Конспекты занятий по музыкотерапии для детей с ДЦП

Конспекты занятий по музыкотерапии с элементами ритмики, лечебной хореографии и фольклора для детей подготовительной к школе группы с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

Конспекты занятий по музыкотерапии для детей с ДЦП
Конспекты занятий по музыкотерапии для детей с ДЦП

Конспект занятия по музыкотерапии с элементами ритмики для детей с ДЦП

Пояснительная записка.

Многочисленные исследования отводят исключительно важную роль двигательному анализатору в развитии речи и интеллекта, доказывает взаимосвязь двигательной и речевой сферы, их значение в психическом развитии ребёнка. При ДЦП особо страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения. Это отрицательно сказывается на формировании двигательной, речевой и интеллектуальной сферы ребёнка.

Проанализировав работы учёных (Жак Далькроза, Гринера В. А., Мастюковой Е. М., Ипполитовой М. В., Стерник О. А.), мы утвердились во мнении, что музыка, ритмика и лечебная хореография являются ценным средством для развития не только этих сфер, но и эмоционально-волевой сферы и личности в целом, которые так же страдают у детей с ДЦП. Отрабатывать в многочисленных вариантах упражнения, предназначенные для коррекции осанки, порочных установок в суставах конечностей и, что особенно важно, возможность переключения с одного движения на другое, поможет слово, речь, которые являются важнейшим регулятором поведения; темп, при котором совершается то или иное действие.

Столь же существенным, а иногда и определяющим эффективность, является музыкальное сопровождение. Музыка тщательно отобрана и соответствующая задачам и темпу движения, является сильным условием его стимуляции. Движение под музыку — специальная форма двигательной деятельности, когда движение в известном смысле регулируется музыкальным процессом. Только при содействии музыки способны регулироваться движения, которые не обнаруживаются очень ярко во всех других формах двигательной деятельности так отчётливо. Для детей с ДЦП музыка необходима, т. к. одним из её эффектов является релаксация — устранение напряжённости мышечного тонуса. Музыка не только способствует расслаблению тонуса мышц, но и стимулирует быстроту и силу выполняемого движения.

Наряду с общепринятой системой лечебной гимнастикой по методу В. Бобат и К. Бобат и других мною широко применяется так же лечебная хореография. В основе этого метода лежит принцип использования потенциальных возможностей, скрытых в положительных эмоциях, которые по выражению И. П. Павлова являются источником усиления деятельности коры головного мозга, важным фактором умножения творческой энергии людей.

Основой содержания хореографии является изучение танцевальных упражнений классической системы танца. Эти упражнения тренируют мышцы детей, необходимые для выработки правильного положения ног, рук, головы и корпуса. Основой лечебной работы является систематический классический тренаж. Опорой для использования упражнений и при изучении танцевальных элементов служит балетный станок. Дети держатся руками за станок, что помогает удерживать корпус в равновесии. Упражнения для коррекции двигательных нарушений средствами хореографии подбираются после определения и уточнения врачом (ортопедом, инструктором ЛФК) возраста ребёнка и тяжести его заболевания.

Предлагаю конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с различными формами ДЦП (спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма и атонически-астатическая форма). У детей наблюдаются самые разнообразные синдромы нарушений: косоглазие, поретическое состояние жевательной мускулатуры, поражение подъязычного нерва. У всех детей нарушена общая и мелкая моторика, эмоционально-волевая сфера и поведение. По степени тяжести нарушений движений и сформированности двигательных навыков, дети имеют среднюю степень тяжести нарушений.

Исходя из практического опыта, считаю необходимым начинать занятие музыкотерапии со 2-й младшей группы, используя только элементы ритмики и лечебной хореографии. Основная работа по музыкотерапии начинается в старшей и подготовительной группах. Занятие два раза в месяц в течение часа.

Хочу обратить внимание на субъективное ощущение ребёнка занятий. Дети любят их, они удовлетворяют их потребности в движениях.

По окончанию занятий в конце учебного года и проведя обследование двигательной и речевой сферы, мы получили положительные результаты:

— Прежде всего, у детей появилось стремление к выполнению предложенных движений, умение управлять ими.

— Движения, выполняемые детьми под музыку, приобрели необходимую соразмерность и точность.

— Улучшилось статическая и динамическая координация движений, снизился тонус мышц, появилась возможность активного подавления тонических рефлексов.

— Дети стали правильно ориентироваться в пространстве. Стали стремиться выполнять движения так же, как и все здоровые дети.

— Положительные результаты появились и в артикуляционной моторике, улучшилась просодическая сторона речи, появился контроль за своим произношением, более свободной и развёрнутой стала фразовая речь.

Список литературы:

  1. Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике; Поваляева М. А., справочник логопеда; Ростов — на — Дону; Феникс, 2001 г.
  2. Битова А. Л., Липес Ю. В., Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжёлыми нарушениями речевого развития, Методические рекомендации, 1994 г.
  3. Аллояров Х. А. «Музыкотерапия в трудах Ибн Сины». «Здравоохранения Таджика» — 80 г. № 5
  4. Басов М. А. «Движение под музыку», в книге «Избранные психологические произведения». — 75 г.
  5. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика». М., «Просвещение» — 85 г.
  6. Гринер В. А. «Логопедическая ритмика для дошкольников», Учпедгиз — 51г.
  7. Стерник О. А. «Использование элементов хореографии в лечении детей с церебральным параличом»; мед. журнал «Узбекистан» — 72 г.
  8. Шишкина В. А. «Движение + движение». М., «Просвещение» — 92 г.

Задачи занятия:

  1. Через слово и музыку способствовать преодолению двигательных, речевых и психических нарушений у детей.
  2. Стимулировать двигательную активность и двигательную возможность при помощи слова и музыки.
  3. Учить каждого, без особых усилий подчиняться общему темпу, и действовать согласовано и ритмично.
  4. Через занятие пробудить у детей интерес к истории карельского народа, к его жизни, мечтам, к его языку и поэзии.
  5. Через хореографические движения способствовать выработке у детей образца движений, нормализации мышечного тонуса, сохранению равновесия, развитию «чувства позы», необходимого для всякого движения.

Коррекционная задача по лечебной хореографии:

  1. Через многочисленные варианты упражнений корригировать осанку, опорные установки в суставах конечностей.
  2. Тренировать подвижность, активность моторики, возможность переключения с одного движения на другое.

Для занятий потребуется:

  1. Диск с записями мелодий Государственного ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле».
  2. Для исполнения танцевальных движений — кружевной платочек.
  3. Музыкальные инструменты — бубенцы, колокольчики.
  4. Балетная стойка, зеркала (для выполнения движений под контролем зрительных ощущений).

1. Организационный момент

Дети входят в зал друг за другом.

Логопед. Доброе утро ребятишки, девчонки и мальчишки.
Я очень рада видеть вас в зале, и хочу, друзья признаться, что люблю я по утрам гимнастикой заниматься, что советую и вам.

Всем она нам помогает, много пользы от неё и хорошим настроением заряжает за усердие своё.

Приглашаю вас сегодня заглянуть в карельский лес, в край голубых озёр и порожистых рек; в игры поиграть, песни спеть, да танцами порадоваться, но чтоб нам весело было шагать, под музыку надо всё выполнять.

2. Развитие координации, внимания, памяти, быстроты двигательной реакции (авторские упражнения)

Логопед. Друг за другом повернитесь, спинки ровненько держите. Носом вдох, а выдох — ртом, дышим глубже, а потом — шаг на месте, за ведущим все вместе.

Дети под музыку идут друг за другом и выполняют движения:

  1. Логопед. На носочках мы пойдём, выше сосенок растём (дети идут на носочках).
  2. Логопед. В лес зелёный мы пойдём, все пенёчки обойдём (дети идут высоко поднимая ноги).
  3. Логопед. Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса. Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим (дети бегут на носочках).
  4. Логопед. Тишина стоит вокруг, повернулись детки в круг. Покажите, как поморы вёслами гребут, будто ранним утром по морю плывут (дети выполняют приставной шаг с пружинкой).
  5. Логопед. Лесорубам подражаем дружно, ножками потопать нужно (дробный шаг).
  6. Логопед. А теперь парами гуляем, голубику и морошку собираем (дети парами гуляют по залу).

3. Развитие слухового внимания

Логопед. Собирайся народ, кто играть сейчас пойдёт? (Дети встают в круг, взявшись за руки, выбирается водящий).

Логопед. Серёжа, мы сейчас в лесу, мы зовём тебя «Ау»! Ну-ка глазки закрывай, не робей, кто позвал тебя узнай, поскорей. (Кто-то из ребят произносит: «Серёжа, АУ»! Ребёнок открывает глаза, и по голосу узнаёт, кто его позвал).

Логопед. Но закончилась игра, дальше в путь нам всем пора. Снова мы шагаем, дышим ровно, глубоко. (Дети под музыку двигаются друг за другом, затем подходят к станку).

4. Хореографическая лечебная гимнастика у балетной стойки

Логопед. Продолжаем мы разминку. Встаньте ровно, повернитесь, к спинке стула прислонитесь, пятки вместе, начинаем все мы вместе. Что? (Дети называют упражнение).

  1. «Плие» (Цель: Коррекция разгибательных бёдер и больших отводящих мышц бедёр. Дети приседают, не отрывая пяток от пола, затем выпрямляются).
  2. «Фрапе» (На «раз» — нога ставиться на носок, на «два» — на пятку, на «три» — на носок, на «четыре» — приставляют ногу к опорной ноге).
  3. «Тандью-батман» (На «раз» — правая нога прижимается к щиколотке опорной ноги, на «два» — выпрямляется вперёд).
  4. «Ре-ле-ве» (Ребёнок стоит у стойки, держась за неё руками, поднимается на полупальцах, затем приседает).

Логопед. Все платочки возьмём и под музыку начнём. (Дети выполняют танцевальные движения на середине зала).

  1. «Русский лирический» (Дети под плавную музыку танцуют с платочками, фиксируя их глазами).
  2. Логопед. Наши ручки хороши, потанцуем от души (Дети отхлопывают ритм: та та — та та та, та та — та та та, та та — та та та, та та).
  3. Дети отстукивают этот же ритм ногами, а затем ритмический рисунок переводится в танцевальное движение.
  4. Дети выполняют упражнение «Ковырялочка».

5. Упражнение на развитие мимики и релаксации

Логопед. Ножки ваши хороши, танцевали от души, а теперь немножко отдохнуть нам нужно.

В любой карельской избе примут гостей. Мы сейчас всей гурьбой по селу пройдём, на людей посмотрим, да себя покажем, а под конец музыки не зевайте, лавку в доме занимайте.

Дети ходят под музыку и приговаривают: «Уж и ходим мы,
уж и бродим мы,
по заулочкам,
по проулочкам.»

На конец музыки садятся.

Логопед. Как встречают гостей?
Дети отвечают «Пожалуйте гости, дорогие! Веселья вам да радости!»

Логопед. Но гости устали с дороги, сердитые, замёрзшие.

Дети выполняют за логопедом мимическое упражнение «Нахмурились».

Логопед. Но хозяйка печь затопила, тесто замесила, стало тепло, уютно.

Дети делают вдох и выдох.

Логопед. Мирно покачивается маятник старинных часов.

Дети раскачиваются из стороны в сторону и приговаривают: «Тик — так, так — так».

Логопед. У окошка прилегла и дремлет кошка.

Дети под колыбельную музыку имитируют поглаживание кошки.

Логопед. Кошка жмурится, закрывает глазки, засыпает.

Дети тоже «засыпают» (бросают руки вниз и произносят слова: Закрываем глазки, спать, спать, спать. Открываем глазки, встать, встать, встать.)

Логопед. Полно, дрёма дремать — пора вставать.

Дети открывают глазки и поднимаются.

Логопед. Хозяйка капусту солит и приговаривает: «Мы капусту рубим, мы капусту мнём, мы капусту солим, мы капусту трём».

Дети выполняют движения руками, имитируя соление капусты.

6. Развитие силы голоса

Логопед. Чувствуете, как пирогами запахло вкусно. Гости повеселели, облизнулись и заговорили сначала тихо, а потом всё громче, и громче.

Дети выполняют задание по развитию силы голоса — удлинение произношения звуков (беззвучная артикуляция, шепот, тихо, громко).

ооОО АААА

7. Развитие музыкального слуха

Логопед. Захотелось пошуметь, в колокольцы позвенеть.

Дети под музыку русской народной песни «Я на горку шла» выполняют движения колокольцами.

8. Формирование навыка правильного произношения звуков

Логопед. Веселится народ и играть идёт.

Дети чётко произносят слова, выбрав считалкой водящего. Водящий становиться в круг. Ой, ребята, та ра ра
На горе стоит гора.
А на той горе — дубок,
А на дубе — воронок.

Ворон в красных сапогах,
Позолоченных серьгах.
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная. Да!

Ребёнок, стоящий в центре, танцует, имитируя движение ворона.

9. Развитие певческого диапазона

Логопед. Веселится народ, к гармонисту идёт, песни звонкие поёт.

Дети исполняют любую карельскую песню.

10. Развитие пространственной организации движения элементов карельского танца

Логопед. Как у наших у ворот, собирается народ, танцевать сейчас пойдёт.

Дети выполняют танцевально ритмические движения под русскую народную мелодию «Ах вы сени мои сени» (использование танцевальных движений, которые укладываются в знакомый ритм).

Логопед. Вы то плясали дети, а гости устали, пусть и они попляшут с нами.

Дети и гости повторяют танцевальные движения (сидя).

11. Формирование навыка правильного произношения звуков

Логопед. Веселится народ и играть идёт.

Дети чётко произносят слова, выбрав считалкой водящего. Водящий становиться в круг. Ой, ребята, та ра ра
На горе стоит гора.
А на той горе — дубок,
А на дубе — воронок.

Ворон в красных сапогах,
Позолоченных серьгах.
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная. Да!

Ребёнок, стоящий в центре, танцует, имитируя движение ворона.

12. Организация окончания занятия

Логопед: Мы дружно играли, немножко устали, пора возвращаться в детский сад. По карельскому обычаю?

Дети: Счастья да радости!
Большого здоровья!
До нового лета!
До нового хлеба!

Дети делают поклон гостям и исполняют карельский хоровод, исполнив часть хоровода, подходят к гостям, кланяются и приглашают продолжить танцевать всем вместе. (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной в обработке)

1. На лугу у ворот (Дети идут по кругу хороводным шагом),
Где рябина растет (На проигрыш выставляют, то левую ногу на носок, то правую, кружатся вокруг себя.),
Мы с друзьями сегодня
Заведем хоровод.

2. Кто в Карелии бывал (Дети идут в круг, плавно поднимая.),
Ночи белые видал, (Руки вверх. Расходятся и опускают руки вниз.)
Полюбил всей душой
Этот край дорогой.

3. Про Карелию споем. (Из одного круга перестраиваются в два маленьких.)
В гости Вас позовем, (Идут по кругу хороводным шагом.)
Голубику и морошку (Затем размыкают руки, встают в одну линию и делают низкий поклон гостям.)
Собирать в лес пойдем.

Дети под музыку выходят из зала.

Занятие по музыкотерапии с использованием фольклора для детей ДЦП

Занятие по музыкотерапии с элементами ритмики и лечебной хореографии на материале использования фольклорного наследия народов Карелии для детей подготовительной к школе группы с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

Задачи занятия:

  1. Через слово и музыку способствовать преодолению двигательных, речевых и психических нарушений у детей.
  2. Учить каждого, без особых усилий подчиняться общему темпу, и действовать согласованно и ритмично.
  3. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
  4. Стимулировать двигательную активность и двигательную возможность при помощи слова и музыки.
  5. Формировать способность восприятию различных жизненных ситуаций, «вживание» в образцы других и выработку правильного отношения к себе через использования карельского фольклора.
  6. Содействовать становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного наследия республики Карелия.

Коррекционно-оздоровительные задачи:

  1. Через хореографические движения развивать выработку у детей образца движений, нормализации мышечного тонуса, сохранению равновесия, развитию «чувства позы», необходимого для всякого движения.
  2. Тренировать подвижность, активность моторики, возможность переключения одного движения на другое.
  3. Использовать фонопедический метод (здоровосберегающую технологию) для развития голоса, мимики лица.
  4. Развивать слуховое внимание и память

Для занятий потребуется:

1. Диск с записями мелодий Государственного ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле».

2. Для исполнения танцевальных движений — кружевной платочек.

3. Музыкальные инструменты — бубенцы, колокольчики.

4. Балетная стойка, зеркала (для выполнения движений под контролем зрительных ощущений).

Вещный ряд:

Часть зала оформлена под карельскую избу. На заднем плане русская печка, стол, накрытый яркой скатертью, на столе самовар, глиняная и деревянная посуда, скамейки накрытые домоткаными половиками.

1. Организационный момент

Дети входят в зал.

Логопед. Здравствуйте, гости дорогие: старые и молодые, парни и девицы — молодицы.

Зачем пожаловали?

Воспитатель. Хотим рассказать и показать, как издавна жил народ в северной Карелии, в игры поиграть, песни спеть, да танцами порадоваться.

Логопед. Ну, что ж, гости дорогие, быть тому, чего желаете. Горница у нас большая, да красивая какая, занимайте-ка места, слушайте, детвора.

Лес да лес на пол века
Глухомань, да тоска —
Так писали поэты
В те былые века.

В чистом поле,
В широком раздолье,
За тёмными лесами,
За зелёными лугами,
За быстрыми порожистыми реками,

В северном карельском крае стояла деревенька Уныллоу, и жил там удивительный народ: унылые и все ворчуны.

2. Развитие мимической выразительности

Дети сидят в центре зала и ведут неторопливый разговор.

Ребёнок: Деревня Уныллоу — скучное место.
Крестьяне в Уныллоу — сплошь ворчуны.
Дети: Оха — оха — хоха — хох!

Ребёнок: Всегда-то у них расползается тесто.
Дети: Ух! Ух! Уууууууу…

Ребёнок: Тощает скотина и дети больны.
Дети: Оха — оха — Оооооооо…

Ребёнок: Любимого нет у них времени года:
Жара не годится, мороз не хорош.
Дети: Эге — ге. Ээээээээ…

Ребёнок: Какая б с утра не стояла погода,
Из дома не выйдут они без галош.
Дети: Охо — хо — ня! Ня — ня — няяяяяя…

Ребёнок: Всё дуются, сердятся, злятся, боятся

Дети: Хо — хо — хо
Фу — фу — фу
Ню — ню — ню
Ай — ай — ай!

Ребёнок: А вдруг приключится такая беда:
А вдруг все напасти, да враз прекратятся —
На что же ворчать они станут тогда?!
Дети: Хм… Хм… Да — а…

Логопед: Да полно вам, народ, ворчать. Не годится унывать.
С шумом, песней и весельем и работа спорится, и скучать не приходится.

Как говорили в старину:
Дети: Лодырь, да бездельник, им праздник в понедельник.

Логопед: Приглашаю вас сегодня заглянуть в карельский лес, в край голубых озёр и порожистых рек; в игры поиграть, песни спеть, да танцами порадоваться, но что б нам весело было шагать, под музыку надо всё выполнять.

3. Развитие координации, внимания, памяти, быстроты двигательной реакции (авторские упражнения)

Логопед. Друг за другом повернитесь, спинки ровненько держите. Носом вдох, а выдох — ртом, дышим глубже, а потом — шаг на месте, за ведущим все вместе.

Дети под музыку идут друг за другом и выполняют движения:

Логопед. — На носочках мы пойдём, выше сосенок растём (дети идут на носочках).

— В лес зелёный мы пойдём, все пенёчки обойдём (дети идут высоко поднимая ноги).

— Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса. Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим, (дети бегут на носочках).

Тишина стоит вокруг, повернулись детки в круг. Покажите, как поморы вёслами гребут, будто ранним утром по морю плывут, (дети выполняют приставной шаг с пружинкой).

Лесорубам подражаем дружно, ножками потопать нужно (дробный шаг).

— Я по горенке шла, клубок ниток нашла. Клубок маленький, нитки аленькие,
куда клубок катиться, туда и нитка тянется (дети под медленную музыку идут хороводным шагом за логопедом, закручиваясь в улитку,
под быструю музыку — раскручиваются и образуют большой круг.)

4. Развитие слухового внимания

Логопед. Собирайся народ, кто играть сейчас пойдёт? (Дети встают в круг, взявшись за руки, выбирается водящий — из детей с сопровождающими и не умеющими ходить).

Логопед. Андрюша, мы сейчас в лесу, мы зовём тебя «Ау»! Ну-ка глазки закрывай, не робей, кто позвал тебя узнай, поскорей.

(Кто-то из ребят произносит: «Андрюша, АУ»! Ребёнок открывает глаза, и по голосу узнаёт, кто его позвал).

Логопед. Но закончилась игра, дальше в путь нам всем пора. Снова мы шагаем,
дышим ровно, глубоко. (Дети под музыку двигаются друг за другом, затем подходят к станку).

5. Хореографическая лечебная гимнастика у балетной стойки

Логопед. Продолжаем мы разминку. Встаньте ровно, повернитесь, к спинке стула прислонитесь, пятки вместе, начинаем все мы вместе. Что?
(Дети называют упражнение).

— «Плие» (Цель: Коррекция разгибательных бёдер и больших отводящих мышц бедёр. Дети приседают, не отрывая пяток от пола, затем выпрямляются).

— «Фрапе» (На «раз» — нога ставиться на носок, на «два» — на пятку, на «три» — на носок, на «четыре» — приставляют ногу к опорной ноге).

— «Тандью-батман» (На «раз» — правая нога прижимается к щиколотке опорной ноги, на «два» — выпрямляется вперёд).

— «Ре-ле-ве» (Ребёнок стоит у стойки, держась за неё руками, поднимается на полупальцах, затем приседает).

Логопед. Все платочки возьмём и под музыку начнём. (Дети выполняют танцевальные движения на середине зала).

«Русский лирический» (Дети под плавную музыку танцуют с платочками, фиксируя их глазами).

Логопед. Наши ручки хороши, потанцуем от души (Дети отхлопывают ритм: та та — та та та, та та — та та та, та та — та та та, та та).

Дети отстукивают этот же ритм ногами, а затем ритмический рисунок переводится в танцевальное движение.

Дети выполняют упражнение «Ковырялочка».

6. Упражнение на развитие мимики и релаксации

Логопед. Ножки ваши хороши, танцевали от души, а теперь немножко отдохнуть нам нужно. В любой карельской избе примут гостей. Мы сейчас всей гурьбой по селу пройдём, на людей посмотрим, да себя покажем, а под конец музыки не зевайте, лавку в доме занимайте.

Дети ходят под музыку и приговаривают: «Уж и ходим мы,
уж и бродим мы,
по заулочкам,
по проулочкам.»

На конец музыки садятся.

Логопед. Как встречают гостей?
Дети отвечают «Пожалуйте гости, дорогие! Веселья вам да радости!»

Логопед. Но гости устали с дороги, сердитые, замёрзшие.
Дети выполняют за логопедом мимическое упражнение «Нахмурились».

Логопед. Но хозяйка печь затопила, тесто замесила, стало тепло, уютно.
Дети делают вдох и выдох.

Логопед. Мирно покачивается маятник старинных часов.
Дети раскачиваются из стороны в сторону и приговаривают: «Тик — так, так — так».

Логопед. У окошка прилегла и дремлет кошка.
Дети под колыбельную музыку имитируют поглаживание кошки.

Логопед. Кошка жмурится, закрывает глазки, засыпает.
Дети тоже «засыпают» (бросают руки вниз и произносят слова: «Закрываем глазки, спать, спать, спать. Открываем глазки, встать, встать, встать».)

Логопед. Полно, дрёма дремать — пора вставать.
Дети открывают глазки и поднимаются.

Логопед. Хозяйка капусту солит и приговаривает: «Мы капусту рубим, мы капусту мнём, мы капусту солим, мы капусту трём».

Дети выполняют движения руками, имитируя соление капусты.

7. Развитие силы голоса

Логопед. Чувствуете, как пирогами запахло вкусно. Гости повеселели, облизнулись и заговорили сначала тихо, а потом всё громче, и громче.

Дети выполняют задание по развитию силы голоса — удлинение произношения звуков (беззвучная артикуляция, шепот, тихо, громко).

ооОО АААА

8. Развитие музыкального слуха и формирование навыка правильного произношения звуков

Логопед: Захотелось пошуметь, в музыкальные инструменты позвенеть.

Дети под музыку исполняют шуточную песню: «Эх ты, душка, моя красотка», подражая игре на шумовых инструментах.

Мальчик подходит к девочке и, напевая, спрашивает ее, а девочка отвечает:

1. Эх, ты душка, моя красотка, на чем играешь, не понимаю.
Я играю, все понимаю. На барабане я играю. Тр… ры барабан мой.

2. Эх, ты душка, моя красотка, на чем играешь, не понимаю.
Я играю, все понимаю. На балалайке я играю. Трен-ди-бренди балалайка.
Все дети: Трен-ди-бренди, Тр… ры барабан мой.

3. Эх, душка, моя красотка, на чем играешь, не понимаю.
Я играю, все понимаю. Я на дудочке играю.Ду-ду, ду-ду моя дудка.
Все дети: Ду-д, ду-ду. Трен-ди-бренди. Тр…ры барабан мой.

4. Эх, душка, моя красотка, на чем играешь, не понимаю.
Я играю, все понимаю. Я на скрипочке играю. Пи-ки, пи-ки моя скрипка.
Все дети: Пи-ки, пи-ки моя скрипка. Ду-ду, ду-ду моя дудка. Трен-ди-бренди балалайка. Тр…ры барабан мой.

5. Эх, ты душка, моя крвсотка, на чем играешь, не понимаю.
На кокошнике играю. Ко-ка-ко-ка мой кокошник.

Все дети: Ко-ка-ко-ка мой кокошник. Пи-ки, пи-ки моя скрипка. Ду-ду, ду-ду моя дудка. Трен-ди-бренди балалайка. Тр… ры барабан мой.
Ко-ка, ко-ка…
Пи-ки, пи-ки…
Ду-ду, ду-ду…
Трен-ди-бренди…
Тр… ры барабан мой.

9. Развитие пространственной организации движения элементов карельского танца

Логопед: Как у наших у ворот, собирается народ, хоровод он заведет.

Мальчики приглашают девочек и выводят их на середину зала. Девочки заводят хоровод.

Хоровод: «Молодица» (танец, сочиненный карельским балетмейстером В. И Кононовым).

Подвижная народная игра.

Логопед. Веселится народ, и играть идёт.

Дети чётко произносят слова, выбрав считалкой водящего. Водящий становиться в середину круга.

Ой, ребята, та ра ра
На горе стоит гора.
А на той горе — дубок,
А на дубе — воронок.

Ворон в красных сапогах,
Позолоченных серьгах.
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная. Да!

Ребёнок, стоящий в центре, танцует, имитируя движение ворона. Дети хлопают в ладоши.

10. Организация окончания занятия

Логопед: Мы дружно играли, немножко устали, пора возвращаться в детский сад.

По карельскому обычаю пожелаем всем гостям что?

Дети отвечают: Счастья да радости,
Большого здоровья!
До нового лета!
До нового хлеба!

Дети делают поклон гостям и исполняют карельский хоровод. (Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной в обработке.)

1. На лугу у ворот, (Дети идут по кругу хороводным шагом.)
Где рябина растет, (На проигрыш выставляют, то левую ногу на носок, то правую, кружатся вокруг себя.)
Мы с друзьями сегодня
Заведем хоровод.

3. Кто в Карелии бывал, (Дети идут в круг, плавно поднимая руки вверх.)
Ночи белые видал, (Расходясь, опускают руки вниз.)
Полюбил всей душой
Этот край дорогой

2. Про Карелию споем. (Из одного круга перестраиваются в два маленьких. Идут по кругу хороводным шагом.)
В гости вас позовем,
Голубику и морошку (Затем размыкают круг, встают в одну линию и делают низкий поклон гостям.)
Собирать в лес пойдем.

Дети под музыку выходят из зала.

(под музыку Синисало Г. Р. «Утро» дети входят в зал)

Ведущий: Здравствуйте, дети дорогие! Зачем пожаловали?
Ребенок: Хотели мы услышать чудесную сказку. Откройте для сундучок, полный словами. Пусть оживут волшебные предания.

Вед: Ну, что же, гости дорогие, быть тому, что желаете.

Отомкну словесный короб, с песней ларец я открою.

(звучит песня или музыка)

«Карелия, Карелия!
Над чащами, деревнями
Над синими озерами и топями болот
Идет многовековая родная сказка древняя
То небыль — побывальщина народная идет.

(Все устраиваются поудобнее. Девочки — кто вяжет, кто прядет, кто нити перематывает. Мальчики — косы точат, куют, все прислушиваются).

С 2-х сторон — рунопевцы.

1-й: Мне пришло одно желанье,
Я одну задумал думу, быть готовым к песнопенью
И начать скорее слово.
Чтобы спеть мне песни предков,
Рода нашего напевы.

2-й: Золотой мой друг и братец,
Дорогой товарищ детства.
Мы споем с тобою вместе
Мы с тобой промолвим слово
Наконец мы увидались
С двух сторон теперь сошлись.

Вед: Много веков назад на территории нашей Карелии, в стране шумящих сосен и елей, в краю лесных озер и порожистых рек , сложил народ эти предания, сказки и песни, которые называются рунами. Певцы садились друг против друга, брались за руки и покачиваясь, пели, вели неторопливый разговор:

1-й: Так давай свои мне руки
Пальцы наши вместе сложим
Песни славные споем мы
Начиная с самых лучших.

(песня из Кантиеле)

Автор: Копоткина Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МДОУ №108
Месторасположение: г. Петрозаводск, ул. Сыктывкарская, д. 19

Дата изменения: 09.04.2021
Дата публикации: 05.04.2015

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *