Фольклор как средство приобщения детей к народным традициям и обычаям в Республике Татарстан.
Наш исторический край формировался как многонациональный, где столетиями жили и сегодня мирно живут и выращивают хлеб, плавят металл, добывают нефть и газ представители более восьмидесяти национальностей: русские и казахи, татары и украинцы, башкиры и мордва. Взаимодействие национальных культур, опора на созидательные традиции, народные обычаи, межнациональное сотрудничество позволяют сохранить стабильность в обществе, успешно двигаться вперед – в новое тысячелетие.
Когда мы говорим об укреплении межнационального согласия, то предполагаем, что его фундаментом должны быть равноправие наций, сохранение и развитие их традиций, культуры и языка. Народ жив, пока жива его национальная культура, язык, искусство, обычаи, легенды, и, конечно, литература.
Язык – это душа и судьба народа. Изучение языка должно происходить осмысленно, на фоне ценностей и традиций национальной культуры. Культура народов есть явление целостное, в котором песни, танцы, костюмы, игры, украшения, традиции сплетены в единую ткань, где каждая ниточка пришита к месту.
Умение видеть и почитать красоту – есть основа нравственности. Где нет владычества искусства, там люди не нравственны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны. Постижение национальной культуры, традиций, приобщение к родному языку – все это может стать лишь красивой фразой, если не создавать условий для приобщения с малых лет к этому несметному богатству.
В последние годы начала подниматься роль школы и дошкольных учреждений в ознакомлении и формировании правильных взглядов и убеждений молодого поколения в области материальной и духовой культуры татарского народа. Национальная система обучения и воспитания должна опираться на эмоциональную основу. Главный акцент должен быть сделан на общение детей с национальной культурой, обычаями и традициями, народными ремеслами, историей народа. В нашем детском саду эта работа ведется на уроках родного (татарского) языка и кружке «Фольклорный ансамбль «Тамчы».
Изучая эмоциональное воздействие народных произведений на ребенка дошкольного возраста, я разрабатываю свою методику, позволяющую, во-первых, провести анализ и отбор народных произведений и показать их воспитательную ценность, раскрыть механизм активизирующего воздействия; во-вторых, что особенно важно в моей практике, разработать методику занятий на основе фольклорных произведений, которые имеют очень важную роль в обучении родному татарскому языку.
А деятельность кружка направлена на развитие национальной культуры, языка, традиций, обычаев. Как руководитель этого кружка, я стараюсь так составить содержание сценариев, чтобы оно органично впитала в себя систему духовных связей человека с народной культурой, с окружающей жизнью, создалось возможность через эмоциональные переживания способствовать становлению личностной позиции ребенка: воспринимать прекрасное, беречь красоту природы, творений человека, откликаться на добро и творить добро самому.
Работу фольклорного кружка я начала с ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством татарского народа, его разновидностям: вышивка, аппликация, роспись. Познакомила детей с узорными украшениями различных предметов одежды, головных уборов, обуви и изделий быта, с их наименованиями (алъяпкыч, тубэтэй, читек, камзул, калфак).
Практически осуществила работу по интернациональному воспитанию детей на примере развития интереса декоративно – прикладному искусству татарского народа, воспитания любви и уважения к мастерам народного творчества.
С целью знакомства с бытом татарского народа в пролом в групповой комнате старшей группы организовали уголок татарского народа ( языка): татарскую избу со всеми ее принадлежностями: колыбель, печь, деревянную кровать, сундук, стол, а котором большой самовар кулинарные изделия татарского народа (чэчэк, бэлеш ). А на стенах вышивки, полотенца с узорами , на полу самотканая дорожка, ткацкий станок.
Для всех участников фольклорного ансамбля сшили костюмы, украшая их вышивка по мотивам татарского орнамента.
С древних времен у Сабантуя особенный гуманный принцип: он доступен всем организуется так , чтобы не обидеть, какой бы национальности он не был. Продолжение Сабантуя проходит в гимназии. С нетерпением ждут дети этот праздник, который проходит обычно на участке гимназии, украшенном флажками, шарами, вышитыми полотенцами, под веселую музыку «Сабантуй». В состязаниях – это и бег в мешках, бег с коромыслом, соревнование, соревнование «всадников», перетягивание аркана – участвуют все желающие. А между состязаниями – песни и танцы на татарском и русском языках. Самый же главный вид состязаний – национальная борьба “көрәш“ с кушаками. Сильнейший получает приз – вышитое полотенце и звание “батыр”.
Каждую осень, после уборки хлебов, овощей и фруктов проводим «Праздник урожая», по другому “Сөмбелә”.
Вовлечению детей в систему национального образования во многом способствует многоплановость содержания образовательных программ и разнообразие форм работы с детьми.
Название: Фольклор как средство приобщения детей к народным традициям и обычаям.
Номинация: Родной язык , Начальные классы.
Автор: Саттарова Эльмира Рафиловна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Место работы: АНО «Прогимназия №14» «Журавушка»
Месторасположение: город Бугульма, Бугульминский район, Республика Татарстан
Дата изменения: 11.08.2016
Дата публикации: 11.08.2016