Конспект урока по литературе в 6 классе «Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева»

Конспект урока по литературе (творческая лаборатория) «Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева» в 6 классе

Тема: Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева.
Цель урока:
1. Продолжить знакомство с лирикой Тютчева;
2. Помочь увидеть творческий почерк поэта Тютчева;
3. Совершенствовать умение работы со стихотворным текстом;
4. Учить понимать значение конкретных деталей в изображении природы;
5. Развивать поэтический слух.

Форма урока: творческая лаборатория.

Вид работы: исследование поэтического текста.

Оборудование к уроку:
1. Портрет Ф.И.Тютчева,
2. Иллюстрация «Окрестности села Овстуг»,
3. Детские рисунки с пейзажами,
4. Аудиозапись стихотворения «Неохотно и несмело…» в исполнении актёра и чтеца 20-го века Виктора Балашова.
5. Фрагмент музыкального произведения «Летняя гроза» Антонио Вивальди из цикла «Времена года»,
6. Тексты стихотворений Ф.Тютчева,
7. Толковый словарь С.И.Ожегова.

Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока (С № 1) «Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева». Это 2-ой урок по творчеству Тютчева. На предыдущем уроке мы познакомились со страницами его биографии, (С № 2) узнали, что долгие годы Ф.И.Тютчев жил за границей (сколько именно? 22 года), где работал по дипломатической линии. И всё это время скучал по Родине. Но Тютчев был поэтом и перелил свою тоску по родным краям в стихи. И в начальной школе, и в 5 классе, и на прошлом уроке мы слушали с вами эти стихи и пытались понять, а иногда и понимали чувства поэта, находящегося вдали от родины.

Чем же нам предстоит заниматься сегодня?
Давайте представим, что мы с вами находимся в исследовательской лаборатории. У нас есть только тема, которую мы должны разработать.
Давайте посмотрим на тему сегодняшнего урока и определим, что именно о творчестве великого русского поэта мы должны узнать.

1. Понятийный анализ формулировки темы. (С № 3)
Внимательно прочитаем тему урока и проведём её понятийный анализ (определим значение каждого слова, входящего в её состав).
«Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева»
— Скажите, что будет предметом нашего исследования? (лирика Ф.Тютчева, т.е. его стихи).
— А какие именно стихи Тютчева мы будем рассматривать, какова их тема? (стихи о природе).
— А что в стихах о природе нас будет интересовать? (особенности изображения природы).
— Что же обозначают слова «особенный» и «особенности»? Заглянем в словарь С.Ожегова. («Особенный — не такой, как все, не обыкновенный»; «Особенность — характерное, отличительное свойство чего-либо»).
Вопрос: Какова же цель нашего исследования? (Определить особенности стихотворений о природе, найти в них характерное, отличительное). То есть увидеть творческий почерк писателя. (С № 4)

2. Определение задач исследовательской работы и её порядок.
Учитель: Как определить творческий почерк поэта? Что нужно сделать?
(1. Провести подробный анализ одного стихотворения, сделать первые выводы;
2. сравнить полученные результаты с другими известными нам стихами Тютчева;
3. сделать выводы об особенностях лирики Ф.И.Тютчева).
Ребята, посмотрите внимательно, у нас наметились задачи будущего исследования и порядок исследовательской работы. (С № 5)

4. Работа творческой лаборатории.
Вступительное слово.
Учитель: Элементам анализа вы научились ещё в 5 классе. А работая над лирикой М.Ю.Лермонтова, вы проводили более подробный анализ лирического произведения. У вас в тетрадях есть план анализа лирического произведения, по которому мы и будем работать.
Перед уроком я поделила весь класс на творческие группы и дала им рабочие названия: «художник», «теоретики», «психологи», «знатоки».
У каждой группы было своё задание к уроку, и в ходе нашего исследования я буду обращаться к этим группам ребят за помощью в различных видах работы.
Но многие этапы исследовательской деятельности будем проводить сообща, и начнём мы её со знакомства со стихотворением Ф.И.Тютчева, которое называется «Неохотно и несмело…». (С № 7) Сейчас вы услышите его текст первый раз в исполнении талантливейшего чтеца и артиста прошлого века Виктора Балашова.
Аудиозапись стихотворения «Неохотно и несмело…» в исполнении В.Балашова.
Учитель: При первом знакомстве со стихотворением непросто понять его содержание, но можно ПОЧУВСТВОВАТЬ!
— что же вы почувствовали, когда слушали стихотворение Ф.Тютчева? Назовите свои чувства (ожидание, радость, ликование, восторг…).
Запомните ваши первые впечатления, посмотрим, подтвердят ли почувствованное вами результаты исследования.
А теперь послушаем стихотворение ещё раз и приступим к анализу (звучит повторное чтение стихотворения учителем).
Анализ стихотворения.

ТЕМА
1. С чего же мы должны начать анализ лирического произведения? (с темы). Назовите тему стихотворения (природа). Это очень широкая тема, а более конкретно: о чём оно? (о грозе).
2. Художники, вот вам лист и краски, нарисуйте своё видение грозы (из реальной жизни и вашего опыта) в красках, только цветом. Класс может подсказывать цвета и порядок их расположения (небо — тёмное, низкое; земля — чёрная, воздух — тёмный, серый, узкий. Земля и небо сливаются). Нарисуйте молнию (от неба до земли).
3. Вспомните, какие чувства обычно вызывает гроза в жизни людей? (тревогу, страх, испуг).
Учитель: Да, в обычной жизни люди часто боятся грозы и грома, испытывают страх, поэтому и на нашем рисунке такие мрачные краски. И на слайде гроза тоже страшная, и на картине Саврасова тоже.
Так ли в лирике Ф.И.Тютчева? Продолжим анализ.

СЮЖЕТ
Учитель: Следующий пункт анализа стихотворения — сюжет. Есть ли сюжет в стихотворении Тютчева? Какой? (есть и сюжет событий, и сюжет чувств; то есть и развитие действия, и развитие чувства).

КОМПОЗИЦИЯ
Учитель: Давайте посмотрим на композицию стихотворения и увидим в ней отражение этого развития. (Есть деление содержания на части: приближение грозы и сама гроза).
Вывод: в сюжете событий и чувств, в композиции стихотворения мы видим развитие. Обратите внимание, что Тютчев запечатлел переходный период в жизни природы: приближение и начало грозы.

РАЗМЕР И РИФМА
Учитель: что ещё мы должны отметить, говоря о композиции лирического произведения? (стихотворный размер и рифму).
Неохотно и несмело //- — //- — //- — //- -// (двусложный размер с ударением
Солнце смотрит на поля //- -// — -// — -// на первом слоге: //- -// хорей).
Рифма: АБАБ (перекрёстная).
Учитель: Всё, о чём мы говорили до сих пор, конечно, очень важно: и тема, и сюжет, и композиция, и даже размер и рифма — все они говорят об особенностях лирики поэта. Но чтобы определить его творческий почерк, нужно найти ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, при помощи которых и создаются образы, передаются чувства и настроение, свойственные данному поэту.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Учитель: Приступаем к самой интересной части анализа: изобразительно-выразительным средствам, которые использовал поэт для создания ОБРАЗА ГРОЗЫ, и посмотрим, какая она, ГРОЗА, у Тютчева, то есть будем находить в тексте стихотворения конкретные детали, следить за их значением, определять творческий почерк поэта.

Работа в группах
Учитель: работать с текстом будете самостоятельно в группах.
Задания каждой группе у вас на рабочих столах.

1. «Художники» должны найти в тексте слова, обозначающие цвета, краски и нарисовать, как выглядит гроза Тютчева на бумаге (небо, земля, воздух, молния).
2. «Психологам» нужно проследить за звуком и чувствами. Подчеркните слова-звуки в тексте и определите чувства, которые испытываете вы, читая о грозе Тютчева, совпадает ли оно с общепринятым.
3. «Знатокам» найти действующие лица в стихотворении, проследить за их поведением и настроением, сказать, с кем можно сравнить героев стихотворения по их поведению?
4. «Теоретики» должны назвать изобразительные средства, которые использует Тютчев. Для чего? Какие из них используются чаще?
(Идёт работа с текстом в группах 4 — 5 минут)

Учитель: А теперь посмотрим, что у вас получилось.
1. «Художники» («зеленеющие нивы зеленее под грозой», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий», «в сиянье потонула»). Показывают ассоциативный рисунок «грозы Тютчева», его отличие от первого рисунка.
2. «Психологи» (за тучей прогремело, дальний гром, раскаты громовые всё сердитей и смелей, не забыть «ЧУ»). Важно определить звуки, которые не называет конкретно автор, но указывает на них строками: «Ветра тёплого порывы», «дождь порой». Не забыть «смятённая земля» «в сиянье потонула»
— Прослушайте фрагмент из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди, который называется «Летняя гроза» и скажите, с какой частью стихотворения он созвучен?
Звучит фрагмент музыкального произведения Вивальди «Гроза» из цикла «Времена года», он соотносится со второй частью стихотворения.

3. «Знатоки» называют действующие лица: солнце, земля, гром, АВТОР (ведь он тоже участник событий: он смотрит, он чувствует, он описывает увиденное и свои чувства). Необходимо сказать и о изменении в настроении героев стихотоврения.

4. «Теоретики» называют изобразительные средства:
эпитеты (ветра тёплого порывы, дальний гром, зеленеющие ивы зеленее под грозой, пламень белый и летучий, смятенная земля) помогают создать образ и сделать его ярче (здесь и цвет, и звук, и движение);
— метафора (синей молнии струя, смятенная земля);
— аллитерация (раскаты громовые всё сердитей и смелей)
— олицетворения (неохотно и несмело солнце смотрит на поля, принахмурилась земля, раскаты сердитей и смелей, солнце раз ещё взглянуло исподлобья, смятенная земля) помогают оживить силы природы, уподобить их человеку.

Учитель: К каким же изобразительным средствам Тютчев прибегает чаще и почему? (к олицетворениям, потому что его природа очеловечена, живая).
Результаты исследования.

Каков же образ грозы Тютчева?
Учитель: Мы с вами провели большую исследовательскую работу. А у каждого исследования должен быть результат. Пора делать выводы.
Результатом анализа стихотворения будет выявление «авторского я».
У вас на столах лежат листочки, на которых даны несколько предложений. В них есть пропуски. Если вы дополните или продолжите эти предложения, получатся выводы, говорящие об особенностях лирики Тютчева, его авторской позиции. (Заполняется табличка всем классом). (С № 8)

Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева

1Тютчев изображает природу в _____________________________ моменты и состояния.
2Природа у Тютчева _______ изменчива, ей _____свойственно движение, ______________ смена событий и чувств.
3Главные приёмы поэта в изображении явлений природы _____________________________________________
4Природа в стихах Тютчева похожа на ____________________, потому что она способна ________________
5Природа в стихах Тютчева насыщена ____________________ ___________________

Учитель: Чтобы результат исследования стал ещё более убедительным, нужно его закрепить, то есть сравнить с результатами других исследований.
Для этого каждая группа вспомнила или подготовила другие стихи Тютчева о природе, известные нам из курса начальной школы и 5-го класса. Пусть они прочитают нам фрагменты этих стихотворений, а мы проверим правильность сделанных выводов, закрепим или опровергнем результаты исследования.
Звучит чтение стихов «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «Люблю грозу в начале мая» (или фрагменты стихотворений). (С № 9, С № 10)

Сравнительный анализ
Ученики читают пункты записей из таблички и подтверждают: всё так!
Учитель: Значит, мы можем сделать вывод (глядя на тему урока):
мы определили ОСОБЕННОСТИ лирики Ф.И.Тютчева, выполнили поставленные задачи урока (С № 11).

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Учитель: часто можно услышать слова: «У человека светлая душа» или «у ребёнка чистая душа», «он красив душою»…
— Скажите, а у природы есть ДУША? Способна ли она испытывать любовь и передавать её? (Конечно, ДА!)
А вот как сказал об этом Тютчев: (С № 12)
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть ДУША, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык! (Ф.И.Тютчев)
Зная об этом, помня об этом, мы должны беречь нашу природу, отвечая ЛЮБОВЬЮ на ЛЮБОВЬ!

2 Оценки (комментарий).

3. Домашнее задание:
— наизусть стихотворения «Неохотно и несмело…»;
— знать особенности лирики Тютчева;
— иллюстрации к стихотворению «Неохотно и несмело…»
— сочинить стихи о грозе.

Раздаточный материал к уроку

Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева

1Тютчев изображает природу в ____________________________________ моменты и состояния.
2Природа у Тютчева __________ изменчива, ей _____свойственно движение, _________________ смена событий и чувств.
3Главные приёмы поэта в изображении явлений природы ____________________________________
4Природа в стихах Тютчева похожа на ____________________, потому что она способна ____________________
5Природа в стихах Тютчева насыщена ____________________ _____________________

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело…»

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя — Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
6 июня 1849

Задания группам:
«Художники»
1. Найти в тексте слова, обозначающие цвета, краски
2. Нарисовать, как выглядит гроза Тютчева на бумаге (небо, земля, воздух, молния).
3. Сравнить свой рисунок с висящим на доске. Есть ли разница?

«Психологи»
1. Проследить за звуком и изменением чувств в стихотворении Тютчева.
2. Подчеркнуть слова-звуки в тексте и определить чувства, которые испытываете вы, читая о грозе Тютчева.
3. Одинаково ли общепринятое восприятие грозы и изображение его Тютчевым?

«Знатоки»
1. Найти действующие лица в стихотворении.
2. Проследить за их поведением и настроением.
3. С кем можно сравнить героев стихотворения по их поведению?

«Теоретики»
1. Найти изобразительные средства, которые использует Тютчев.
2. Назвать их и определить их роль в стихотворении.
3. Какие из изобразительных средств используются чаще? Почему?

Опережающее задание к уроку.
Всему классу: повторить план анализа лирического произведения и изобразительно-выразительные средства.

Группам:
«Художникам» — принести краски, нарисовать пейзажи по мотивам стихов о природе.
«Психологам» — выписать из толкового словаря значение слова «смятение», приготовить выразительное чтение стихотворения «Зима недаром злится…»
«Архивариусам» — выписать из толкового словаря значение слов «особенный» и «особенность», приготовить выразительное чтение стихотворения «Весенние воды».
«Теоретикам» — план анализа лирического произведения и изобразительно-выразительные средства оформить в виде памятки каждому ученику.

Название: Конспект урока по литературе в 6 классе (творческая лаборатория) «Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева»
Автор: Борисенко Нина Петровна
Должность: учитель литературы
Место работы: ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка
Месторасположение: с. Кротовка, Кинель-Черкасский р-он, Самарская область



Опубликовано в разделах:



VK
OK
Facebook
Twitter
WhatsApp


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *