Аннотация
В статье акцент делается на условиях развития творческих способностей детей, представлены группы показателей детского творчества, алгоритм работы. Материал будет интересен воспитателям ДОУ.
Творчество — особый вид деятельности,
оно несёт удовлетворение.
С. Моэм
Рекомендации
Всем известна аксиома – вдохновение, желание творить у ребят появляется в ходе практических занятий. Развивать творческую личность может единая система эстетического воспитания.
В ГОСДО указано на необходимость «развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений», на «реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной… и др.)» [2].
Вопросами становления детского изобразительного творчества занимались корифеи педагогики и психологии: Л. С. Выгодский, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова, Л. Г. Савенкова и др.
Л. А. Венгер, А.В. Запорожец изучали психологический механизм развития способности ребенка воспринимать художественные образы. Они пришли к выводу о взаимосвязи видимых свойств и качеств образа с существующим у ребенка эстетическим вкусом.
В своих трудах Л. С. Выгодский отмечал, что полнота и точность образов восприятия зависят от овладения детьми выразительных способов и эстетических эталонов, от уровня овладения операциями соотношения их с качествами художественного образа [1].
Б. Неменский под целью всеобщей системы эстетического воспитания отмечал формирование у каждого члена общества высокого эстетического уровня, эмоционально-ценностного отношения ко всем явлениям жизни (вначале восхититься, а затем понять, зачем нужен предмет) [3].
Перед дошкольным воспитанием стоят задачи:
- Способстовать раскрытию образного ассоциативного мышления (восхитился и мыслит) ребенка.
- Развивать творческие эвристические способности ребенка.
Рассмотрим методы реализации предложенных задач.
Чтобы обеспечить выход на педагогику сотрудничества, необходимо:
- Использовать диалог (у выставки, образца), положив коллективный поиск решения в основу общения разных позиций.
- Обеспечить опору на творческий и нравственный опыт ребенка (т.к. не многие хотят рисовать, лепить и пр., воспитатель обязан выявить и побудить практическую деятельность).
- Создать систему стимулирования и поддержки позитивных форм поведения и деятельности.
Чтобы обеспечить на занятиях продуманную драматургию, эмоциональную целостность структуры как условие единства восприятия и созидания, используют дидактические игры, обыгрывание ситуаций.
Необходимо постоянно направлять развитие ребенка на желание творить, отмечать неординарный подход к выполнению заданий (что в работе не так, как сделать интереснее).
Разделяют три группы показателей детского творчества.
I группа – отношение детей к самому процессу творчества:
- Увлеченность, заинтересованность деятельностью.
- Эмоциональность, искренность переживаний.
- Способность войти в воображаемые обстоятельства.
- Образное видение.
- Способность к активизации волевых усилий.
II группа – способность к творческим действиям:
- Быстрота реакции, хорошая ориентировка в новых условиях.
- Оригинальность способов действий, поиск и нахождение новых приемов.
- Находчивость, самостоятельность в поисках решений.
- Использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в знакомые сочетания.
- Умение выбрать оптимальный вариант.
III группа – качество продуктов детской деятельности:
- Отбирает ли ребенок что-то из того, что говорил воспитатель.
- Самостоятельно ищет средства изображения.
Как же организовать деятельность для развития творческого потенциала ребенка?
Алгоритм работы таков:
- 1 этап — Первым делом следует обеспечение избирательности фона, формы и изобразительных средств (если в сюжетном рисовании не указан материал: карандаш, краски, ребенок сам выбирает материал). На первых занятиях по рисованию воспитатель показывает технику работы карандашом или одной краской. На рисовании не идет знакомство с цветом, это прерогативы занятий по сенсорике. Ребенок выбирает самостоятельно цвет, а в анализе работы можно спросить: «Почему небо красного цвета?».
- 2 этап — Следующий шаг научить ребенка обобщенным универсальным способам действий. Например: рисование травы горизонтальными или вертикальными черточками, небольшим кустиком, зигзагом с полосками, безотрывными кольцеобразными линиями и пр.; рисование солнца способом круга, с линиями-лучиками (тремя линиями из одной точки) вокруг круга, тремя линиями с черточками по кругу и пр.
- 3 этап – показать возможные варианты действий.
- 4 этап – обеспечить перенос умений и навыков.
- 5 этап – обеспечить реализацию дифференцированного подхода к обучению, учет индивидуальных особенностей – одаренным, талантливым детям давать задания по теме с инструкцией «садись и твори!», остальным — давать простые задания.
Что же обеспечит выполнение этих условий?
1. Необходимо пересмотреть наполняемость группы (педкабинета) необходимой наглядностью по рисованию (новые образцы, методические разработки, иллюстративный материал и пр.).
2. Запретить использовать образцы по предметному и сюжетному рисованию. Использовать в предметном рисовании — натуру, игрушку, муляжи, фланелеграф, схемы, иллюстрации. В сюжетном – фланелеграф, настольный театр, картины для рассматривания, альбомы Н.Т. Дяченко «Учись рисовать», В.А. Езикеевой «Сюжетное рисование», А.О. Глебовой «Учимся рисовать. Рисование, аппликация и лепка».
3. Образцы можно использовать:
3.1. в декоративном рисовании, аппликации, конструировании;
3.2. в I и II младшей группе до появления предмета;
3.3. в средней группе с появлением простого карандаша.
4. Образцов должно быть несколько, они должны обеспечивать вариативность: композиционную, изобразительную, цветовую, разно расположено и разно нарисовано.
5. Со II младшей группы дают все цвета карандашей.
Какими умениями должен обладать воспитатель, чтобы не только научить детей передавать образ предмета, но и создавать сюжетные композиции, творить, экспериментировать?
- Умение отбирать необходимый демонстрационный и раздаточный материал.
- Умение организовать детей на данный вид занятия.
- Умение руководить процессом восприятия.
- Умение вызвать эстетические переживания, подобрать игровые приемы.
- Умение грамотно показать способы изображения, обеспечивающие обозреваемость показа.
- Грамотно сочетать показ с доступным объяснением (показ и объяснение синхронно).
- Проявлять гибкость в управлении образовательного процесса (должна существовать обратная связь: вопрос-ответ).
- Предусмотреть возможные затруднения при организации проведения занятия.
- Мотивировать и стимулировать творческое начало воспитанника.
- 10.Формировать грамотные и доступные критерии оценочной деятельности.
Процесс становления азов творчества длительный. Миссия воспитателя поддержать воспитанника в желании научиться способам изображения, развивать художественные способности, уделяя должное внимание к процессу и результату его творческой деятельности.
Литература
- Выготский, Л.С. Психология искусства./ Л.С. Выгодский — М.: Искусство, 1986. — 573 с
- Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОН ДНР от 08.05.2020г. № 68 –НП)
- Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя./Б.М. Неменский — М.:Просвещение, 1987,-255 с.
Интернет-документы
- Григорьева, У.Е., Андреева, Л.Д. Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015013038 (дата обращения 23.01.2022г.)
- Цитаты и афоризмы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://citaty.su/citaty-i-aforizmy-o-tvorchestve (дата обращения 23.01.2022г.
Методическая рекомендация «Развиваем творческий потенциал детей средствами рисования».
Автор: Цветкова Елена Александровна
старший воспитатель высшей категории
МБДОУ «Ясли-сад №316 г. Донецка»
ДНР г. Донецк
Дата изменения: 24.01.2022
Дата публикации: 24.01.2022