврагами, но и это не мешает хорошему облику деревни. Хутор по-своему уникален. В хуторском парке в хорошем состоянии находится памятник павшим солдатам, односельчанам, в годы Отечественной войны. В нем проживают целые династии тружеников, которые не жалея сил, работали и работают на своей земле, делая свой вклад в закрома страны и не забывают, что в них течет казачья кровь.
История казачества
Исследуя, историю появления нашего хутора, мы узнали, что люди поселились на наших холмах не просто так. Еще в 16 веке крепостные крестьяне, бежавшие от своих помещиков, селились в наших краях, и селились чаще по рекам: Хопру, Бузулуку, Дону, Волге. Они не платили оброк, барщину не выполняли. Поэтому их и стали называть казаками, то есть вольными людьми.
В результате изучения истории родного края, мы пришли к выводу, что заселение территории, несомненно, связано с основным торговым трактом — Астраханским шляхом. На пути этого тракта необходимы были места, где было бы удобно передохнуть, вот и переправившись через реку Бузулук, место Поклонной горы стало самым подходящим для передышки.
Это удобное в географическом положении место, оно не затопляется в период разлива реки Бузулук, вода реки в весенний период доходила до подножья холмов. Правда, местность открыта всем ветрам, деревню защищают только овражные леса. Изобилие здешнего края и привлекало беглых крестьян. Здесь можно было заниматься охотой, рыбной ловлей, разводить скот, сеять хлеб, было из чего строить свои жилища.
Жизнь в степи была опасной и, конечно же, трудной. Казакам часто приходилось отбиваться от набегов кочевников. Вокруг нашего хутора много курганов, которые назывались сторожевыми. На этих курганах чаще всего устанавливались деревянные столбы, обмотанные соломой, если хутору грозила опасность, то караульные зажигали солому, тем самым предупреждая казаков об опасности.
Среди казаков были богатые и бедные. Дед говорил, что у богатых казаков были лучшие земли, большие табуны лошадей и много скота, а бедные работами на них.
Неимущих казаков называли голутвенными.
Еще я знаю, что важные вопросы казаки решали на собрании, которое называлось казацким кругом, там же и выбирался атаман, это был самый опытный и смелый казак.
2. Другие, потеряв свое былое величие, стали маленькими хуторками, о которых даже в своей местности не все знают, где они находятся, а третьи вообще перестали существовать. Напоминают о них только курганы от бывших куреней да ямы, едва заметные от погребов остались, как немой укор нам, потомкам, которые не смогли сохранить свою историю.
В начале 19 века на Дону резко возросло число поселений, вблизи станиц уже не было свободных мест для организации новых хуторов. Стали сокращаться земельные наделы, на пай в отдельных станицах приходилось до 6 десятин земли. Этого было недостаточно для ведения хозяйства.
В начале 20-х годов 19 века на Дону была создана комиссия для подготовки нового законодательства, которое было учреждено в 1835 году. Согласно положению, на территории земли Войска Донского должно быть упразднено 18 станиц, из них — 12 объединиться и 6 переселиться на новые места. Только в Хоперском округе такая участь постигла 10 станиц, а взамен должны образоваться 4 новых.
В это время в Лукьяновском, что находился на правом берегу реки Бузулук, насчитывалось 109 дворов, отсюда в Преображенскую по воле жребия переселилось в то время 37 дворов с населением 252 человека, из которых 1 урядник и 40 служивых. Карповская станица — это старинное поселение.
Еще в ноябре 1698 года, когда тамбовец Ларион Логвинов «да приказной избы подьячий Микита Миронов», описывая по Бузулуку леса и поселения, отмечали, что Мартыновский городок находится на правой стороне реки в 6 верстах от Дурнова, а от Тартыновского до Карповского 5 верст и городок стоит на левом берегу Бузулука. Дата их основания неизвестна, но если верить показаниям атамана Зимовой станицы Пахома Сергеева, данные им в посольском приказе в Москве в 1700 году, то можно установить, что Карповский был основан где-то в 1620 — 1630 годах. Карповская станица была расположена на левом берегу Бузулука, в урочище Башкирка.
Сильные наводнения заставили жителей в 1786 году перейти на новое место. Более позже, в начале 18 века, а точнее 14 декабря 1705 года, образована станица Лукьяновская. Названа она в честь донского атамана Лукьяна Максимовича Максимова, казненного К. Булавиным в 1708 году. Поселение было основано казаком Зотовской станицы Тимофеем Васильевым, который «обыскал прежнее юртовое место между Яминского и Карповского юртов, при урочище Банные горы». Это говорит о том, что на том месте было когда-то поселение. Когда оно было сведено на другое место и куда — неизвестно.
Возможно, в 1700 году, когда переводили станицы на юг охранять дорогу на Азов, из тех, которые поселились после 1620 года, то тогда жители близлежащих станиц помнили бы прежнее название.
Наши предки были глубоко религиозны и чтили православную веру и всегда, как только обживались на новом месте, на свои средства возводили Божий храм. Как говорят документы, строительство церквей по Бузулуку началось где — то в конце 17 начале 18 века. Жители Карповской станицы в 1746 году просили разрешения исправить вследствие ветхости церковь Дмитрия Солунского. Учитывая, что деревянные церкви ветшали после постройки через 50 — 60 лет, то можно приблизительно установить дату их постройки. В 1788 году вместо этой церкви жители станицы стали возводить новую, которую освятили в 1789 году. Спустя 73 года, т.е. в 1862 году, построили другую, а старую продали. В Лукьяновской построили церковь в 1773 году во имя святителя Николая, а в связи с упразднением станицы и сокращением числа прихожан церковь перенесли в новую Павловскую станицу.
В последнюю четверть 17 — первую четверть 18 веков на Бузулуке появились первые казачьи поселения, в том числе и Орловский, что до недавнего времени находился к северу от х. Поклоновского.
В 18 веке Урюпинск становится одним из важнейших торговых центров юга России. Здесь ежегодно проводится осенняя Покровская и зимняя крещенская ярмарки.
С этими событиями и связаны основания многих населенных пунктов, которые примыкали к основному торговому тракту — Астраханскому шляху. Это хутора — Поповский, Ольховенький, Поклоновский и Шляшной. По этому шляху шли обозы с товаром, гнали гурты скота из степных хуторов, из-за Бузулука. Переправившись через Бузулук и поднявшись на гору, которая получила название Поклонная, по ней и называется хутор Поклоновский, на горе была основана часовня, несколько кузниц, ямы от которых сохранились до сих пор.
По старинному Астраханскому шляху, единственному пути, связавшему тогда центральные районы с Прикаспием, Приазовьем и Средней Азией, сюда пригонялись огромные гурты скота, тянулись бесконечные обозы с бумажными и шерстяными тканями из центральной России, соленными и копченными рыбинами из Астрахани, с фруктами Кавказа, мехами из Сибири, шелками из Китая и Индии, холодным оружием из Хивы и Бухары.
Причиной возникновения хуторов было увеличение численности войскового населения и резкая нехватка вблизи станиц земель. Все старинные хутора во второй половине 18 века превратились в крепостные поселения.
Последний этап заселения наших мест относится к 50-м годам 19 столетия. Согласно положению от 1835 года в Хоперском округе были упразднены несколько станиц и образовались новые. Так Карповская и Лукьяновская стали хуторами и вошли во вновь образованную станицу Павловскую, основанную в урочище Седой Яр.
Автор: Александрина Татьяна Николаевна
Должность: учитель географии и истории
Место работы: МБОУ Поклоновская ООШ
Месторасположение: х. Поклоновский, Алексеевский муниципальный район, Волгоградская область
Дата изменения: 14.05.2021
Дата публикации: 16.11.2014