Самоанализ «Развитие духовности у детей посредством русских народных традиций и традиций, сложившихся в условиях современности»

Полякова Галина Ивановна
старший воспитатель, первая квалификационная категория
МКДОУ Искитимского района Новосибирской области детского сада « Родничок» с. Лебедёвка
Новосибирская область, Искитимский район, село Лебедёвка

В детском саду «Родничок» села Лебедевка я работаю с 1994 года. В последние годы, смотря на моих детишек, мне все больше и больше хотелось научить их любить, уважать и ценить все рукотворное и нерукотворное; мне хотелось обогатить их души, и я нашла для этого путь — народные традиции (приложение № 1). Традиции, которые хранят в себе духовность русской культуры.

Перейдя на должность старшего воспитателя, я сочла нужным адаптировать свой опыт в МКДОУ, тем более что для этого есть все основания.

В настоящее время Россия переживает один из непростых периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в том, что материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Особенно остро это искажение проявляется в подростковом возрасте, в школе.

Ситуация осложняется тем, что большинство родителей сменили акцент в сторону ранней интеллектуализации, не учитывая того, что возраст до 8 лет самый благоприятный для развития эмоциональной и нравственной сфер.

К сожалению, перекос в сторону сугубо учебной модели воспитания коснулся и части педагогов нашего коллектива, о чем свидетельствует: анализ анкет (приложение № 2). А также беседы с воспитателями и детьми, наблюдение за взаимодействиями педагогов в процессе их работы с дошкольниками, наблюдение за детьми во время игр и занятий, анализ планов воспитателей и продуктивной деятельности детей.

Д.С. Лихачев отмечал: «Национальные отличия русского народа сохраняться и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Из концепции модернизации российского образования на период до 2010 года:

«В переломный период своего развития Россия должна в полной мере использовать свой потенциал в сфере образования, науки и культуры для скорейшего возвращения в первый эшелон исторически лидирующих государств. В роли первоосновного субъекта нравственно — патриотического воспитания выступает личность, задача которой — осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине»

Русские народные традиции — это та ниша, которая подведет личность к этому осознанию. Они несут в себе мудрость, формировавшуюся веками; жизненные истины: человеколюбие, совестливость, трудолюбие; максимально развивают индивидуальность, но в тоже время, учат общественное ставить выше личного. Кроме того, это своего рода социализация детей, когда закладываются этические и эстетические нормы, которые ребенок унесет с собой во взрослую жизнь.

Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. К.Д. Ушинский писал «Духовное развитие человека невозможно, без опоры на культурно-исторические традиции народа». Пение былин, сказание сказок, потешек, пословиц, поговорок, закличек, создание художественных промыслов, проведение обрядов народных праздников понимались народом как сила, действующая в целях созидания. Эту созидающую силу хотелось бы видеть неотъемлемой частью в нашей повседневной жизни.

Психологи утверждают, что духовно — нравственные качества не могут возникнуть путем «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.

Педагогический коллектив МКДОУ «Родничок» согласился с тем, что традиционные ценности нужно адаптировать к современным условиям. Помимо этого, необходимо подчеркнуть значимость традиций, сложившихся вокруг нас: в семье, детском саду, селе; подчеркнуть связь поколений, их преемственность.

Результатом мозгового штурма педагогов по проблеме «Воздействие традиций на воспитание ребенка и формирование духовной личности» — стала обобщенная мною классификация традиций (Приложение № 3).

Анализ таблицы показал, что методических пособий (Соломенниковой О.А.; Комаровой Т.С.; Зацепиной М.Б.), предложенных образовательной программой ДО МКДОУ , недостаточно для полного раскрытия темы.

Изучив методическую литературу, которая затрагивает интересующую нас проблему, я сочла необходимым добавить в разработку парциальные программы:

— «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы — О.Л. Князева; М.Д. Маханева.Санкт-Петербург 1998г.);

— «Программа социального развития» (автор — Л.Коломийченко, зав. Кафедрой дошкольной педагогики и психологии Пермского Государственного Университета. 2005г.).

В этих программах в полной мере отражены исторические события и история быта наших предков.

На основе классификационной таблицы (приложение № 3) выстроен педагогический процесс, с включением всех участников-педагогов, детей, родителей, а также внешних связей (Лебедевская школа искусств, сельская библиотека, «Комната боевой славы» МОУ СОШ с. Лебедевка) для достижения поставленной мною цели:

Помочь педагогам на основе народных традиций и традиций, сложившихся в современных условиях, воспитывать в детях лучшие качества присущие русскому народу: доброту, великодушие, справедливость, скромность, трудолюбие, уважительность, патриотизм.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Используя оптимальные формы и методы, подвести педагогов к организации эффективного воспитательно-образовательного процесса для обогащения жизненного опыта каждого ребенка впечатлениями, знаниями и умениями, которые способствовали бы:

— Повышению значимости семейных ценностей;

— Осознанию себя как частицы целого в детском саду, селе; осознанию гордости за страну, в которой он растет;

— Поддержанию интереса к познанию истории своего народа;

— Развитию художественно-творческой активности.

2. Создать в группах предметно-развивающую среду таким образом, чтобы спровоцировать в ребенке развитие любознательности, интереса, желания задавать вопросы.

3. Создание мотивации на сотрудничество воспитателей с родителями.

На первом этапе работы я применила интерактивную методику обучения воспитателей, с целью исследования проблемы. Педагоги, ориентируясь на классификацию традиций, самостоятельно изучали литературу, обсуждали проблемы, делились опытом.

Например, традиции семьи и детского сада не вызывали трудностей в преподнесении их детям, а вот традиции села («Отсевки»-народные гуляния, посвященные завершению весенних полевых работ) «требовали» найти свои корни. Педагоги обращались к архиву возникновения села, созданного на базе сельской библиотеки, к публикациям о промыслах и традициях. Собирались воспитатели один раз в месяц.

С целью выяснения степени заинтересованности детей в разных группах и наглядного показа благотворного взаимопроникновения в другие образовательные области, под моим руководством молодые специалисты разработали и реализовали два проекта:

— «Активизация речи через развитие мелкой моторики (посредством фольклора)» (автор — Бектяшкина О.В., вторая младшая группа).

Одна из задач проекта:

— Вызвать у детей интерес к драматизации небольших сказок.

Презентация-день открытых дверей, с демонстрацией «богатой и доброй предметной среды», созданной руками родителей, детей, воспитателей, и пальчиковым спектаклем «Бычок — смоляной бочок».

— «Формирование и развитие основ художественно-эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста через народное декоративно-прикладное творчество» (Тарасова К.А., подготовительная группа.)

Одна из задач:

— Формирование духовных качеств через воздействие художественного искусства.

Презентация-Ярмарка «Русский сувенир»

Следующим этапом работы, учитывая высокую заинтересованность детей и заинтересованность педагогического коллектива (приобретенную вследствие интерактивной методики), а также учитывая актуальность проблемы — стало принятие годовой задачи:

«Развитие духовности посредством русских народных традиций и традиций, сложившихся в условиях современности»

Перед воспитателями была поставлена очередная задача:

Актуализировать содержание классификационной таблицы в перспективные планы образовательной деятельности (ознакомление с окружающим, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, ИЗО — деятельность, экология, труд, физическая культура).

При написании календарных планов, отмечать работу по годовой задаче во всех режимных моментах сносками на поля.

Передо мной выбор оптимальных средств совершенствования педагогического процесса; диагностика детей на начало учебного года (Приложение № 4).

Для активизации деятельности воспитателей были использованы следующие формы методической работы (Приложение № 5): консультации, семинары, семинар — практикум, коллективные просмотры, педагогические советы, праздничный календарь, конкурсы, викторина.

Индикатором результативности нашей работы послужил тематический педагогический совет «Традиция, как средство развития духовности дошкольника» со следующей структурой:

— Вступительное слово заведующей Кононенко Л.И. об актуальности темы.

— Доклад «Классики и современники о преемственности поколений, о не проходящих общечеловеческих ценностях» Полякова Г.И.

— Прослеживание народных традиций, в той или иной форме, в современных традициях и влияние тех и других на формирование личности. Из личного опыта воспитателей.

— Предметно — развивающая среда, заставляющая ребенка задумываться о связи времен, воспитывающая в ребенке национальную гордость, какова она в представлении современного педагога.

— Из опыта детского сада «Радуга» г. Губкин Белгородской обл. ГаусО.

— Анализ анкетирования педагогов. Результаты фронтального контроля в группах. Полякова Г.И.

— Конкурс «Великие соотечественники» Узнай по описанию событий.

— Решение педагогических ситуаций.

— Решение педагогического совета.

Выдержка из протокола заседания педагогического совета:

(Накануне воспитателям была предложена анкета с прежним содержанием ( ( (приложение № 2), с целью отслеживания результативности проделанной работы).

Принимая во внимание обобщенный анализ анкет, планов, результаты оперативного и тематического контроля в группах, можно с уверенностью сказать о том, что в работе педагогов определяется четкая система.

Произошла переоценка приоритетов. Все воспитатели согласились с правомерностью говорить о воспитании духовности применительно к детям дошкольного возраста.

Педагоги используют в работе разнообразие методических приемов для активизации деятельности детей, вызывая у них интерес к теме, развивая этот интерес, используя свой возросший теоретический и практический потенциал знаний и умений.

Педагоги работают на уровне сотрудничества с детьми.

У воспитателей (Городишениной Т.А., Борисовой Т.А., Алексеевой О.Н.), которые кроме занятий и праздников слабо применяли многообразие форм работы с детьми, отслеживается положительная динамика в этом направлении.

Во всех группах изменился подход к формированию предметно — развивающей среды: появился дидактический материал, наводящий ребенка на размышления, в центрах театрализации появились атрибуты, создающие уют, наполненные теплом и добротой, содержательными стали центры по патриотическому воспитанию. Особенно хотелось бы отметить педагогов (Овчинникову А.В., Копкину Е.М.) подготовительной и старшей (Соловьеву Э.Я., Цветкову О.А.) групп.

Педагоги занимаются самообразованием и в различных формах работы (родительские собрания, вечера вопросов и ответов, информационные стенды, семейные клубы), делятся с родителями своим опытом.

По результатам фронтального контроля » Фольклор — русская культурная традиция» (Приложение № 6), целью которого послужило определение уровня восприятия детьми устного народного творчества, отмечено, что дети эмоционально и с интересом откликаются на тему фольклора.

В двух группах младшая, старшая — выявлен уровень выше среднего; в подготовительных и средней группах — высокий уровень позитивного восприятия.

Дети четко определяют понятие добро и зло, хотят быть похожими на положительных героев, негативно относятся ко лжи, лести, лени, ябедничеству.

Ребята старшего возраста определяют все жанры народного творчества, проявляют активную позицию на занятиях, в различных формах переносят элементы фольклора в свободную деятельность

Очередным рубежом проявления результативности нашей работы послужила викторина «Традиция нашего края». Дети старшей и подготовительных групп продемонстрировали свою эрудированность: они совершенно спокойно ориентировались в традициях детского сада, села, в православных традициях, в традиционных народных промыслах Сибири, включая земледелие; с удовольствием рассказывали о традиционных русских пирогах, блинах. При этом дети знают, что борщ из украинской кухни, а плов из узбекской.

Дети рассуждали о чертах характера, которые присущи русскому человеку с незапамятных времен.

К итоговому педагогическому совету мною (совместно с воспитателями) была проведена диагностика с целью отслеживания динамики в сформированности впечатлений, знаний, умений и навыков в развитии духовности детей (Приложений № 4).

Диагностика осуществлена посредством бесед с детьми воспитателями, наблюдений за дошкольниками во время игр и занятий, путем заполнения индивидуальных карт «Диагностика развития коммуникативных способностей» (пособие для педагогов дошкольных учреждений под редакцией Вераксы Н.Е.), анализа продуктивной деятельности.

По результатам диагностики выявлена положительная динамика развития духовности (интегрированного свойства личности на уровне человеческих отношений, нравственно — патриотических позиций) у детей во всех возрастных группах.

Традиции яркий интересный материал, который, помимо эмоционально- нравственной сферы, охватил речевое, художественно- эстетическое, социальное (позволил привлечь к участию обычно пассивных и застенчивых детей) развитие детей.

Такие традиции детского сада как: сбор экспонатов в фольклорную комнату, комнату краеведения, совместные конкурсы — выставки с участием родителей, возложение цветов к памятнику памяти павших в ВОВ — способствовали пониманию некоторой целостности семьи и детского сада, развитию активной гражданской позиции у детей.

Традиции православия подчеркнули причастность детей к наследию прошлого. Устное народное творчество повлияло на сформированность индивидуальности у детей, умение взаимодействовать со сверстниками, вливаться в коллектив — а именно эти способности и помогут детям успешно адаптироваться в школе.

Выводы:

Считаю, что я нашла оптимальное сочетание методических форм работы с педагогическим коллективом, которые в совокупности с индивидуальными консультациями по выявленным слабым сторонам, подбором необходимой методической литературы, дидактического материала привели в вышеизложенному результату.

Узловые моменты, которые внесли новизну в педагогический процесс нашего коллектива:

— Осознав актуальность проблемы, педагоги сами определили поле деятельности для ее решения.

— Работая по интерактивной методике, педагоги без моего вмешательства обсуждали и решали ситуативные моменты.

— Выяснение степени заинтересованности детей и развитие этого интереса.

Именно на почве возникшего интереса у детей в детском саду создана театральная студия, которая оставила яркое впечатление у детей и педагогического коллектива от выступления с программой «Поговорим о доброте». Драматизацией румынской сказки «Снеговики» было подчеркнуто, что доброта это неотъемлемая часть культуры любой национальности.

Главное в жизни человека не забывать свои корни, любить, беречь, преумножать, уважать культуру своего народа, с уважением относиться к культуре других национальностей, стран и научить этому своих детей и внуков.

К работе театральной студии были привлечены родители, которые активно помогали, в том числе и в изготовлении костюмов.

Эта программа была представлена на творческий районный конкурс «Музыкальный калейдоскоп» за что театральная студия отмечена организаторами конкурса грамотой.

Опыт нашего педагогического коллектива, по приобщению детей к миру традиций, по формированию эмоционально окрашенного чувства, их причастности к наследию прошлого, был мною обобщен и представлен в виде доклада на «Августовской конференции работников образования Искитимского района» как один из путей социализации детей в сообществе людей.

Заключение:

Учитывая актуальность проблемы, и то, что ее решение требует многоплановой и систематизированной работы из года в год — я считаю необходимым, и в дальнейшем опираясь на педагогическую науку ее исследования и рекомендации. Подбирать такие формы и методы работы с педагогическим коллективом, которые способствовали бы, не только развитию интеллекта ребенка, но и развитию его духовности.

При написании самоанализа сформулировать мысли мне помогла публикация Ельцовой О.М., Антовоной Г.А. «Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре» опубликованная в справочнике «Старшего воспитателя дошкольного учреждения № 4/2011г.»

Используемая литература:

«Система патриотического воспитания в ДОУ». Е.Ю.Александрова и др.

«С чего начинается Родина» Л.А. Кондрыкинский

«Психология«Рудик П.А.

Журналы: «Дошкольное воспитание»; «Ребенок в детском саду»; «Воспитатель ДОУ»; «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»; «Методические материалы».

Автор: Полякова Галина Ивановна
Должность: старший воспитатель, первая квалификационная категория
Место работы: МКДОУ Искитимского района Новосибирской области детского сада « Родничок» с. Лебедёвка
Месторасположение: Новосибирская область, Искитимский район, село Лебедёвка

Дата изменения: 10.04.2015
Дата публикации: 10.04.2015

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *