КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Я АВТОР?!»
Данное занятие проводится для учащихся 5-6 классов в рамках реализации творческого проекта «Мир сказок». Цикл занятий и мастер-классов по данной теме включает в себя подробное знакомство с жанром сказки и её художественными особенностями, знакомство с творчеством русских художников-иллюстраторов сказок, картами В.Я Проппа и др. Итогом деятельности детей является написание собственной сказки, поэтому мы знакомимся с понятием «автор», «плагиат».
Тип занятия: комбинированное
Цели занятия
Предметные:
–познакомиться с программами проверки уникальности текста
–совершенствовать навыки работы с письменным текстом;
–совершенствовать орфографические навыки и умения;
–обогащать активный и потенциальный словарный запас;
–воспитывать вдумчивого читателя.
Метапредметные:
–составлять план действий;
–осуществлять контроль своей деятельности;
–создавать развёрнутое высказывание;
–умение слушать и вступать в диалог;
– овладение устной и письменной речью;
–способность к самооценке.
Оборудование, ресурсы:
- ноутбук;
- листы формата А4.
- бейджик «Главный редактор»;
- вывеска на дверь «Главный редактор журнала «Живое слово»».
- тексты произведений учащихся на листах формата А4
- иллюстрации учащихся;
- толковый словарь С. Ожегова
Используемые педагогические технологии: проблемного обучения, развития информационно-технологической компетентности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент. Введение в деятельность.
1. Педагог приветствует детей. Проводит беседу и задаёт первый проблемный вопрос.
- Как вы понимаете тему занятия? Почему два знака в теме: вопросительный и восклицательный?
- Кто такой АВТОР? Кого можно назвать автором?
- Считаешь ли ты себя автором? Можно назвать твою сказку авторской? Почему?
- Как вы понимаете выражение авторские права?
- Что нужно сделать, чтобы закрепить авторские права?
- Что означает слово ПЛАГИАТ?
Методические указания
В ходе беседы предлагается после того как учащиеся дадут сами определение слов «автор», «плагиат» посмотреть в толковом словаре С.Ожегова значение слов(1-2 чел.), другим открыть словарь онлайн. И те другие зачитывают вслух.
ABTOP, -а, м. Создатель какого-нибудь произведения. Автор проекта. Автор романа. || ж.авторша, -и (прост.). || прилагательное авторский, -ая, -ое.
ПЛАГИАТ, -а, м. Выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, присвоение авторства.
Вопрос «Считаешь ли ты себя автором? Можно назвать твою сказку авторской? Почему?» Педагог задаёт каждому учащемуся конкретно.
II. Основной этап.
1. Педагог:
- Хотите ли вы установить своё авторство? (отвечают все, что хотят).
- А как, по-вашему, это можно сделать? (не знают, что предложить).
- Для этого мы с вами познакомимся с интересными сайтами.
Открывает сервис https://text.ru/antiplagiat
–Давайте знакомиться с данным сайтом. Называется он Антиплагиат онлайн на TEXT.RU. С помощью программного обеспечения данного сайта мы можем проверить текст на авторство совершенно бесплатно.
Как это сделать? Очень просто: мы копируем текст и вставляем его в окошечко для текста. Нажимаем кнопку «Проверить уникальность». А что означает слово «уникальный»? (дети отвечают).
Уникальный – единственный в своём роде, неповторимый. Если в сети есть что-то похожее на тот текст, который мы отправили на проверку, программа это обнаружит. Когда проверка закончится, мы получим процент уникальности. Также программа выдаст количество ошибок, эти места будут подсвечены.
2. Проводится проверка уникальности текстов учащихся – их авторских сказок.
Педагог:
Наши тексты оказались уникальными. Зарегистрированные пользователи могут зафиксировать уникальность, скопировать ссылку на проверку, получить кнопку уникальности (смотрим на примере работы, как это можно сделать).
Одна из работ у нас имеет не 100% уникальность. Почему? Посмотрим. Для этого мы должны пройти по ссылке на совпадения (проходим по ссылке). Оказывается, во время работы Юля и Даша обратились к ресурсам интернета, чтобы подобрать загадку по теме сказки. Поэтому, уникальность их работы 93,62 % и даётся ссылка на сайт https://hvatalkin.ru/zagadka/1325. На самом деле, конечно, сказка авторская.
3. Педагог:
–Обратимся к орфографии. Дети самостоятельно изучают, какие ошибки допущены.
–Давайте обобщим. Итак, как мы поняли, указанные ошибки это не только в привычном вам школьном смысле этого слова. К ошибкам программа отнесла и лишние пробелы, и то, что она «не знает», например, слова «жили-были», написанные вами через чёрточку.
–Итак, как мы ответим на вопрос по поводу авторства?
Педагог задаёт каждому этот вопрос: Ты автор, Даша? Ты автор, Сергей? и т. д.
4. Педагог объявляет физминутку.
Предлагает учащимся самим выступить в роли инструкторов и предложить упражнения. Учащиеся по одному предлагают упражнения. Все выполняют.
5. Педагог предлагает обратиться ко второй части темы: «Я автор!».
– Мы уже доказали ваше авторство. Но интересно ли автору только самому любоваться на своё произведение? Чего хочется любому автору – создателю картины, музыки, игрушки, песни, стихотворения и т.д? (дети отвечают: чтобы зрители, слушатели познакомились с его произведением).
–А как вы можете своё произведение до читателей донести? (дети отвечают: прочитать родным, знакомым, напечатать).
–Предлагаю вам сделать шаг навстречу к своим читателям. Для этого надо предложить своё произведение к публикации. Объявляю игру.
6.Ролевая игра «В редакции журнала»
Информационная часть игры
Каждый из вас автор произведения, которое вы хотите опубликовать в литературном журнале «Живое слово». Вы пришли в редакцию журнала и должны встретиться с его главным редактором. Ваша задача – убедить его опубликовать ваше произведение. Диалог с редактором должен включать слова «Я АВТОР!», а также включать необходимые формулы этикета (приветствие, прощание, «вежливые слова»).
Подготовительная часть
Учащиеся обдумывают и записывают на листе бумаги главные тезисы своей речи.
Игровая часть
Игроки по очереди выходят за дверь (на ней табличка «Главный редактор журнала «Живое слово»»), входят, здороваются, говорят о цели своего прихода. Редактор начинает диалог.
Примерные вопросы к соискателям по ходу диалога
–Для какого возраста ваше произведение?
–Почему вы выбрали жанр сказки?
–Что может привлечь детей в вашем произведении?
–Эта сказки подходит для семейного чтения?
–Чему учит ребёнка ваша сказка?
–Как вы узнали о существовании журнала «Живое слово»? (эти дети присутствовали на презентации сборника творческих и исследовательских работ других детей).
–Будет ли публикация вашего произведения сопровождаться иллюстрациями? Если да, то какими?
На прощание редактор ставит автора в известность, что редакционная коллегия рассмотрит его заявку и поставит в известность о решении.
Завершающая часть
Педагог завершает игру, давая оценку действиям игроков. Просит детей продолжить предложения:
- Я понял, что…
- Я узнал, что…
- Я научился…
Педагог:
– Давайте помечтаем о том, каким будет наш сборник (дети говорят: красивым, интересным, современным, с иллюстрациями, большого формата).
– Спасибо за предложения, мы ещё обсудим этот вопрос на другом занятии.
III. Рефлексия.
Педагог даёт оценку деятельности группы. Предлагает высказаться детям.
Прощается, объявляет тему следующего занятия.
Скачать занятие для учащихся 5-6 классов в рамках реализации творческого проекта «Мир сказок».
Автор: Лебедева Галина Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Место работы: Детско-юношеский центр города Костромы «АРС»
Месторасположение: город Кострома, Костромская область
Дата изменения: 10.02.2018
Дата публикации: 10.02.2018