Театрализованная деятельность в детском саду: Развитие творческих художественно-речевых способностей дошкольников.
Театр — искусство синтетическое, которое воздействует на маленьких зрителей комплексом художественных средств. Дети от природы наделены яркими способностями и нужно, как можно раньше, создать максимально благоприятные условия для их развития. Участвуя в театральных представлениях, они знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Театр развивает речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, зазнайства, равнодушия, заботливое отношение друг к другу и т. д.).
Театр доставляет детям большую радость. Психологи отмечают, что ребёнок, погружённый в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Большое влияние театра на личность ребёнка позволяет использовать его как сильное, ненавязчивое педагогическое средство. Вот почему на протяжении двух лет я занимаюсь решением проблемы развития творческой активности ребёнка, его эмоций, чувств через создание максимально комфортной ситуации общения детей и педагога в процессе организации театрализованной деятельности.
Основой системы моей работы с детьми стали:
- Во-первых, идеи развивающего обучения, разработанные Л.С. Выготским — обучение развивает, если оно забегает впереди развития, а не плетётся в хвосте; принципы, разработанные В.В. Давыдовым и Д.Б Элькониным;
- Во-вторых, идеи гуманного воспитания, основанного на уважении к каждому ребёнку и вооружение детей сильными знаниями об окружающем мире и художественно-речевой деятельности, отношение к литературе и, на этой основе, широкое развитие художественных способностей детей;
- В-третьих, идеи современных учёных (Л.М. Гурович, О.И. Сомковой и др.), занимающихся вопросами развития художественно-речевых способностей дошкольников.
Целью моей работы является: создание педагогических условий, обеспечивающих развитие художественно-речевых, творческих способностей детей, развитие артистических способностей, через театральную деятельность.
Задачи:
- Выявить уровень художественных творческих способностей детей в освоении художественно-речевой деятельности;
- Определить методы и приёмы развивающего взаимодействия с детьми в процессе художественно-речевой деятельности;
- Разработать содержание процесса речевой деятельности детей, обеспечивающего развитие художественно-речевых способностей;
- Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения в образы;
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить отличать характерные черты сказочных персонажей;
- Обучать детей художественно-образным способам выражения (интонация, мимика, пантомима и т.п.);
- Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалектическую речь;
- Формировать опыт социальных навыков, создавать условия для развития творческой активности детей;
- Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, пальчиковый, театр зверей, театр теней и др.).
Ожидаемый результат:
- В процессе театрализованной игры — расширяются и углубляются знания об окружающем мире;
- Развиваются психологические процессы: внимание, память, восприятие, воображение и т. д.;
- Активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;
- Совершенствуется моторика, координация, плавность и целенаправленность движений;
- Развивается эмоционально-волевая сфера;
- Происходит коррекция поведения;
- Развиваются коллективные чувства, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес и увлекают их.
Моя работа строилась в трёх направлениях:
- Организация комплекса занятий по развитию речи;
- Создание материально-дидактических условий речевого взаимодействия с детьми с опорой на индивидуально-дифференцированный подход;
- Разработка системы работы по освоению ребёнком способов художественно-речевой деятельности человека.
При установлении уровней художественно-речевой деятельности я опиралась, во-первых, на диагностику О.И. Сомковой. Речевое развитие, в этом случае, я рассматривала, как умение понимать и пользоваться речью, развитие связной и грамматически правильной речи, фонематического слуха, активного словаря; во-вторых, на результаты наблюдений за самостоятельной деятельностью детей (театрализованные игры, игры-драматизации), анализы рассказов детей, свидетельствующие об интересе к творчеству в различных видах художественной деятельности; о наличии специальных художественных способностей (словотворчество, образное видение).
Результаты диагностики развития художественно-речевых творческих способностей позволили сделать вывод о том, что необходимо продумать систему работы с детьми, обеспечивающую поэтапное продвижение в развитии каждого ребёнка и создать материально-дидактические условия, где педагог выступает в роли режиссёра, а дети становятся талантливыми исполнителями его замыслов, присваивая способы художественно-речевой деятельности.
Работу с детьми по формированию художественно-речевых умений я осуществляла поэтапно:
- 1-ый этап: подготовительный (младший возраст);
- 2-ой этап: основной (средний возраст).
- Оба этапа включают в себя различные виды деятельности:
- Телесно-ориентированные игры;
- Игротерапия;
- Сказкотерапия;
- Игры-драматизации, импровизации;
- Артикуляционная гимнастика;
- Упражнения на развитие дыхания, мимики, эмоций, силы голоса и др.;
- Кукловождение;
- Действия по ролям, т.е. театрализованные постановки;
- Элементы логоритмики;
- Пальчиковая гимнастика;
- Работа над выразительностью речи.
Основной принцип работы — игровая форма проведения занятий.
Подготовительный этап включает в себя различные формы работы с детьми по накоплению речевого опыта, формированию речевых эталонов. Здесь основное внимание я уделяла составлению описательных рассказов по игрушкам, по картинкам. В младшей группе широко использовала народный фольклор: потешки, прибаутки — «Кто у нас хороший?», «Наша Оля маленька». Детям очень нравятся эти минуты любования. Просят: «Я тоже хороший и про меня скажи!».
В младшей группе на поэтические минутки приходит Мишка, и дети помогают ему выразительно прочитать стихи, потешки. При заучивании использовала приём воссоздания ритмических движений (хлопки, притопы и т.п.), что очень помогает закрепить ритмический рисунок стихотворения, способствует скорейшему запоминанию, а также использовала картинки по стихам А. Барто, иногда подбирала предметы и заучивание стихотворений проводила в виде игры.
В средней группе эффективным приёмом оказалась работа с зеркалом. Дети внимательно рассматривают строение тела, цвет волос и глаз и т. д. При этом происходит расширение и активизация словаря — «голубоглазый», «светловолосый» и др. Часто использовала игру «Слова — братья», типа: «Где обедал воробей? В зоопарке у …».
В младшей и средней группах я в основном использовала объяснительно-иллюстративные методы работы с детьми, находясь на позиции опекающего взрослого и в позиции рядом с ребёнком. Это игры и игровые упражнения типа: «Расскажи потешку», «Споём Маше колыбельную» и .т.п.
Основной этап формирования художественно-речевых творческих способностей приходится на старший возраст, и работу с детьми я направляю на формирование способа самостоятельных действий. На этом этапе я уже нахожусь в позиции «ученика» или наблюдающего взрослого. В этот период огромное значение я придаю созданию обстановки, организации предметной среды и развитию творчества в различных видах детской деятельности. Чтобы прийти от чтения потешки к творческому рассказу, к игре-драматизации, я работаю над интеграцией развития речи в различных видах деятельности — трудовой, изобразительной, игровой и т. д.
Развивая художественно-речевые творческие способности детей, я использую различные виды театров, заучивание стихов, пересказ, рассказывание, игры — драматизации, режиссёрские, дидактические и др.
Наибольшей результативностью отличаются нетрадиционные формы работы с детьми: конкурсы на лучшее сравнение «Кто об этом скажет по-другому», вечер вопросов и ответов «Кто задаст самый необычный вопрос», «Придумай загадку», «Сочиняем сказку для театра», «Создание и выпуск газет» (как в группе, так и дома с родителями) и т. д.
На протяжении всего основного этапа особое место я отвожу работе по обогащению литературного опыта детей и систематизации знаний о законах сказочного жанра. Я знакомлю детей с происхождением сказки, с образами народный сказателей, провожу беседу по содержанию сказки:
- Сколько историй в сказке;
- Определи начало и конец каждой истории;
- Как бы Вы назвали каждую часть?;
- Попробуйте составить алгоритм сказки;
- Подберите сказку по предложенному алгоритму.
В работе по литературным произведениям, на этапе закрепления и подготовки к игре-драматизации, большое значение придаю работе с книгой:
- Пересказ от лица героя;
- Словесная режиссёрская игра;
- Словесное рисование;
- Заучивание стихотворения способом моделирования.
Подобная работа даёт возможность пережить те чувства, которые сам ребёнок в жизни не может испытать, но уже понимает их, обогащается новыми эмоциями.
Контрольные срезы свидетельствуют о большом значении для развития творческих художественно-речевых способностей «Театральной гостиной», которую мы начинаем посещать с младшей группы, воссоздавая несложные этюды, на знакомые детям бытовые темы типа: «на кухне», «в саду»; сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Дети превращаются в «Театральной гостиной» в «деревья старые и молодые», разыгрывают этюды «сильный дождь» — «ласковый дождик», «злой ветер» — «ветерок шалун» и т.п. Умение ставить такие этюды позволило к старшему возрасту расширить количество актёров при постановке той или иной сказки, включать всех желающих — дети изображают не только животных и людей, но и воспроизводят лес, избушку и даже предметы домашнего обихода. «Театральная гостиная» преобразуется то в репетиционный зал, то в театральную сцену.
В обстановке «Театральной гостиной» интереснее получаются сказки, веселее были путешествия «Там, на неведомых дорожках». Здесь же проходят ежедневные «Пять минут поэзии». В среднем возрасте я провожу заучивание стихов с движениями, например: «Станцуй стихотворение», «Расскажи руками стихотворение об осени» и т.п. Для создания психоэмоционального комфорта я использую музыку, приёмы релаксации М.И. Чистяковой.
Таким образом, занятия и упражнения в «Театральной гостиной» позволяют всем детям найти роли, адекватные своим способностям, положительно сказываются на умении придумывать новые сказки (ведь ласковый дождик движется и говорит совсем по-другому, чем сильный дождь), способствуют развитию творческого воображения, способности вхождения в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.
Для создания материально-дидактических условий большое внимание уделяю оборудованию центров речевой, музыкально-театрализованной и изобразительной деятельности, сюжетно-ролевой игры «Театр». Детям очень нравится организовывать все театральные службы: кассы, осветители, костюмерные, гримёрную, буфет и т. д. Создание подобной среды сохраняет и подпитывает интерес к театру. К оборудованию центров и подготовке спектаклей я стараюсь активно подключать родителей. Они помогают в оформлении декораций, афиш, изготовлению костюмов; участвуют в спектаклях на второстепенных ролях (в младшей и средней группах). В этом году мы уже представили игры-драматизации по сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок».
Данные диагностики в старшей группе после проведённой работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии уровня художественно-творческих умений: количество детей с высоким уровнем увеличилось до 20 %. Эти дети самостоятельно организовывали театральные спектакли, находили предметы-заменители, использовали все виды театров, имеющихся в группе: пальчиковый, театр игрушек; чаще всего претендовали на роль сказочника, создавая свои сказки.
Каким стал воспитанник к концу средней группы:
- Ощущают душевное удовлетворении, удовольствие, радость от встречи с новым предметом, объектом, явлением, произведением искусства и продукцией народных промыслов;
- Испытывает возросшую потребность в новизне впечатлений и переживаний от встреч с вещами, их создателями, а также от педагога, создающего для него «театр» восхищения, любования красотой;
- Узнают некоторые жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворные формы поэтического фольклора);
- Прослеживают развитие сюжета, эмоционально реагируют на литературный текст, сопереживают героям полюбившихся произведений, отдают предпочтение определённым жанрам, стихам, сказкам;
- Проявляют интерес к книге, к рассматриванию иллюстраций, имеют опыт бережного отношения к ним;
- Знают некоторые разновидности детского театра, испытывают удовольствие во время просмотра спектаклей, которые показывают взрослые или старшие дети, эмоционально реагируют на воспринятое;
- Проявляют желание и умение читать наизусть короткие стихи, рассказы, приобрели некоторый опыт разыгрывания фрагментов знакомых сказок путём драматизации, проявляют при этом избирательность;
- Используют образы литературных художественных произведений в других специфических детских видах деятельности (театр, лепка, рисование и т. д.);
- Испытывают чувство удовлетворённости, гордости за свои успехи в области художественно-речевой деятельности (знание сказок, стихов, их выразительного чтения и др.).
Занимая театральной деятельностью дети развивали актёрские качества, обрели уверенность в себе, научились чувствовать, думать, сопереживать. Научились публично выступать и выразительно говорить.
А, самое главное, получили массу удовольствия от общения с миром театра!
Автор: Вожакова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Детский сад № 63»
Месторасположение: г. Пермь, Пермский край
Дата изменения: 17.02.2021
Дата публикации: 14.10.2014