Нестерова Виктория Валерьевна
учитель музыки
МБОУ СОШ № 62 г. Рязани
г. Рязань, ул. Советской армии, д. 15 «а»
«Как привить детям любовь к классической музыке?»
«Жизнь была бы ошибкой без музыки». Фридрих Нитше.
Сегодняшняя жизнь ставит проблемы перед музыкальным образованием в школе. С 1993 года многие отечественные исследователи констатируют факт обесценивания знаний: над умом властвует примитивное материальное богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны с экономическими кризисами, вследствие которых возникают кризисы духовные: у молодых людей пропадает любовь к искусству в целом и желание развиваться. Актуальность поднимаемой проблемы так же обусловлена и тем, что сами родители в семье планируют дать образование своим детям в первую очередь для зарабатывания денег, а воспитание гармоничной личности ребёнка отодвигается на второй план, что, на наш взгляд, в корне неверно.
Многие программы по музыке (Д.Б. Кабалевский; Ю. Б.Алиев, Г. П. Сергеева) ориентированы главным образом на изучение классической музыки. Не ставя ценность и значимость данных программ под сомнение, следует отметить, что в них не отражены реалии повседневной жизни. Кроме того, на практике такое положение вещей чревато тем, что ребёнок, дома либо на улице, слушает далеко не лучшие образцы современного музыкального искусства, воспевающие такие отрицательные качества, как алкоголизм, курение, наркомания. Что касается телевизионных передач, то нельзя не сказать о существенных изменениях, произошедших в сети телерадиовещания за последние двадцать лет, затронувших данную сферу: так, если в начале 2000-х годов существовали культурно-развлекательные передачи, направленные на расширение кругозора среди подростков 12-18 летнего возраста (например, проекты Сергея Супонева: «Зов джунглей», «До 16 и старше»), то сейчас телевизионные передачи не могут влиять на подрастающее поколение ввиду отсутствия телевизионных проектов, направленных на формирование у молодых людей представлений о культуре (в том числе, музыкальной) в целом. Таким образом, дети вырастают в оторванности от истинных шедевров музыки.
Главная задача учителя музыки — научить детей понимать и любить музыку, показать разнообразие музыкальных произведений, приобщить детей к музыкальному творчеству.
Большое значение на уроках музыки имеет слушание классической музыки и анализ музыкальных произведений. Так, например, на моих уроках музыки, прежде чем прослушать какое-либо музыкальное произведение, я рассказываю об интересных факторах из жизни композитора, провожу параллель с творчеством настоящего времени, с реалиями современной жизни в целом.
Например, среди учащихся пятых и седьмых классов мы разбираем тему «Импрессионизм в музыке». В рамках анализа темы учащиеся данных классов не только узнают о творчестве художников-импрессионистов в целом, но и знакомятся с творчеством композитора Клода Дебюсси: так, например, пьеса К. Дебюсси «Лунный свет» используется в качестве музыкальной темы к художественному фильму «Сумерки», с содержанием которого знакомы многие молодые люди.
Также в телевизионном сериале «Кухня» герои фильма работают в ресторане «Клод Моне», названного в честь известного одноимённого художника-импрессиониста.
Таким образом, у детей формируется ассоциативное мышление, расширяется кругозор и представление о музыкальной культуре в целом. Кроме того, на следующих занятиях по музыке дети уже с большим интересом слушают симфоническую картину К. Дебюсси «Празднества».
Одним из способов решения поднятой проблемы является формирование у детей навыков мышления, фантазии, формулирования тех или иных образов. Так, например, анализируя содержание симфонической картины Н.А. Римского-Корсакова «Шахерезада», дети размышляют над временем и местом действия событий, описываемых в данном произведении, обращаются к образам природы востока, характерам людей, познают традиции и нравы культуры Востока.
В настоящее время, все любят путешествовать, часто бывают за границей , поэтому с удовольствием делятся своими впечатлениями. Говоря о путешествиях на уроках музыки, мой делается ремарка о том, что Н. А. Римский-Корсаков также были на востоке: он совершил кругосветное путешествие на клипере «Алмаз», будучи находясь в звании военного офицера. Таким образом, представляя себе культуру Ближнего Востока, учащиеся начинают своё знакомство с «Шахеразадой».
Как показывает практика, дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц. Таким образом, целесообразно представляется обращение к творчеству композиторов, затрагивающих природы в своих произведениях. Например, на проведённых мной уроках музыки среди учащихся четвёртых классов дети неоднократно проявляли заинтересованность при прослушивании Пьесы из цикла «Карнавал животных» Сен-Санса.
Одним из способов формирования музыкального кругозора и культуры в целом у молодых людей является не только обращение к простым и понятным образом в произведениях музыкантов, но и приведение интересных фактов из их биографии, благодаря которым у учащихся возникает интерес как к жизни самого автора произведения, так и к его музыке в целом. Так, например дети легко воспринимают сказочные персонажи из произведений Пер Гюнта «В пещере горного короля» и «Шествие гномов». Кроме того, детям интересен тот факт, что Э. Григ верил в то, что под крышкой пианино живут гномы. После моего рассказа о Пере Гюнте, учащиеся с удовольствием анализируют эту пьесу, говорят о динамике, о тембре, рисуют в своих тетрадях злых троллей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что программно-изобразительная музыка рисует конкретные образы-картины.
Также решающую роль в формировании общечеловеческих ценностей играет семья. Пример родителей — основополагающий фактор влияния на подрастающее поколение. Например, со своей семьёй мы часто посещаем концерты симфонического оркестра, слушаем оперные и инструментальные произведения классических и современных композиторов. Более того, впоследствии моя дочь приняла решение записаться в музыкальную школу по классу скрипки.
Музыка сопровождает человека всю жизнь. Поэтому важно, чтобы и педагоги и родители знакомили детей с музыкой. Проблемой формирования музыкального вкуса занимались Д. Кабалевский, Л.В. Дмитриева, О.В. Радынова. Начинать знакомить детей нужно с простых жанров в музыке —песня, танец, марш (по программе Кабалевского).Затем можно затрагивать такие жанры в музыке, как опера, балет, кантата, сюита, симфония и т. д.
Так как музыка любого композитора уходит корнями в народное творчество, фольклор, нельзя забывать о народной песне. Необходимо детей всех возрастов знакомить с народными инструментами.
Урок музыки — очень эмоциональный, творческий урок. Только развивая эмоции, интересы, вкусы, можно приобщить детей к музыкальной культуре.
Закончить своё сообщение я хочу словами Шостаковича: «Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. Она будет расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух».
Автор: Нестерова Виктория Валерьевна
Должность: учитель музыки
Место работы: МБОУ СОШ № 62 г. Рязани
Месторасположение: г. Рязань, ул. Советской армии, д. 15 «а»
Конспекты занятий привить музыкальный вкус детям
Шаблоны презентаций PowerPoint привить музыкальный вкус
Дата изменения: 19.05.2015
Дата публикации: 18.05.2015