Номинация: концепция развития дополнительного образования в рф.
Автор: Шуленко Лина Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования студии «фитодизайн»
Практикум «Повышение качества образовательной деятельности как основная задача развития системы дополнительного образования»
(из опыта работы педагога дополнительного образования Шуленко Л.В.)
Цель: предоставление необходимой информации педагогам дополнительного образования о контроле качества и степени освоения учащимися учебного материала; способы и методы повышения результативности на примере работы студии «Фитодизайн».
Задачи:
— способствовать формированию у педагогов теоретических представлений о контроле качества образования в дополнительном учреждении;
— информировать педагогов дополнительного образования о возможностях и условиях использования различных способов и методик для диагностики, поиск новых форм и технологий в работе.
Оборудование: ноутбук
Методический и дидактический материалы: иллюстрации, фотоматериалы, шаблоны, тесты, таблицы, сценарий мероприятия.
Ход работы:
«Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат ».
Показателем результативности и качественности обучения детей в учреждениях дополнительного образования является:
— успешное освоение учащимися общеразвивающей программы;
— увлеченное отношение к делу, которым они занимаются;
— их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях;
— интерес и участие в воспитательных мероприятиях образовательного учреждения;
— хорошие результаты тестирования и анкетирования;
— стабильная высокая посещаемость занятий.
Каковы же наши способы и методы достижения результативности и повышения уровня образовательной деятельности?
1. Виды занятий
Прежде всего, это разнообразие подачи материала. Наряду со стандартными типами занятий, отдельными блоками в каждое занятие входят небольшие лекции и диспуты, беседы, виртуальные экскурсии, самостоятельные работы, занятия-вариации, практические или виртуальные мастер-классы.
К нестандартным видам занятий, наиболее часто практикующимся в нашей студии, относятся:
— познавательные игры, дебаты и диспуты;
— поэтические часы;
— викторины;
— групповые обсуждения разнообразных предметов и проблем;
— игры-путешествия и игры-сказки;
— час вопросов и ответов;
— творческие импровизации.
Эти виды занятий не являются основными; они чередуются с традиционными видами (беседа, объяснение нового материала, практическая работа). Но такое совмещение различных видов занятий позволяет учащимся лучше усваивать новые знания в теории и на практике, не уставать в процессе работы, а коллективу — сплотиться.
2. Методы обучения.
В той или иной степени на занятиях студии практикуются такие методы:
— репродуктивный;
— словесные методы обучения;
— методы практической работы;
— исследовательские методы (творческие эксперименты с использованием навыков в других областях ДПИ, эклектичный подход и совмещение различных направлений в одной работе);
— метод наблюдения (фотосъемка, зарисовки);
— метод проблемного обучения (самостоятельный поиск ответов учащимися на поставленную проблему; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; проблемное изложение материала);
— метод игры (игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-путешествие, ролевые игры);
— наглядный метод обучения (использование наглядных пособий на занятии и вне его);
— использование на занятиях средств искусства (иллюстрации, репродукции, фотографии и т. д.), активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов (тестирование, анкетирование, создание и решение различных ситуаций).
3. Участие родителей
Привлечение родителей в работу студии во всех аспектах социальной и учебной деятельности. Родители активно помогают детям в заготовке природного материала и подготовительной работе; многие задействованы в поиске необходимой учебной и конкурсной информации по нашему направлению, участвуют в плановых воспитательных мероприятиях ГБОУ ДО РК «ДДЮТ», республиканских и всероссийских акциях. Благодаря активной жизненной позиции и поддержке творческого развития детей родителями, повысился интерес с их стороны к этнографии, истории, флоре и фауне родного края. Сами родители отмечают, что стали чаще выезжать на природу, посещать памятные места Крыма и различные интересные мероприятия. Именно родители стали всё больше мотивировать детей на достижение определенных положительных результатов.
4. Мотивация детей.
Мы знаем, что многие дети приходят в систему дополнительного образования за компанию, ради общения и ради общих друзей. И остаются в наших кружках и студиях только благодаря определенным качествам выбранного педагога и его особому подходу в области преподавания. Хотя эти же факторы влияют и на отток «чужих» детей из объединений.
В своей работе я опираюсь не просто на обучение учащихся умениям и навыкам (важный фактор и этому уделяется много сил и времени), упор делается на объяснение «почему надо сделать именно так», на понимание учащимися правильности или ошибочности исполнения. Очень важно, что учащиеся с первых занятий, выполняя практические задания по образцу, были бы способны применять полученные теоретические знания на практике творчески, не терялись в нестандартных ситуациях. Я стараюсь развить в детях умение составлять собственные оригинальные задания нового типа. И здесь на помощь приходят конкурсы, выставки, фестивали. С первых месяцев обучения дети включаются в процесс выставочно-конкурсной деятельности. Желание учащихся проявить себя, продемонстрировать свои возможности и побороться за определенную награду стимулирует их работоспособность и творческое развитие, а первые маленькие победы и номинации вызывают эмоциональный подъем и ускоряет профессиональный рост. Однако не стоит устраивать соревнования внутри студии, скорее это ведет к негативным последствиям и вместо позитивного интереса и ажиотажа развивается дух соперничества. Педагог для детей должен оставаться критиком и наставником, а не судьёй.
В процессе работы дети самостоятельно осознают и предлагают индивидуальные варианты создания и использования данных работ, а также наглядно демонстрируют результат: в конце занятия устраивают небольшие дефиле для одногруппников, друзей и родителей. И каждое такое шоу или ролевая игра — маленький шаг в сторону профессионального роста, осознания своей уникальности, избавления от негативных психологических комплексов, объединения коллектива, зарождения новой дружбы. Именно такой подход держит детей в положительном тонусе, влияет на неизменно стойкий интерес к занятиям и высокую посещаемость.
5. Результативность.
В решении этой проблемы играют роль два основных фактора: личностные достижения детей в той или иной учебной области и профессиональная компетентность педагога. «Застой» у мастера и учителя сразу же сказывается на результатах подопечных, дети теряют интерес к учителю и его предмету. Для учеников преподаватель должен быть вершиной высокой горы, которую хочется покорить.
Прежде всего, педагогу необходимо постоянное повышение собственного мастерства и профессионального уровня. Сейчас немного другие реалии, чем 10 лет назад. Практические мастер-классы и профессиональная учеба у флористов-дизайнеров стали менее доступны по ряду причин. Зато возможности интернет-обучения и профессионального общения просто огромны. Существует множество сайтов и групп профессиональной и педагогической направленности, масса литературы, мастер-классов и обучающих программ выложена в сети. Происходит ежедневный обмен опытом и демонстрация результатов профессиональной работы коллег и наставников. Кроме того необходима постоянная флористическая практика, чтобы быть в курсе ряда тенденций и направлений. Для этого я создаю образцы композиций, разрабатываю схемы, эскизы, прорабатываю технические приёмы, продумываю новые вариации. И всё это показывается коллегам, печатается в профильных интернет-изданиях или группах. Преподавателю, как и его ученикам необходима демонстрация собственных достижений, публичное поощрение, признание и подтверждение его заслуг.
Учащиеся других групп, знакомые семьи, друзья, коллеги из других регионов, просто заинтересованные нашим направлением люди видят, чем занимается студия, результаты труда педагога и детей. Мы не замыкаемся в узком кругу, а взаимодействуем с миром. И это тоже своеобразная мотивация для детей создавать красивые вещи. У нас всегда в открытом доступе прописанные задания на следующие занятия. Указаны необходимые материалы, даются объявления обо всех мероприятиях, демонстрируются примеры, образцы и другая наглядность, даются нужные ссылки и тексты.
Наша задача—не просто воспитывать своих учеников и обучать, мы развиваем заложенные природой задатки и таланты и просвещаем, открываем ученикам мир, наполненный творчеством, и в то же время мы, педагоги, открываем учеников миру. Отдавая как можно больше практических и теоретических знаний, постепенно формируем целостную, нравственную и профессионально ориентированную личность. Своим трудом, личностным примером мы закладываем основы будущего мастерства и профессионализма, уважительного отношения к профессии и призванию, социальным нормам поведения. Мы, педагоги, своими практическими и теоретическими знаниями должны внести вместе с родителями посильную лепту в формировании будущего Мастера, Профессионала, Человека.
Практическая работа.
1. Вниманию педагогов представлены тестовые задания, которые используются для мониторинга итоговых знаний учащихся 1 года обучения и для перевода учащихся из других студий ДП направления в группы 2 года обучения.
Мы попробуем их пройти.
1. Направленность — художественная
2. Студия «Фитодизайн»
3. Год обучения – второй
4. ФИО педагога — Шуленко Лина Валерьевна
Тестовые задания
1. Композиция это:
а) взаимосвязь частей и компонентов между собой и окружающим пространством;
б) созвучие, согласие;
в) подчеркивание чего-либо.
2. Асимметрическая композиция это:
а) композиция, в которой обе её половины одинаковые;
б) композиция, в которой элементы расположены произвольно, правая и левая половины разные;
в) композиция, в которой используется декоративный материал.
3. Правило «золотого сечения» гласит:
а) меньшая часть так относится к большей, как большая часть ко всей композиции;
б) меньшая часть равна трети всей композиции;
в) меньшая часть равна четверти всей композиции.
4. Основные цвета цветового круга это:
а) желтый, красный, коричневый;
б) белый и черный;
в) желтый, синий, красный.
5. Дополнительными цветами цветового круга являются:
а) цвета, лежащие друг против друга;
б) цвета, находящиеся рядом;
в) оттенки одного цвета.
6. Монохромный это:
а) в оттенках одного цвета;
б) черно-белый;
в) бесцветный.
7. Примером монохромной композиции может служить:
а) композиция из желтых хризантем с коричневыми листьями и темно-красными яблоками;
б) композиция из оранжевых хризантем с апельсинами и мандаринами;
в) композиция из белых хризантем в черной вазе.
8. Что из перечисленного относится к флористическим стилям:
а) вегетативный, декоративный, форма, форма-линейный;
б) спираль и транспарентность;
в) икебана и европейская флористика
9. Композиция в вегетативном стиле:
а) стилизованно воссоздает часть ландшафта;
б) имеет форму треугольника;
в) создается из растительного материала без цветов.
10. Транспарентная композиция:
а) легкая, прозрачная, имеет каркас, материал расположен свободно;
б) имеет четкие формы и линии;
в) массивная с текстильным фоном.
11. Какие слова являются названиями традиционных форм композиций:
а) шар, пирамидка, гирлянда, треугольник, веер, линия красоты;
б) прямая, волна, зигзаг, тор;
в) топиарий, бонсай, саженец, цветник.
12. Букет в переводе это:
а) «цветы»;
б) «пучок, связка цветов»;
в) «работа с цветами».
13. Заяц это:
а) символ Рождества;
б) символ Пасхи;
в) символ осени.
Хорошим результатом считается правильные ответы на 13-14 вопросов.
2. Небольшая викторина на знания флористической теории и истории, как пример игрового блока во время учебного занятия. Учащиеся разбиваются обычно на пары.
— назовите цветущие символы Японии? (сакура, хризантема);
— каким растением украшали головы победителей в древней Греции? (лавр благородный);
— назовите красивый и полезный цветок, что похож на солнышко? (подсолнух, гелиантус);
— что за маленький цветочек носит мужское и женское имена? (василек);
— какие ещё цветы подарили свои имена девушкам? (маргаритка, виола);
— какой персонаж крымской легенды попросил у Бога красные осенние ягоды, и какие? (шайтан/нечистый попросил ягоды кизила);
— на какой бал мы ездим осенью в Никитский ботанический сад? (на бал хризантем);
— какой цветочек желтый и белый, да ещё и улетает? (одуванчик);
— назовите символ французской монархии? (лилии);
— какими цветами прославилась Голландия? (тюльпанами);
— и кто волшебным образом проснулся в тюльпане? (Дюймовочка);
— какой волшебный цветок ищут в купальскую ночь? (цветок папоротника);
— а он вообще цветет ? (нет, это голосеменное растение);
— какой цветок по праву называют королевой цветов (розу);
— почему жениха и невесту посыпают розовыми лепестками (так гости и родные желают им богатства);
— символом какой страны стал кленовый лист? (Канада);
— в песнях и стихах часто воспевают эти красные ягоды, сравнивая их с девичьим румянцем и красотой (калина, иногда рябина);
— что такое гвоздика? (и цветок, и пряность);
— японское искусство аранжировки цветов это? (икебана)
— с какими растениями традиционно работают мастера «икебана» (изогнутые ветви деревьев и кустарников, крупные листья, камни, сезонные цветы);
— как называются фигурно выстриженные деревья в парках? (топиарии);
— какие растения завезли к нам из Америк? (перец, томат, кофе, кукурузу, картофель);
— мы используем её в оформлении, а хозяюшки пекут с ней булочки, что это за пряность? (корица).
3. Мастер-класс по созданию короны лесного царя.
Материалы: картон, ткань, солома, ветки, природные материалы для украшения.
Инструменты: клеевой пистолет, силиконовый клей, ножницы.
За основу взяли мастер-класс Татьяны Гладилиной (первая фотография), но изменили технологию.
Из плотного картона вырезаем полоску шириной пять сантиметров, и склеиваем её в обруч. Внутри оклеиваем лентой или полосой ткани. Клеевым пистолетом приклеиваем соломку и ветви по всей длине полосы. Украшаем природными материалами. Используем по назначению. На первой фотографии оригинальный мастер-класс. Ниже — работы нашей студии, короны учащихся 2 года обучения. Каждый ребенок выбрал самостоятельно концепцию оформления в рамках заданной темы, и получились стилизации: «лесная полянка», «опушка», «сосновый лес», «заброшенный сад», «зимний лес».
Номинация: план мероприятий по реализации концепции развития дополнительного образования детей.
Автор: Шуленко Лина Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования студии «фитодизайн»
Место работы: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым «Дворец детского и юношеского творчества»
Месторасположение: Симферополь, Крым
Дата изменения: 17.11.2017
Дата публикации: 17.11.2017