Золотарева Мария Александровна
учитель музыки
МКС(К)ОУ школа 7 вида № 39
Удмуртия, г. Ижевск
На сегодняшний день удмуртская музыкальная культура имеет большой вес в музыкальной культуре России. Это и результат гастролей фольклорных коллективов, и профессиональной музыки удмуртских композиторов, и совершенно новое направление, имеющее корни в Удмуртии, этнофутуристика. Удмуртская музыкальная культура узнаваема, ее воспринимают как данность. Немалую роль в становлении удмуртской музыкальной культуры сыграли фольклористы — музыкологи (этномузыкологи), занимающиеся изучением и пропагандой уникального удмуртского творчества. У всех кто имеет отношение к удмуртскому фольклору на слуху такие имена как: Чуракова Р. А., Голубкова А. Н., Нуриева И. М., Ходырева М. Г., Иванова Н. П., Пчеловодова И. В., Толкачева С. В.. Нужно заметить, что по сравнению с другими республиками. Мы обладаем очень мощным потенциалом. Эта славная плеяда работает в тесной связи с филологами: Владыкина Т. Г. — создает свою школу фольклора; с этнографами — Владыкин В. И.; мы обладаем редкой возможностью иметь специального этно — хореографа Прокопьева А. Н..
Сегодняшнее состояние научной мысли о музыкальном фольклоре характеризуется выходом на принципиально новый уровень — уровень интеграции общероссийской, финна — угорской. Но чтобы этот процесс смог начаться, должны были пройти годы, десятилетия подготовительных этапов, которые в целом повторяют становление музыкальной мысли о фольклоре других народов. Но настоящее не мыслиться без прошлого, а прошлое этномузыкалогии на сегодняшний день доступно лишь немногим. Как мы понимаем, любой процесс должен начинается со сбора фактов. Как все фольклористы мы понимаем, что должны владеть информацией о прошлом, о тех людях, которые начинали изучение музыкального фольклора Удмуртии.
Удмуртское песенное искусство в сохранившейся ранней традиции восходит к древней финно-угорской музыке. Многие родственные черты в интонационно — ладовом строе, метроритмической структуре сближают его с искусством коми: народы имеют многочисленные общие напевы, свойственные удмуртской и коми музыке.
Обряды календарные и семейные, были основой древнего искусства удмуртов. Они вместе с языческой религией, которая стойко противодействовала насильственной христианизации, проводившейся в 15 — 19 века, сохранились вплоть до конца 19 столетия и в настоящее время могут служить источником знаний о жизни и взглядах древних удмуртов. Обряды были лишены магии; ученые неоднократно отмечали материалистическую сущность удмуртских календарных обрядов. Не менее интересно и то, что обряды не замыкались в рамках языческой религии, а синтезировали многие виды древнего искусства; игру на гуслях, песню, танец; в них можно усмотреть зачатки театрального искусства.
Удмуртская песня — это живой голос народа, выражающий его национальный характер. В народной памяти сохранились древние песни, песни, возникшие под влиянием сложных межнациональных контактов и исторических событий, и современные. Удмуртские народные песни тематически неоднородны. И обрядовые, и необрядовые песни, вероятно, могут рассматриваться как произведения, тематически сформировавшиеся в разные исторические периоды. Удмуртская песня раскрывает страницы жизни целого народа, она связана с хозяйственным укладом, семейными обычаями, верованиями, теми или иными поступками, мыслями.
Удмуртская музыкальная культура в советский период развивается на основе глубокого использования национальных традиций. Музыкальный фольклор становится неотъемлемой частью первых концертных выступлений, театральных спектаклей, конференций, вновь создаваемых массовых песен. Повсеместное распространение получили в первые годы Советской власти революционные песни «Интернационал», «Марсельеза», «Варшавянка». В этот период революционные песни все чаще и чаще исполняются на родном языке. Широкое распространение получает «Марсельеза» в переводах И.Шкляева (1915) и К.Герда (1918), а также в вольном переложении, опубликованном в газете «Югыт сюрес» («Светлый путь») 6 апреля 1919г. под названием «Асьме удмуртлы „Марсельеза“ („Марсельеза“ для удмуртов»).
В 1925 — 1927 гг. вышло из печати шесть первых небольших сборников удмуртских песен с напевами. Создатели сборников, работавшие в сфере просвещения, тем самым откликнулись на призыв к собиранию песенного фольклора — основы для создания национальной профессиональной музыки. Кроме того, записывая удмуртские песни, они создавали репертуар для своих хоров. Это были учителя педтехникумов Е. В. Молоткова, М. Г. Романов, М. А. Курочкин, музыкальный работник вотского детского дома Э. В. Миронова, удмуртский поэт и просветитель М. И. Ильин, наконец, выдающийся поэт К. Герд. Каждый сборник содержал небольшое количество песен (в основном от 13 до 20). Некоторые песни повторялись в 3 — 4 сборниках. Очевидно, это были самые популярные, такие как «Поръялоз, поръялоз», «Вож бадяр, ой, кадь ик», «Куке но мон вал дыр», «Юг-юг жужалоз», «Ураме но мон поти», «Ойдолэ мыноме шудыны», «Нуны веттан гур», «Кыдёкысь кыдёкысь», «Вож-вож гинэ будылоз». Они-то и состовляли основной песенный репертуар того времени, что и подтверждают и многочисленные воспоминания свидетелей.
Народное музыкальное творчество — кладезь истинной культуры, образец гармонии, основа профессионального искусства. Ознакомление и приобщение к нему необходимо не только музыкантам и музыковедам, но и каждому рядовому человеку, поскольку оно облагораживает внутренний мир. Культура каждого этноса синкретична (неразделима) — все ее составные части взаимосвязаны. Удмуртское народное творчество прошло такой же путь, как и русская фольклористика только с опозданием на столетия.
Автор: Золотарева Мария Александровна
Должность: учитель музыки
Место работы: МКС(К)ОУ школа 7 вида № 39
Месторасположение: Удмуртия, г. Ижевск
Дата изменения: 17.11.2014
Дата публикации: 17.11.2014