Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в разных видах музыкально-художественной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, формировать основы музыкальной культуры.
Форма: НОД (интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)
Задачи:
- обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами в музыке, накапливать представления о жизни и творчестве русских композиторов, обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности, развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности; стимулировать самостоятельную деятельность при сочинении танцев, игр, оркестровке; развивать у детей умение сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности (ОО «Художественно-эстетическое развитие»);
- содействовать гармоническому и физическому развитию детей, закреплять умение осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку других детей, развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений; сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии ( звукогимнастика, игровой массаж ) (ОО «Физическое развитие»);
- создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах деятельности, обогащать опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности, развитие умения сотрудничать со сверстниками; развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей (ОО » Социально-коммуникативное развитие»);
- совершенствовать аналитическое восприятие, расширять кругозор детей в области музыки, стимулировать интерес к сравнению предметов, развивать любознательность и познавательную мотивацию, воображение и творческую активность (ОО » Познавательное развитие«).
Музыкальный репертуар:
- Фрагменты из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»: «Дуэт Мари и Принца», тема «Мышей», «Марш», «Колыбельная Мари», «Вальс снежных хлопьев».
- Танец «Трепак» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
- Народные колыбельные песни «Ой, качи», «Бай, качи».
- Песня Л. Вихаревой «Зимние забавы».
Оборудование:
Магнитофон, металлофон, музыкальные треугольники, бубен, колокольчик, атрибуты для танцевальной импровизации (ленты, платочки, снежинки, шарфики), макет новогодней елки, плоскостные шары, иллюстрации к сказке «Щелкунчик».
Ход
Дети входят в зал под музыкальный фрагмент темы «Дуэт Мари и Принца» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», встают свободно.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! А вы меня? Какое у вас настроение?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель: Давайте попробуем передать ваши настроения в музыкальной песенке-приветствии.
Песенка-приветствие «Здравствуйте! Доброе утро!»
Индивидуальные песенные импровизации детей по желанию: дети отвечают вокальными импровизациями, педагог отмечает наиболее выразительные варианты.
Музыкальный руководитель: Ребята, когда вы вошли в зал, вас встречала музыка. Вы ее узнали?
Дети: Это музыка из балета «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель: Кто написал эту музыку?
Дети: Музыку написал Петр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель: А что такое балет?
Дети: Балет — это музыкальный спектакль, в котором герои передают свои мысли и чувства при помощи танца, выразительных жестов, мимики.
Музыкальный руководитель: Какие в этой сказке встречаются персонажи? Когда происходят события?
Дети отвечают, вспоминают сказку.
Музыкальный руководитель: Да, это новогодняя сказка, в которой происходят чудеса. И у нас с вами впереди новогодний праздник — сказочный и волшебный, когда исполняются ваши самые заветные желания и вам дарят подарки. Вы любите подарки? Сегодня я для вас приготовила сюрприз. Пойдемте за мной!
Дети и музыкальный руководитель подходят к елке, накрытой тканью. Музыкальный руководитель снимает покрывало.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какая у нас в зале елочка! Но что это? Она не наряжена! Куда же могли исчезнуть все новогодние украшения?
Звучит голос (в записи): Ха, ха, ха! Новый год ждете? Гостей пригласили, а про меня забыли? Не будет вам праздника! Я разбросала все волшебные шары, и пока вы их не соберете, Новый год не наступит! Ха, ха, ха!
Звучит музыкальный фрагмент темы «Мыши» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»
Музыкальный руководитель: Ребята, кто это? Что-то я ничего не поняла, может быть, вы мне объясните?
Дети: Это злая королева Мышильда украла шары с елочки!
Музыкальный руководитель: Так вот оно что! Как же нам быть, что делать?… Я, кажется, поняла. Если мы с вами правильно выполним все задания, то волшебные шары непременно найдутся, отзовутся своей музыкальной песенкой! Я в этом просто уверена! Прислушайтесь!
Звучит «Марш» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»: закрепить знание жанровых особенностей марша; уточнить характер исполнения и выразительности движений в соответствии с характером музыки и сюжетом танца; развивать творческие способности в передаче задуманного образа.
Музыкальный руководитель: Ребята, как называется эта музыка?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Правильно. Это «Марш» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Какой он по характеру?
Дети: Веселый, шуточный, игрушечный, детский.
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на черточки, изображенные на шаре.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, короткие черточки на шаре означают характер марша. Какой он?
Дети: Четкий, активный, бодрый.
Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами попробуем стать артистами балета и передать легкий, игрушечный, сказочный характер марша в движении. Девочки будут куклами, а мальчики — солдатиками. Постарайтесь, чтобы движения в танце были четкими, ритмичными и выразительными.
Дети исполняют танец «Марш» из балета «Щелкунчик» (движения к танцу из методического пособия Т.Ф. Кореневой «В мире музыкальной драматургии»).
Звучит фонограмма «Глиссандо».
Музыкальный руководитель: Вы слышали, ребята? Мне кажется, нам отвечает первый волшебный шар. Значит, вы — молодцы, правильно выполнили первое задание, станцевали ритмично и выразительно. Первый шар мы нашли, но все приключения еще впереди. (Вешают на елочку 1 музыкальный шар). Присядьте на стульчики.
Звучит фрагмент «Колыбельной» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»: закреплять знание жанра и характера музыки колыбельной песни, учиться выделять и анализировать характерные особенности жанра «колыбельная песня» при сравнении ее с жанром «марш».
Музыкальный руководитель: Сейчас для вас прозвучал музыкальный фрагмент, определите название.
Дети: Колыбельная, которую Мари пела для Щелкунчика.
Музыкальный руководитель: Как вы догадались, что это колыбельная? Какая это музыка по характеру? Чем отличается от марша?
Дети: Спокойная, ласковая, напевная, протяжная, а марш — четкий, бодрый.
Музыкальный руководитель: Как ее приятнее слушать?
Дети: С закрытыми глазами.
Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам закрыть глаза и прослушать ее еще раз.
Звучит фрагмент «Колыбельной» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель: А вы хотите спеть колыбельную песню?
(Ответы детей).
Чтобы наше пение было выразительным и ярким, нам надо научиться правильно и красиво произносить звуки, слова. Для этого сделаем упражнения звукогимнастики. Что такое — «звукогимнастика»?
Дети: Зарядка для рта.
Музыкальный руководитель: Эти упражнения лучше выполнять перед зеркалом. Вы согласны со мной? (Ответы детей). Да, чтобы мы смогли видеть, как работает наш рот, челюсть, губы, язык, мышцы лица.
Упражнения звукогимнастики, выполняемые у зеркала (ФМРГ В.В. Емельянова): «Дом для язычка», «Любопытный язычок», «Скрип», «Уточка», «Крокодильчик», «Удивленный бегемот»: способствовать оздоровлению детского голосового аппарата, его активизации и освобождению, улучшению психоэмоционального фона, развитию у детей способности к самоанализу и самоконтролю при выполнении упражнений.
Музыкальный руководитель: Теперь, я уверена, что ваш язычок стал более активным и послушным. А какое задание нам поможет спеть выразительно и четко?
Дети: Рассказать скороговорку.
Музыкальный руководитель: Про каких персонажей из сказки «Щелкунчик» вы знаете скороговорку?
Дети: Про мышей.
Скороговорка «Мышонку шепчет мышь: ты все, не спишь, шуршишь? Мышонок шепчет мыши: шуршать я буду тише!»: активизировать работу певческого аппарата, развивать умение проговаривать скороговорку с разнообразной динамикой, выразительными интонациями, по одному, всем одновременно и по ролям в диалоге.
Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам превратиться в маленьких мышат, которые сидят в норке тихо-тихо. Давайте проговорим скороговорку шепотом, но четко работая губами.
Дети проговаривают.
Музыкальный руководитель: А сейчас наши мышата осмелели, вышли из норки погулять, поэтому мы проговариваем энергично, ярко и бодро.
Дети проговаривают.
Игровой массаж с произношением скороговорки: сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье, приобщать детей к основам здорового образа жизни.
Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют массаж спины, произнося скороговорку (поглаживание, растирание, разминание, легкие постукивания ладошкой, кулачком, пальцами).
Музыкальный руководитель: Хорошо! Попробуем разыграть скороговорку в лицах, в диалоге друг с другом.
Музыкальный руководитель выбирает детей для участия в парах.
Обговаривает с детьми интонационное произношение:
- Мама — строго, мышонок — испуганно.
- Мама — нежно, мышонок — озорно, игриво.
(Дети выполняют задание).
Музыкальный руководитель: Молодцы! У вас получились разнообразные интонации. Я предлагаю сочинить на этот диалог песенки мамы-мышки и мышонка. В зависимости от интонаций, которые мы выбрали с вами в скороговорке, песенки героев должны получиться разнообразными. Кто хочет попробовать?
Песенная импровизация скороговорки: развивать песенное творчество, побуждать детей импровизировать простейшие мелодии в вопросно-ответной импровизации, разыгрывать скороговорку в лицах (попарно).
Распевание проводится на стульчиках.
Музыкальный руководитель: Знакомы ли вам эти мелодии?
Звучат два музыкальных фрагмента — народные колыбельные песни «Ой, качи» и «Бай, качи»: учиться анализировать характерные особенности музыкальных произведений одного жанра — колыбельной песни, исполнять колыбельные выразительно, в характере заданного музыкального образа, развивать слуховой контроль и чистоту интонации при транспонировании колыбельной «Бай, качи» от разных звуков.
Дети: Это колыбельные песни «Ой, качи » и «Бай, качи».
Музыкальный руководитель: Давайте сравним их, какие они по характеру?
Дети: «Ой, качи» — грустная, печальная, нежная. «Бай, качи» — ласковая, шутливая, игривая.
Музыкальный руководитель: А чем похожи эти мелодии?
Дети: Это колыбельные песни. Они напевные, легкие, протяжные.
Музыкальный руководитель: Давайте споем колыбельную » Ой, качи«, передавая в ней грустное, печальное настроение.
Дети исполняют песню «Ой, качи» по подгруппам и вместе.
Музыкальный руководитель: Колыбельная «Бай, качи» исполняется в другом темпе, в другом настроении — поживее, полегче и повеселее. Давайте представим, каким голосом нам спел бы колыбельную песенку папа? А мама? А младшая сестренка?
Дети: Папа спел бы низким голосом, мама — повыше, а сестренка — тоненьким голоском.
Музыкальный руководитель предлагает детям по желанию по одному исполнить колыбельную «Бай, качи», от разных по высоте ступеней.
Дети исполняют.
Звучит фонограмма «Глиссандо».
Музыкальный руководитель: Вы слышите, ребята? Красивое и выразительное пение колыбельных песен помогло нам совершить второе чудо. И мы вешаем на елочку еще один шар.
Мы с вами готовимся к новогоднему празднику и разучили песню «Зимние забавы» композитора Л. Вихаревой.
Песня Л. Вихаревой «Зимние забавы»: продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песню радостного, задорного характера, моделировать звуковысотное ведение мелодии во вступлении рукой, исполнять легким полетным звуком, без напряжения, чисто интонировать, выразительно исполнять песню.
Музыкальный руководитель: Скажите, пожалуйста, мелодия этой песни похожа на мелодию колыбельных?
Звучит фрагмент песни Л. Вихаревой «Зимние забавы».
Музыкальный руководитель: Чем она отличается?
Дети: Мелодия песни о зиме веселая, задорная, радостная, она как бы скачет, прыгает.
Музыкальный руководитель: Композитор точно передает в скачущем, легком, озорном движении мелодии ее игривый, детский характер, как будто дети играют, веселятся, катаются с горки на санках, бросаются снежками.
Послушайте, как в музыкальном вступлении мелодия сбегает вниз, словно съезжает с горки на санках.
Педагог проигрывает вступление, дети показывают рукой движение мелодии.
Исполнение песни Л.Вихаревой «Зимние забавы» с солистами или подгруппой, выбор детей.
Звучит фонограмма «Глиссандо», дети находят 3 шар.
Музыкальный руководитель: Ребята, а этот шар раскрашен какими —то птичками, посмотрите, они как будто скачут по всему шарику. Что же это означает?
Дети: Это озорной и веселый характер песни о зиме.
( Вешают на елочку еще один шар).
Музыкальный руководитель: Садитесь на стульчики, наше путешествие в сказку продолжается.
«Вальс снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского » Щелкунчик«: обогащать высказывания детей об эмоционально — образном содержании музыки, слышать интонационную изобразительность звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и развивать творческое воображение.
Музыкальный руководитель: Ребята, а эта музыка напоминает нам…
Дети: О том, как Мари и Принц отправились в путешествие в Королевство Сластей. Это «Вальс снежных хлопьев».
Музыкальный руководитель: Какой характер этого вальса?
Дети: Кружащийся, полетный, взволнованный.
Музыкальный руководитель: Переборы арфы в оркестре помогают нам услышать и увидеть картину метели, «вьюжный» характер передают трепетные скрипки. А какие музыкальные инструменты изображают блеск снежинок?
Дети: Флейты, треугольники, колокольчики.
Музыкальный руководитель: Сейчас мы попробуем перенестись в волшебный заснеженный лес и закружиться со снежными хлопьями в их волнующем вальсе. Кто хочет показать свои движения к музыке? Выберите, что вам поможет передать легкость, изящность движений.
Дети по желанию выбирают атрибуты к танцу: ленты, платочки, снежинки, шарфики.
Танцевальная импровизация «Вальс снежных хлопьев» на музыку П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»: развивать творческие способности в передаче образа, сюжета танца, стимулировать интерес к музыкальной деятельности, используя выбор разнообразных атрибутов, учиться правильно оценивать исполнение других детей.
По окончании танца педагог предлагает детям отметить удачные выразительные движения детей, участвовавших в импровизации.
Звучит фонограмма «Глиссандо».
Дети находят 4 волшебный шар. Педагог обращают внимание на спиральные, вьющиеся линии, дети сравнивают их с кружащимся, полетными движениями вальса и вешают шар на елку.
Музыкальный руководитель: По прибытии Мари и принца в Королевство Сластей состоялся пышный бал. Приехали гости из разных стран: испанцы, арабы, китайцы. Все они представляли свои танцы. Были здесь и гости из России. Я предлагаю послушать еще раз удалой русский танец «Трепак».
Звучит фрагмент танца П.И.Чайковского «Трепак» из балета «Щелкунчик»:
- продолжать знакомить с музыкой балета » Щелкунчик» П.И. Чайковского, определять жанр, характер музыки и ее настроение;
- уметь оркестровать пьесу, связывая звучание тембров музыкальных инструментов с характером музыки; развивать чувство ансамбля, играть в оркестре слаженно и ритмично, самостоятельно, в сопровождении фортепиано.
Музыкальный руководитель: Какой характер у этого танца?
Дети: Задорный, острый, боевой, немножко колючий.
Музыкальный руководитель: Правильно. Остроту и четкость русской пляске придают резкие акценты. Очень яркие и мощные аккорды в оркестре, скачкообразное строение мелодии. Какое новое слово вы сейчас услышали? Как вы его понимаете?
Дети объясняют.
Педагог совместно с детьми проговаривает новое слово: скачкообразное.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какие из музыкальных инструментов нашего оркестра могли бы передать остроту, четкость танца «Трепак»?
Дети: Барабаны, бубны.
Музыкальный руководитель: После яркого, напористого движения, мелодия звучит более легко, но также остро, отрывисто. (Педагог исполняет отрывок). Какие музыкальные инструменты мы подберем для оркестровки этого отрывка мелодии?
Дети: Колокольчики, треугольники, металлофоны.
Музыкальный руководитель предлагает детям выбрать музыкальные инструменты для оркестровки в соответствии с характером звучания.
Дети исполняют фрагмент танца «Трепак» на детских музыкальных инструментах с музыкальным сопровождением педагога.
Звучит фонограмма «Глиссандо».
Музыкальный руководитель: Послушайте, ребята, еще один волшебный шар ответил своей чудесной песенкой.
Дети находят шар, на котором нарисованы точки, сравнивают его с острым, удалым характером танца «Трепак», вешают на елочку последний шар.
Музыкальный руководитель:
- Как вы думаете, помогли мы Фее Музыки?
- Какие задания для этого мы выполняли? Что вам удалось?
- Что получилось лучше, чем на прошлом занятии?
- Что узнали нового?
(Ответы детей)
Действительно, произошло чудо, которое помогла нам совершить музыка-волшебница с помощью выразительных, красочных интонаций своего музыкального языка. Огромное спасибо вам, маленькие волшебники, за ваше старание. Скоро наступит Новогодний праздник — веселый, сказочный, волшебный, который принесет вам много подарков!
Музыкальный руководитель прощается с детьми певческой импровизацией, дети отвечают.
Автор: Чернова Елена Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МАОУ детский сад № 210 «Ладушки»
Месторасположение: г. Тольятти
Дата изменения: 25.06.2019
Дата публикации: 23.10.2014