Самоанализ музыкального руководителя детского сада Гончаренко Т. А.

Самоанализ педагогической деятельности музыкального руководителя МБДОУ д/с № 63.

В МБДОУ д/с № 63 работаю в должности музыкального руководителя 22 года. И на протяжении всех лет работы с дошкольниками придерживаюсь главного принципа — занятия музыкой должны, прежде всего, доставлять детям радость. Это — главное условие их музыкального развития. Только при этом условии можно «зажечь» ребенка на всю жизнь любовью и интересом к музыке, сформировать потребность в ней, успешно развивать музыкальные способности.

За последние 3 года в моей деятельности использую многообразие программ и технологий музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Которые объединяет главная задача — воспитание творческой личности, умеющей ценить и понимать прекрасное, способной красиво и правильно петь, воспринимать музыку и уметь высказываться о прослушанном произведении, поделиться результатом восприятия с другими, танцевать, музицировать, участвовать в театрализованной деятельности. Чтобы ребенок овладел этим, одних усилий педагога мало, надо, чтобы он сам захотел познавать и усваивать. Поэтому я уверена, что процесс музыкального воспитания дошкольников нужно начинать с установления доверительных отношений между ребенком и педагогом — в этом основа воспитания.

Решению этих задач в работе с детьми мне помогает реализация программы «Детство». Использование авторской программы И. Каплуновой и И. Новоскольцевой «Ладушки», авторской программы по ритмической пластике для детей-дошкольников А.И. Бурениной и выбранная мною тема по самообразованию «Музыкально-игровая деятельность как средство развития музыкальных и творческих способностей дошкольников». Использование в работе с детьми разных методических приемов (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический метод) помогает мне добиваться высоких результатов в усвоении детьми программных требований.

Данные результаты диагностического исследования показывают, что дети с интересом посещают музыкальные занятия.

Ребята слушают музыку внимательно, эмоционально стараются передать свое отношение к ней. Это свидетельствует о росте эстетических эмоций, интересов детей, определяет уровень музыкально-эстетической культуры, развития воображения, творческих способностей. Затруднение вызывают оценочные суждения об услышанной музыке, чаще всего они сводятся к односложным ответам.

Поэтому в последующей работе я наметила следующие задачи: расширять знания детей о музыке, применять творческие задания, направленные на развитие эстетических эмоций, воображения, мышления, побуждать детей к оценке музыки как эмоционально (через музыкально-двигательные упражнения), так и словесно (развивать словарный запас).

Самым доступным видом детского музыкального исполнительства является пение. Ребята поют с удовольствием и большой радостью, передавая в пении свое отношение к окружающей действительности. Надо отметить развитие музыкальных способностей: работа над развитием певческих навыков дала хорошие результаты в совершенствовании дикции детей. Пение оказало положительное воздействие на психофизическое состояние детей (освобождая от внутренней напряженности), дало развитие коммуникативных способностей воспитанников, мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. А Определенную трудность вызывает чистота интонирования, которая зависит от многих факторов, главным из которых является мелодический слух. Поэтому в дальнейшей работе буду решать следующие задачи: в игровой форме с помощью музыкально-дидактических игр моделировать направление движения мелодии, различая высокие и низкие звуки; разучивать короткие песни с узким диапазоном, соответствующим возрастным возможностям детей.

Анализируя результаты музыкально-ритмического развития, можно отметить, что дети умеют согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки, творчески выражают музыкальный образ и свои впечатления от музыки в движении, умеют ориентироваться в пространстве, у них хорошо развиты коммуникативные качества. Но не все дети могут двигаться ритмично, выполнять движения самостоятельно, координировать движения и проявлять творческую инициативу в соответствии с возрастными особенностями, поэтому с большим вниманием следует учитывать индивидуальные возможности ребенка. Решение этих проблем я вижу в более тесной работе с воспитателями, узкими специалистами, работающими с этими детьми.

Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. В процессе диагностирования воспитанников по музицированию выявилось развитие таких важных качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, воля, внимание, мышление, аналитические способности и огромное желание всех детей без исключения овладеть игрой на музыкальных инструментах. Поэтому одной из главных задач в своей дальнейшей работе по музицированию является приобретение новых музыкальных инструментов, изготовление интересных игрушек-шумелок совместно с детьми и родителями детского сада.

Важную роль в развитии музыкальных способностей детей играет вокально-эстрадная студия «Улыбка», которой я руковожу уже 5 лет. В ее составе дети подготовительной группы.

С детьми кружка выступали на осенних, новогодних праздниках, развлечениях с песнями «Солнышко» Т. Андрейченко, «Домовушка» Е. Зарицкой, «Я самый счастливый» И. Челноков и др.

Доброй традицией стало посещение спектаклей Белгородского драматического театра им. Щепкина («Аленький цветочек», «Приключения Луковицы», «Кошкин дом» и др.) и Белгородского кукольного театра («Красная шапочка», «Морозко», «Три поросенка»).

Воспитанники МДОУ неоднократно являлись участниками городских праздничных концертов, победителями и лауреатами городских конкурсов детского творчества «Золушка и Маленький принц»

Одаренные дети, выпускники детского сада продолжают обучение в ДМШ № 1 — Красникова Настя, Чертова Алина, Пирожкова Света, Кучеренко Соня. В танцевальных студиях детского творчества ансамбль «Забава» — Бардакова Юля, в студии «Терпсихора» — Крамчанинова Настя, Макарьина Маша.

Приняты для публикации в журнал «Цветной мир» издательства «Карапуз» г. Москва статьи «Музыкально – игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников». «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность и драматизацию» находятся на сайте БелРИПКППС в разделе «виртуальный методический кабинет кафедры художественно-эстетического образования». Участвовала в областном конкурсе «Родники мастерства Белогорья» с комплексным занятием «В гостях у Гнома». Принимала участие в работе Международных Бакушинских педагогических чтениях с темой своего опыта работы «Формирование музыкальной культуры личности через музыкально – игровую деятельность и драматизацию».

Автор: Гончаренко Татьяна Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №63
Месторасположение: город Белгород, улица Преображенская 69 — а



Основные разделы:




VK
OK
Facebook
Twitter
WhatsApp
Telegram


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

вверх