Конспект урока литературы в 11 классе «Там, на войне»

Борисенко Нина Петровна
учитель литературы
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка
с. Кротовка, Кинель-Черкасский р-он, Самарская область,

Тема урока: «Там, на войне…» (11 класс)

Форма: урок по развитию речи — подготовка к сочинению-рецензии по произведениям о Великой Отечественной войне.

Метод работы — групповой.

Цели урока:
1. повторить особенности построения рецензии. Расширить знания учащихся об этом жанре ученического сочинения;
2. закрепить умение анализировать литературное произведение;
3. подготовить к написанию рецензии на самостоятельно прочитанное произведение;
4. воспитание гражданина Отечества.

Оформление:
— Портрет К.Д.Воробьёва.
— Выставка книг о войне.
— Материалы школьного музея Боевой славы.
— Рисунки-иллюстрации к повести.
— Раздаточный материал — схемы с «характеристикой» и «оценкой» художественного произведения; порядок работы над рецензией.
— Доска:
— Под портретом К.Д.Воробьёва слова: «Если писатель лжёт перед своей совестью и не желает видеть горе и беды народа, трагедию его называет исторической неизбежностью — он ничто, какими бы наградами не ублажало его правительство». (К.Д.Воробьёв).
— Тема
— Цель
— Эпиграфы;
«Хорошо читать — это значит рассуждать, это значит мыслить вместе с автором» (М.А.Рыбникова)
«Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
( А.Твардовский)

Ход урока.
I. Организационный момент.
(Вступительное слово учителя).
— Тема сегодняшнего урока звучит так «Там, на войне…». Я думаю, что каждому присутствующему здесь понятно, почему именно сегодня, уместно и нужно говорить о войне. Не только потому, что этот год юбилейный, и наша страна будет отмечать 70-ю годовщину Великой Победы, но и потому, что война, увы, не уходит в историю, а остаётся страшной реальностью.

Я знаю никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

В последней строчке стихотворения Александра Твардовского прослеживается связь между теми, кто не пришёл с войны, кто остался навечно там, и нами — живущими после них. И книги о войне призваны поддерживать эту связь.

Об этом говорил Константин Дмитриевич Воробьёв — автор повести «Убиты под Москвой»: (слова под портретом писателя) «Если писатель лжёт перед своей совестью и не желает видеть горе и беды народа, трагедию его называет исторической неизбежностью — он ничто, какими бы наградами не ублажало его правительство». (К.Д.Воробьёв)

«Проза Воробьёва раскалена от воспоминаний. Она похожа на оголённый электрический провод и небезопасна на ощупь. Тут каждое слово, правда — и вся, правда» (И.П.Золотусский).

Читая повесть «Убиты под Москвой», готовясь к сегодняшнему уроку, вы, надеюсь, хорошо изучили её содержание, полюбили её героев, прочувствовали, как там, на войне, было.
Сегодня мы должны научиться высказывать свои мысли и чувства по поводу прочитанного, уметь дать ему оценку в соответствии с требованиями такого жанра ученического сочинения, как рецензия, т.е.подготовиться к сочинению-рецензии по повести «Убиты под Москвой».

М.А.Рыбникова утверждает, «Хорошо читать — это значит рассуждать, это значит мыслить вместе с автором». Вот и посмотрим сегодня, как мы умеем читать, насколько глубоко понимаем мысли автора, оценим его труд.

II. Теория жанра.
Обратимся к теории жанра. Наиболее распространёнными видами высказываний о прочитанном художественном произведении являются отзыв и рецензия.
Давайте вспомним, что мы знаем об отзыве, чем он характеризуется.

(В отзыве обычно говорится о впечатлениях, которые произвела книга, высказывается мнение о сюжете и героях произведения. В отзыве отсутствует, как правило, детальный разбор произведения. Это эмоциональная оценка произведения).

Что же такое рецензия?
Слово рецензия закрепилось в литературном языке в конце XVIII — начале XIX века, от латинского recensio — осмотр, обследование.

Я перечитала множество статей и требований к школьному сочинению-рецензии от самых простых до более сложных. В них даны разные определения рецензии.

Предлагаю познакомиться с некоторыми из них.

Рецензия — это развёрнутая логическая оценка осуществления писателем его замысла, основанная на анализе литературного произведения. Определённое место в рецензии занимают и личные впечатления автора от прочитанного (Т.А.Ладыженская)

Рецензия как жанр означает рассмотрение, исследование, анализ научного или художественного произведения, суждение, отзыв о нём. (СИПКРО, 1998г.)

Рецензия — отзыв, критический разбор и оценка художественного или научного произведения (Министерство образования РФ, Т.А.Колганова).

Остановимся на последнем определении рецензии, т.к. в нём очень коротко и доступно говорится о том, что же входит в рецензию: отзыв, критический разбор и оценка.

Вы уже знаете, что такое отзыв (писали подобные сочинения). Эти знания вам пригодятся для написания рецензии. Следовательно, отзыв является частью рецензии.

Назначение, задача рецензии — дать, во-первых, характеристику и, во-вторых, объективную оценку произведения.

Для наиболее рациональной работы я заготовила каждому из присутствующих схемы критического разбора (или характеристики) произведения и оценки. По ним мы и будем сейчас работать (в рабочих тетрадях по ходу обсуждения характеристики произведения необходимо фиксировать рабочий материал под нужной цифрой: это могут быть фактические данные, понравившиеся мысли товарищей, цитаты, фамилии критиков и тому подобное. По схемам, которые останутся у вас, вы легко восстановите нужное для будущего сочинения).

Напомню и о форме работы на уроке.

Я разбила (на подготовительном этапе) весь класс на группы, каждая из которых получила своё рабочее название и творческое задание.

Так, на сегодняшнем уроке моими помощниками при анализе повести будут: библиографы, литературоведы, стилисты, историки, психологи и художники, связь с жизнью, сегодняшней, мирной и военной, а также с легендарными сороковыми помогут установить краеведы и поэты.

И все вместе, работая с текстом повести, говоря о её достоинствах и недостатках, определяя её место в литературе и жизни общества, будем не просто читателями, но и критиками.

III. Характеристика произведения.
Обратимся к характеристике произведения.
1. Указать выходные данные книги.
2. Краткая характеристика творчества писателя (Биографические сведения об авторе не обязательны. Если автор известен, можно сказать несколько слов или интересных фактов)
вы хорошо знакомы с понятием библиография, частью которой и являются выходные данные.

Ответить на эти вопросы я попросила группу под названием «Библиографы». Предоставляем им слово, а класс фиксирует под цифрами 1, 2 нужные факты.
Отчёт группы библиографов.
Переходим к следующему вопросу.

3. Смысл названия книги и творческий замысел писателя.
Вопрос состоит из двух частей. Я предложила его решение группе художников, а в качестве творческого задания — нарисовать обложку к повести «Убиты под Москвой» и иллюстрации к эпизодам. Слово художникам.
Отчёт группы художников.

4. Информация о содержании произведения. (Нужно изложить произведение так, чтобы были понятны его основные идейные линии, т.е. изложить суть.)
Я не давала в качестве домашнего задания — подготовить ответ на этот вопрос, предлагаю сделать это сейчас. Но, исходя из того, что текст знают все, ставлю условие: очень кратко и предельно верно.

(Эта повесть рассказывает о битве под Москвой осенью 1941 года, о гибели роты кремлёвских курсантов против фашистских захватчиков, о молодом лейтенанте А.Ястребове, оставшемся в живых, о прозрении, о приобретении качеств бойца, необходимых на войне).
(Учитель подчёркивает правду о войне).

Я хочу попросить группу историков сделать небольшой экскурс в историю и подтвердить или опровергнуть основные факты, указанные в содержании повести.
Отчёт группы историков.
(Битва под Москвой осенью 1941 года, кремлёвские курсанты участвовали в её защите — из биографии К.Воробьёва; неразбериха, плохое вооружение; приказ: «Ни шагу назад»; и множество неоправданных смертей. Мы узнаём, как действительно было на войне)
Делаем вывод: повесть не просто правдива, а даже биографична.

А теперь мы приступим к пункту, который помечен словами «Это главное»
5. Идейно-тематический анализ — это главное, т.к. не определить тему и идею произведения, значит, не понять ничего.

Мы с вами очень хорошо знаем, что такое тема и идея произведения. Поэтому, ставя задачу по определению темы и идеи повести «Убиты под Москвой», я попросила группу литературоведов, не только определить конкретную тему и идею повести, а попытаться увидеть за одной конкретной темой — более широкие и общие, за идеей данной повести — идею всех произведений о войне.
Отчёт группы литературоведов.
(Тема: молодой человек на войне. Идея: правда о войне, проклятие войны).

Этой же группе ребят было поручено подобрать материал и к следующему пункту характеристики.

6. Особенности композиции.
(Группа говорит об особенностях жанра — повести и особенностях композиции в связи с этим).
А теперь необходимо остановиться на следующей важной характеристике произведения.
Отчёт группы литературоведов.
7. Особенности языка и стиля.
В «Справочнике школьника по литературе» читаем «Особенности литературного стиля ярко проявляются в языке» И это понятно, ведь художественная литература — такой вид искусства, который отражает жизнь при помощи слова. Вот и посмотрим, как удалось писателю Воробьёву словом (вспомните, как художники изображали героев красками) показать нам героев повести «Убиты под Москвой», какими средствами художественной выразительности он пользовался, отметим мастерство писателя. Об этом нас и просит пункт № 8.
Отчёт группы стилистов.
8. Средства художественной выразительности, мастерство писателя (сказать ярко и немногословно)
Подготовить этот вопрос я попросила сразу две группы: стилистов и психологов. Им нужно было на примере героев повести показать изменения в психологии молодых людей на войне, проследить за их мыслями и поступками, отметить мастерство писателя, знание жизни. Я думаю у вас появились записи: эпитеты, метафоры, сравнения, контраст, диалог и другие с указанием сцен.
(Психологи рассказывают о судьбе Рюмина и Алексея Ястребова)
Думаю, что у каждого из вас при обращении к тексту найдутся любимые эпизоды, которые наиболее ярко, на ваш взгляд, раскрывают мастерство писателя, действуют на вас, заставляют сопереживать.
Назовите такие эпизоды и отметьте средства художественной выразительности в них.
(«Ночная атака» — правда о первом убийстве, о страхе. «Танковая атака» — сила врага, трепет, страх, «над телами друзей» — горько, жутко, «самоубийство Рюмина» — чувство вины, «под танком» — борьба за жизнь, «один на один с танком» — страх побеждён).
Я думаю, что сильных, ярких сцен в повести много. Каждый приведёт в качестве примера те из них, которые задели ваши чувства, заставили сочувствовать героям, сожалеть о их гибели.
А мы переходим к следующему пункту плана характеристики.

9. Место данного произведения в историко-литературном процессе (т.е.роль в литературном процессе и в жизни общества).
Я хотела бы зачитать строки из письма писателя Виктора Астафьева Вячеславу Кондратьеву (автору повести о войне «Сашка»). В.Астафьев спрашивал: «Будет ли когда-нибудь сказана вся правда о войне, о том, как бездарные полководцы, совершенно разучившиеся ценить саму жизнь, сорили солдатами, как песком, и досорились!» (1982г.) В письме (1987г.) он отмечал, что «необходимо мужество говорить о войне всю правду». Сегодня можно сказать, что правда о той войне всё-таки сказана. В том числе самими Астафьевым, Кондратьевым, Воробьёвым, Быковым и другими.
В статье И.В.Золотусского о военной прозе читаем такие строки: «Константин Воробьёв знал, что если уж писать о войне, то надо писать правду, что неправда, нарастая, перерастает в ложь, в надругательство над памятью погибших».
Слова Золотусского являются ответом на вопрос В.П.Астафьева и объясняют роль данного произведения в литературной и общественной жизни. Запишите в 9 пункте слова: «правда о войне». И ещё, по утверждению того же И.В.Золотусского «Не прошло и пяти лет со времени его смерти, как имя его сделалось в литературе символом чести… Он был прекрасный писатель».

10. Актуальность тематики.

11. Соприкосновение с реальной жизнью, с восприятием писателя.
Осветить эти вопросы я предложила группе под названием «краеведы», имея ввиду, в первую очередь, материалы нашего музея Боевой славы и героев-
сельчан, о которых рассказывают материалы этого музея. Но жизнь заставила изменить планы.
Слово группе краеведов.
(Актуальность: 55 лет Великой Победе в Великой Отечественной войне; реальная жизнь: встреча с выпускником нашей школы Алхимовым Андреем, прибывшим из Чечни…)
Учитель.
У нас ещё один пункт характеристики.

12. Значение данного произведения в ряду других работ писателя.
Я расширю эту формулировку и добавлю с произведением других писателей на эту тему.
Какие книги о войне вы читали, что можете отметить как общее и противоположное в изображении военных событий.
(Повесть К. Воробьёва «Крик» можно поставить рядом: герой — младший лейтенант Сергей Воронин — молод, испытывает страх во время воздушного обстрела; его друг Васюков — подстрелил самолёт из винтовки; правда о войне).
Повесть В Кондратьева «Сашка» — о молодом человеке на войне; те же неразбериха, плохое вооружение, пот и кровь и т.п. лейтенант Володька напоминает капитана Рюмина требовательностью к себе и другим, критическим отношением к действительности; Сашка близок А.Ястребову своей деревенской домовитостью и приспособленностью к бытовым трудностям.
К. Воробьёв «Гуси-лебеди» — военные будни Сергея Марьянова, любовь к Тане, но счастливый конец!
В.Быков «Третья ракета» (рассказ).
Ужасы войны; смерть близких, страшные ранения (в «Убиты под Москвой» перебиты ноги, а здесь вместо глаз «кровавые пустые глазницы»
Ощущение у героя «нелепой беспомощности в этих огромных жерновах войны, что со страшной силой перемалывает тысячи людских жизней и уже дошли до моей».
В.Быков «Его батальон».
Здесь тоже многочисленные жертвы, раны. Сцена захоронения погибших в бою товарищей особенно сильна. Места для всех не хватает, могила оказалась тесной, кладут рядами и даже в головах убитых.
Помимо сходства с подобной сценой в повести «Убиты под Москвой» (те же напряжённые лица, уставшие согнутые спины, испуганные и виноватые глаза), я обратила внимание на то, что в любых условиях солдаты стремятся исполнить свой долг перед погибшими, несмотря на раны, трудности условий, просто страх перед изуродованными человеческими телами, страх за себя).

Учитель.
Заканчивая работу над характеристикой, я должна сказать, что при критическом разборе произведения не всегда возможно осветить все моменты, сохранять только такую последовательность. Будут отступления, но стремиться к наиболее полному разбору всё же нужно. Тогда и рецензия будет более объективной.

IV. Оценка произведения.
Учитель.
А теперь обратимся к следующей схеме «Оценка».
Оценка — это определение достоинств и недостатков произведения (концепции или идеи образов, стиля и языка) на основе характеристики.
Эти две задачи неотделимы друг от друга. Оценка без характеристики является лишь голословным, бездоказательным утверждением, декларацией.
Рецензия должна сочетать в себе логичность, обоснованность суждений, теоретическую основательность с умением детально, ярко представить художественное своеобразие произведения. При этом объективность критика вовсе не исключает отражения его личных вкусов и пристрастий.

Поэтому оценка условно может быть представлена двумя частями: субъективная и объективная.

Субъективная оценка включает в себя:
— суждение художественного вкуса (нравится — не нравится), т.е. вы имеете право в рецензии высказать своё собственное мнение по любому пункту характеристики, причём, сказать не только о достоинствах, но и недостатках. Здесь уместна
эмоциональная окраска высказываний, характерная для отзыва

— опыт общения с другими произведениями искусства (кино, театр, живопись, музыка и др.). здесь вы можете провести аналогии с другими видами искусства: кто-то недавно смотрел о войне фильм, спектакль… кто там?
Сравните, выскажите свои мысли. Кто-то был на выставке картин или видел панорамы с битвами — расскажите о своих впечатлениях, совпавших или нет с теми, которые вы получили от чтения повести.
Кто-то любит песни о войне…пишите о них. Вспомните на уроке об авторской песне мы слушали с вами песни о войне в исполнении В. Высоцкого. Я помню, что вас впечатлили.

— теоретическое понятие в соответствии с жанром или видом художественной литературы.
Конечно, здесь надо говорить о повести как жанре. Группа литературоведов сегодня напомнила нам об особенностях жанра и композиции повести, отметили, что повесть «Убиты под Москвой» написана в лучших традициях военной прозы.

Объективная оценка предполагает тоже 3 аспекта рассмотрения:
1. Теория данного вида искусства.
Напомню, что вид искусства, о котором идёт речь, — это художественная литература и воздействует она на читателя словом, отражает жизнь людей словом..
Вот и определите умение писателя владеть словом, т.е. расскажите об особенностях языка и стиля, оцените выразительность художественных средств. Приведите примеры и цитаты из текста в подтверждение своих слов.

2. Место произведения в художественном процессе (т.е. высказывания о нём других писателей, критиков, современников автора и своих).
Я не случайно в скобках указала вам путь для определения места данного произведения в художественном процессе. Самостоятельно сделать это будет и трудно, и не авторитетно.
Сегодня здесь звучали высказывания о повести К. Воробьёва, И. Золотусского, признания самого автора. Ими и нужно высказываться, давая объективную оценку произведению, или привести другие, не менее авторитетные.

3. Воспитательный потенциал произведения искусства (сила воздействия слово писателя).
Я думаю, что у каждого из вас найдутся свои слова о силе воздействия писателя Константина Дмитриевича Воробьёва на читателей его военных повестей и рассказов. А я хочу, чтобы мы получали сейчас стихи, которые родились, написались в связи с прочтением повести «Убитые под Москвой» в нашей работе по подготовке к уроку.
(Учащиеся читают стихи: «Они убиты под Москвой» и «Нет — войне!»)

V. Основные жанровые признаки рецензии.
Учитель.
Работа по подготовке к сочинению-рецензии подходит к концу: освещены все пункты характеристики и оценки художественного произведения, накоплен материал у групп и в тетрадях на уроке. Кто не успел записать нужное, может обменяться с одноклассниками мнениями и записями после урока.
А все получают домашнее задание — на основе собранного материала написать сочинение-рецензию по повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой» или, на самостоятельно прочитанное произведение о войне.
Остаётся напомнить ещё некоторые жанровые признаки рецензии. Они у вас на схеме № 3. По ним можно проверять правильность написанного. На некоторых пунктах я остановлюсь более подробно, другие — уже звучали на уроке.

Основные жанровые признаки рецензии.
1. Рецензия пишется от первого лица.

2. Каждая рецензия имеет свою собственную тему, она должна быть названа. (Вы умеете определять тему произведения, в вашей работе должна быть сформулирована тема).

3. Основная мысль рецензии должна быть понятна и чётко сформулирована. (Я думаю, что основная мысль вашей рецензии совпадёт с идеей произведения, с творческим замыслом писателя).

4. Рецензия пишется на новое произведение и обращена к читателю (т.е. публицистическое начало должно присутствовать).
Вернёмся к выступлению библиографов и вспомним, что, хотя повесть и была впервые напечатана в 1963 г., она долго замалчивалась, и её возвращение к нам произошло уже после смерти автора в конце 80-х — начале 90-х годов.
Ну а признаки публицистического стиля вам известны из программы школьного курса по русскому языку. Кто забыл — повторите. Необходимо сравнить данное произведение по аналогии или по противопоставлению с другими произведениями (на одну тему). Это мы с вами сегодня уже делали.

5. Адекватность жанра. (Об этом мы говорили и в характеристике и в 3 части субъективной оценки).

6. Автор рецензии определяет возрастные произведении на читателя, место произведения в ряде других. (Мы уже всё это определили).

7. Автор рецензии анализирует текст и приводит цитаты, пересказ для подтверждения мысли.
Как в любом другом сочинении, связанном с анализом произведения, а то, что делали мы сегодня характеризуя и оценивая повесть, это очень похоже на подробный анализ, необходимо привести достаточное количество примеров и цитат. Сегодня на уроке они звучали, вы возьмёте их и другие лишь бы это было к месту и убедительно.

8. Остановиться на мастерстве писателя, художественных особенностях произведения, его оригинальности. (Автобиографичность, доверительность, открытость — мы уже об этом говорили).

Учитель.
Написав черновик сочинения-рецензии, проверьте, отвечает ли он всем этим требованиям.

VI. Заключительная часть урока.
Заканчивая сегодняшний урок, я хочу привести ещё одни слова критика И. Золотусского о К. Воробьёве.

«К. Воробьёв…ставит в центр одну человеческую жизнь, одну судьбу и дрожит над ней так, как будто это судьба и участь целого народа…(это) высоко поднимает его прозу и много лет спустя после её создания».

Мне хочется искренно поблагодарить К. Воробьёва за подобный взгляд на человеческую жизнь, у вас есть родители, вашим мамам, как и мне, дорога именно ваша жизнь больше, чем другая. Автор военных повестей тоже «дрожит» над жизнью своих героев, взятых из военного прошлого. Меня это глубоко трогает.

Если бы К. Воробьёв мог заразить своими чувствами, идеями своих произведений наших политиков, военачальников. Я желаю им прочитать эти книги и почерпнуть из них нравственное отношение к чужим судьбам, истинную ценность человеческой жизни.

А вас я благодарю за то, что старались понять творческий замысел писателя, прочувствовать его боль и желание рассказать правду, за то, что, готовясь к уроку, много прочитали и узнали о том, как было «Там, на войне», за активную работу на уроке.

Название: Конспект урока литературы в 11 классе «Там, на войне»
Автор: Борисенко Нина Петровна
Должность: учитель литературы
Место работы: ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка
Месторасположение: с. Кротовка, Кинель-Черкасский р-он, Самарская область,

Также интересная работа этого автора:
Конспект урока по литературе в 6 классе «Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева»

Дата изменения: 06.08.2015
Дата публикации: 06.08.2015




Основные разделы:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *