Методическая разработка конспекта интегрированной образовательной деятельности «Шедевры музыки и живописи по сказкам А. С. Пушкина».
Аннотация.
Настоящая разработка посвящена проблеме приобщения дошкольников к творчеству знаменитых русских деятелей искусства: композитора Н.А. Римского-Корсакова и художника А. М. Врубеля.
В разработке раскрываются следующие вопросы:
- Знакомство с оперой Н. А. Римского – Корсакова с использованием метода интеграции искусств.
- Активизация творческого воображения детей через игру-импровизацию на музыкальных инструментах и коммуникативную игру.
Целевая аудитория.
Методическая разработка будет полезна для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ города .
Актуальность
«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией» .
В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.
Тема воспитания в детях патриотизма, формирование духовно-нравственных ценностей является одной из приоритетных в воспитательно – образовательном процессе ДОУ, а задача возрождения и сохранения богатого наследия русского классического искусства – общенациональный долг современного общества.
Создавая благоприятные условия для формирования художественно – эстетического вкуса воспитанников, необходимо строить образовательную деятельность таким образом, чтобы вызвать интерес детей к данной теме.
Поэтому актуальным становится обращение к сказке – любимому детьми виду художественных произведений. Поскольку ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника является игра, в содержание методической разработки включено описание игровой деятельности:
— импровизация на музыкальных инструментах;
— коммуникативная игра ;
— математическая игра – эксперимент;
— отгадывание загадок.
Соответствие ФГОС
Данный конспект образовательной деятельности содержит активное использование метода интеграции. Интегрируемые образовательные области:
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие, раздел «Восприятие произведений живописи »
- социально – коммуникативное развитие
Цель
Создание благоприятных условий для активизации творческой деятельности дошкольников.
Задачи
1. Закрепить знания об инструментах симфонического оркестра и их звучании.
2. Способствовать соотнесению детьми музыкального, изобразительного и литературного образов при прослушивании музыки.
3. Активизировать творческое воображение через разные виды музыкальной деятельности.
Возраст участников
Дети 6-7 лет
Ожидаемый результат
1. Будет активизирован интерес дошкольников к оркестровой музыке, расширен общий и музыкальный кругозор детей.
2. Дети смогут определять связь между выразительными средствами разных искусств.
3. Будут созданы условия для активизации творческого воображения детей через игру-импровизацию на музыкальных инструментах и коммуникативную игру.
Результаты апробации.
1. В работе с детьми:
- активизирован интерес дошкольников к русским произведениям искусства.
- расширен общий и музыкальный кругозор детей.
- созданы условия для активизации творческого воображения детей через игру-импровизацию на музыкальных инструментах и коммуникативную игру.
- В методической работе:
- Автор разработки награжден дипломом лауреата третьей степени на краевом конкурсе профессионального мастерства
«Педагогическая инициатива» (ноябрь, 2016 г.)
в номинации «Методическая разработка».
Работа опубликована на интернет-сайтах maam.ru, Инфо-урок.
Список литературы.
1. А.Г.Гогоберидзе, В. А.Деркунская « ОО Музыка», методический комплект программы « Детство»
2. О.А.Куревина « Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста»
3. И.В.Штанько « Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход.»
Шедевры музыки и живописи по сказкам А.С.Пушкина.
Конспект интегрированного занятия
Реквизит:
ширма
кукла би-ба-бо или мягкая игрушка- белка
ткань синего цвета ( «море» )
фото-слайды ( портреты Н.А. Римского-Корсакова, А.С.Пушкина, А.М.Врубеля, репродукция картины А.М.Врубеля «Царевна-Лебедь», картинки фрагментов мультфильма « Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина.)
небольшой столик с обернутыми «серебряной» фольгой кассетами для яиц по 10 ячеек.
корзинка с золочеными грецкими орехами.
Аудиозапись: Н. Римский-Корсаков оркестровое вступление к опере « Сказка о царе Салтане» — « 3 чуда», симфоническая картина « Море».
Музыкальные инструменты: 3-4 металлофона, треугольники, колокольчики.
Предварительная работа:
- Чтение « Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина.
- Разучивание с группой детей ( 4 чел.) мелодии русской народной песенки « Во саду ли, в огороде» на металлофоне ;со всей группой -разучивание этой же песенки со словами.
Ход занятия:
1. Знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане ».
Дети под спокойную русскую народную музыку ( « Сударушка» ) заходят в зал, садятся.
Ведущий. Ребята! Сегодня я вас приглашаю в путешествие по стране русских сказок.
Итак, перенесемся в первую сказку – «Сказку о царе Салтане». Кто ее автор?
( Дети: А.С.Пушкин)
Очутиться в сказке нам поможет « Сладкая греза» П.И.Чайковского. Становитесь на наш « ковер – самолет» врассыпную, представьте, что видите себя во сне.
Музыка плавная, спокойная, ( муз. руководитель начинает играть ) – и движения плавные: кружимся, качаемся, взмахиваем руками, как крыльями…
Итак, мы в сказке. Вот звучит симфонический оркестр, тема моря. Мы слышим тембр струнных инструментов: виолончели, контрабасы. Их звук по высоте какой? Да, низкий. Что рисует музыка? Да, море. Море какое? ( глубокое, огромное, спокойное, т.к. темп медленный). В средней части появляются медные духовые – звучат торжественно, громогласно. А кто же создал эту музыку? Создал ее композитор Николай Римский-Корсаков, вот его портрет.(открыть слайд)Это отрывок из одноименной оперы « Сказка о царе Салтане».
Сказку эту вспоминайте,
На вопросы отвечайте:
1. Славный князь-князь Гвидон:
Царю Салтану кто же он?
2. Как он в бочке оказался,
На морских волнах качался?
( Ткачиха, Повариха и сватья баба- Бабариха велели слугам бросить князя и его мать, царицу, в бочку и выкинуть ее в море).
Ведущий. Но Гвидон спасается. Теперь он живет в красивом граде-дворце. А лебедь, которую он встретил на берегу, открывает ему три чуда. Какие это три чуда, кто помнит? ( дети называют: белка-затейница, 33 богатыря, царевна – лебедь).
Ведущий. Верно. Вот сейчас мы услышим об этих чудесах в музыке. Но рассказывает музыка не словами, а разными выразительными средствами. Итак, слушаем оркестровое вступление к опере « Сказка о царе Салтане».( Сначала слушают целиком.)
.
Сегодня поговорим о первом и третьем чуде.(Повторное прослушивание фрагмента)
Ведущий. Вот тема – мелодия Белки :
композитор использовал русскую народную мелодию для ее песенки. Кто узнал, какую? ( « Во саду ли,»..)
— Верно. Давайте и мы споем эту мелодию .
2. Упражнения для развития голоса и музыкального слуха, пение.
Ведущий:
Сначала подготовим язычок, дыхание и голос для пения.
Сегодня упражнения проведет Егор.
(Егор встает к ребятам лицом)
Егор называет упражнения и показывает:
Сначала легонько покусаем язычок.
«Паровозик»( с силой выталкивая воздух ,произносят звук «ф»-на активизацию брюшного дыхания)
«Горка»(исполняют голосом медленно «глиссандо» снизу-вверх и сверху- вниз)
«Качели»(поют «Вверх»- «вниз»,чередуя соответственно высоту голоса интервалом в большую сексту или малую септиму)
Итак, споем песенку белочки .(Дети поют песню целиком или её фрагмент.)
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла —
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.
За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик.
За ней ходит, за ней носит
Дороги подарки.
Дорогие-то подарки,
Кумач да китайки.
Кумачу я не хочу,
Китайки не надо, а
Я пойду ли, молоденька,
Во торг торговати.
Что во торг ли торговати,
На рынок гуляти.
Я куплю ли, молоденька,
Пахучия мяты.
Посажу я эту мяту
Подле своей хаты.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла —
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.
3. Экспериментальное интегрирование в образовательную деятельность образовательной области «Познавательное развитие», математическая игра
«Отсчет орешков и состав числа».
Давайте прочтем про белочку-затейницу у Пушкина А.С:
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…
Ребята, давайте и мы попробуем сегодня посчитать драгоценные орешки! Они нам пригодятся сегодня в оркестре.
(выносится небольшой столик с обернутыми «серебряной» фольгой кассетами для яиц по 10 ячеек. Рядом- корзинка с золочеными грецкими орехами.)
1 вариант.
Ведущий.У нас на столе 3 серебряные коробочки –значит ,трое ребят выйдут к нам(называет детей).Ваня , Аня и Саша. Вы будете царскими слугами, которые ведут орехам « строгий счет».В коробочке вы видите ячейки для орешков, по два ряда ячеек в каждой коробочке. Ваня ,сколько ты видишь ячеек в одном ряду?(Ваня отвечает: «Пять») Аня, значит ,сколько всего орешков помещается в коробочку?(Аня: «десять.»)Слушайте моё задание:
1. Каждый разложите 5 орешков в свою коробку так, чтобы они лежали в одном ряду. (Выполняют, ведущий спрашивает других детей, верно ли выполнено задание ,хвалит детей.)
2. Теперь разложите в два ряда: по сколько орешков окажется в каждом ряду- это по вашему желанию , но всего орешков должно быть пять.
Далее со всеми детьми анализируется выполнение задания, предлагается трём другим детям разложить орехи по-разному: в комбинации «1 и 4», «2 и 3», «3 и 2».Аналогично обыгрывается задание с другим количеством орехов.
2 вариант.
На подносе лежат 8 орехов .
Ведущий:
Четверо ребят выйдут к нам(называет детей).Ваня , Аня , Оля и Саша. Вы будете царскими слугами, которые ведут орехам « строгий счет».
Для царского оркестра нам необходимо отсчитать каждому музыканту по 2 ореха. Дети подходят, отсчитывают, встают одной шеренгой.
4.Творческое музицирование
Ведущий:
А теперь возьмем музыкальные инструменты. Но прежде скажите, какими инструментами играется мелодия белочки в оркестре ? Верно … это флейты, треугольники. Для чего композитор использует звенящий тембр треугольника? ( ответы)
— Верно. Чтобы изобразить легкость, сказочность, танцевальность образа Белочки. А может, так звенят скорлупки ее драгоценных орешков?
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
( 4 ребёнка стоят с парами орешков,4 ребенка садятся за столики с металлофонами, 2 — стоят с треугольниками, а остальные ребята получают колокольчики ).
Итак, попробуем изобразить Белочку в оркестре. Скажите, можно играть громко?
Конечно, нет – ведь белка- маленький зверек. А какой ритм можно сыграть орешками? ( пробуют). Максим, Настя, Аня и Карина будут играть на металлофоне. Чтобы правильно взять молоточек, сделаем упражнение «Тряпичная кукла»(расслабленные руки «висят») и возьмем молоточек в правую руку за самый кончик, между указательным и средним пальцами снизу и большим- сверху.(муз. руководитель показывает)
Ведущий. Полина, вставай с белочкой к домику.
Представим, что мы в кукольном театре.
Итак, актеры и оркестр готовы?
( музыкальный руководитель играет на фортепиано « Во саду ли»…., дети музицируют, Полина манипулирует куклой би-ба-бо или мягкой игрушкой Белочка- изображает пляску.).
Ведущий. У нас с вами получилась целая сцена из оперы. Понравилось ?
( ответы)
- Музыкально –ритмические движения. Русские плясовые движения.
Вспомните плясовые движения. Какие вы можете назвать или показать?(Дети показывают присядку с выставлением ноги на пятку, дробный, переменный шаг, шаг с припаданием, «Ковырялочку» и т. д.)
Послушайте еще раз песенку Белки в оркестре, исполните свободную пляску с любыми движениями, которые мы с вами вспомнили. (Дети пляшут под музыку)
6. Коммуникативная игра.
Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть.
Знакомая игра « Море волнуется» превратится в мини-театр.
Ребята ,берите эту прозрачную синюю ткань, изображающую море. Все ребята встают вокруг «моря». А раз мы с вами в сказке, то на слова « морская фигура — замри»-давайте изображать не только рыбок и морских звезд, но и сказочных персонажей, на ваш выбор.
Звучит « Море» Р.Корсакова, дети проигрывают « Море волнуется раз»; дети с тканью изображают волнующееся море).
Ведущий отгадывает «морские фигуры»: вот русалка, рыба-меч, дельфин, а вот Царевна-Лебедь:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Посмотрите, какой увидел ее русский художник А.М.Врубель(слайд с репродукцией «Царевна лебедь»).
Итак, сегодня, ребята, мы побывали в «Сказке о царе Салтане». Скажите
мне ,что всегда бывает в конце любой сказки? (Отвечают) Правильно ,зло всегда побеждается добром. Помните, как радостно и торжественно, в мажоре, звучали последние аккорды «Вступления» к опере Рисмского -Корсакого? Рассказав о трех чудесах, музыка нарисовала нам торжество добра и света. (Прослушать фрагмент).
Дорогие ребята! Можем ли мы с вами сказать, что наша Россия богата добрыми сказками и талантливыми композиторами, художниками, поэтами? Конечно, да.
И поэтому мы не прощаемся со сказкой, а встретимся с ней на следующих занятиях.
Музыкальное прощание, дети выходят из зала под русскую народную музыку.
Автор: Чернова Ольга Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МАДОУ ЦРР – детский сад №24 «Улыбка»
Месторасположение: г. Чайковский Пермский край
Дата изменения: 16.02.2021
Дата публикации: 04.12.2016