Художественно-творческие технологии в социокультурной реабилитации детей инвалидов в ДШИ

Работа с детьми младшего школьного возраста (7-10 лет).

На основе проведенной диагностики и полученных результатов, мною разработана и реализована на практике система мероприятий социокультурной реабилитации с использованием художественно-творческой деятельности.

Такая форма социокультурной реабилитации позволит решить ряд задач:

  • вовлечение в творческую деятельность детей;
  • получения жизненного опыта в разрешении жизненных ситуаций через оптимальный выбор репертуара;
  • щадящий вариант интеграции детей с инвалидностью в здоровый социум;
  • снятие психологического барьера общения через творческую самореализацию и, как следствие, повышение самооценки;
  • снижение уровня тревожности.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут в течение двух месяцев.

 

Формы работы:

  • групповые занятия;
  • работа в парах;
  • слушание музыки;
  • выставка работ сделанных детьми.

Содержание работы группы представляет собой комплекс занятий. Цель первых трех занятий: установление доверительных отношений в группе. Для решения поставленной нами цели проводился комплекс коммуникативных игр и игр на знакомство.

Занятие №1.

  1. Игра «Чем похожи». Цель: знакомство участников, установление доверительных отношений.

Участникам дается инструкция: «Дети! Сейчас мы будем свободно передвигаться по залу и выполнять задания задание: Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет волос ..». Детям вначале было сложно, они стеснялись. Но потом ребята начали более активно участвовать в игре. «Молодцы ребята, а теперь давайте попробуем найти друг друга у кого день рождения зимой». Мы принимали участие в игре вместе с детьми. После второго задания дети начали действовать активнее. С охотой взаимодействовали, общались.

«Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Скажи приятные слова». Все участники становятся в круг, у ведущего в руках какой-либо небольшой предмет, например, мягкая игрушка. Тот, у кого в руках игрушка, должен передать её любому игроку, но перед этим они должны посмотреть друг другу в глаза. Тот, кто передает игрушку, обязательно произносит комплимент тому, кому передает.

Следующая игра «Что у нас одинаково и разное …» проводилась с целью установления доверительных отношений. Вначале мы давали инструкцию детям: «Ребята! Сейчас мы ходим по комнате свободно, кто куда хочет. А теперь давайте попробуем, проходя мимо кого-либо говорить 2 фразы, начинающиеся со слов: Ты похож на меня тем, что …; Я отличаюсь от тебя тем, что….. попробуем? Дети ответили взаимностью». Сначала участники беспорядочно ходили по комнате. Затем игру начала Юля, она подошла к Данилу и сказала: «Ты похож на меня тем, что у тебя, как и у меня есть 2 руки. Я отличаюсь от тебя тем, что я девочка, а ты мальчик». Через некоторое время все дети начали активно участвовать в игре. По окончании проводилось обсуждение. Что было легко, а что было труднее всего говорить? Были какие-нибудь открытия? В конце игры мы сделали вывод: «Все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими».

Занятие №2.

В начале занятия участников предлагается поиграть в игру «Объясни жестами».

Ход упражнения: Все участники сидят в кругу. Выбирается ведущий. Тренер придумывает слово и сообщает ведущему. Он должен, не произнося ни слова, жестами передать смысл загаданного своей команде. А команда должна угадать это слово. Команде разрешается задавать вопросы своему ведущему. А он может отвечать только невербально. Участник, угадавший слово, становится ведущим.

В самом начале игры участники стеснялись, и у них не совсем получалось выполнять задание. Но в ходе упражнения ребята развеселились и забыли о стеснении.

В рамках этого занятия мы предложили ребятам попробовать поработать творчески — с использованием пластилина и красок.

Творческая мастерская (лепка)

Ход работы: мастерская проводится в несколько этапов с использование пластилина.

1 этап. Участникам предлагается подготовить пластилин к работе, разогреть его, сделать мягким, пластичным.

2 этап. Потом с закрытыми глазами вылепить какое-либо животное. После этого, открыв глаза, они могут «подправить» получившуюся работу, если посчитают это необходимым.

3 этап. Ребята делятся по парам. Каждая пара берет новый кусок пластилина, и подготавливает совместно («в четыре руки») пластилин к работе.

4 этап. Работа продолжается в парах. Участникам предлагается, с закрытыми глазами, не договариваясь, совместно («в четыре руки») вылепить какой-либо предмет. После этого, открыв глаза, они могут «подправить» получившуюся работу, если посчитают это необходимым. После выполнения задания ведущий совместно с участниками выясняет возникшие в процессе работы трудности.

5 этап. Работа продолжается в парах. Участникам предлагается, предварительно договорившись, совместно («в четыре руки») вылепить какой-либо предмет.

После выполнения задания ведущий совместно с участниками выясняет возникшие в процессе работы трудности, сравнивает впечатления участников с эмоциями на предыдущем этапе.

После выполнения этого упражнения ребята отмечали, что было гораздо труднее лепить животных в парах, не договариваясь друг с другом, хотя многие догадывались о том, что хочет лепить партнер. Нужно заметить, что в каждой паре обозначился свой лидер, и все ребята это отметили.

Творческая мастерская (рисование)

При выполнении упражнения используются плотные альбомные листы и акварель.

«Ребята каждый из нас немного волшебник и сейчас мы попробуем с вами пофантазировать, и превратить обычный лист бумаги в занимательную картину».

Участникам необходимо, обмакнув кисточку в воде, намочить полностью лист бумаги. Затем макнуть в желтый цвет и поставить «кляксу» на листе. Взяв лист в руки, поворачивать его таким образом, чтобы «клякса» растекалась. Потом проделать такую же манипуляцию с красным и зеленным цветом. Полученное изображение необходимо дорисовать до определенного сюжета.

Ребят очень увлекло это упражнение, и они даже попросили сделать еще по одной картине. Их картины получились очень разнообразными и красочными.

Начиная с четвертого занятия, ребята приступают непосредственно к творчеству.

Структура занятий:

  1. Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие.

Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единой целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.

В нашей группе в качестве ритуала прижилась игра «Привет, ты представляешь….». Участники становятся в круг и по очереди, обращаясь к соседу, произносят: «Здравствуй (имя), ты представляешь …..» и заканчивает фразу, рассказывая, что-то интересное или радостное, что произошло с ним с момента нашей последний встречи. Эта игра сначала вызывала у детей некоторое чувство неловкости. С одной стороны они не привыкли замечать в своей повседневной жизни те события, которые приносят им радость, а с другой стороны делиться впечатлениями с другими людьми. Но через два – три занятия ситуация начала меняться, и ребята с удовольствием рассказывали о том куда они ходили, что нового они видели, что им удалось сделать и многое другое.

  1. Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, настроить детей на активную работу.

В этой части занятий мы использовали подборку игр, которые позволили еще в большей степени сплотить группу и настроить на рабочий лад.

Игра-разминка «Поросячьи бега»

Ход упражнения: Ведущий информирует участников о том, что «открыт новый вид Олимпийских игр, стремительно завоевывающий симпатии болельщиков и сейчас каждому из нас посчастливится стать его участником». Все участники сидят в кругу. Тренер говорит, что «мы попали на поросячьи бега, новый олимпийский вид спорта. Для того, чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать «хрюк» по кругу. Сначала потренируемся в хрюкании. А теперь играем на время». «Хрюк» передается от одного участника к другому с поворотом головы. Стараться добиться рекорда.

Игра-разминка «Ипподром»

Ход игры: Все сидят в кругу или полукругом. Ведущий: «Есть у нас ладони? (показывают) А колени? (хлопают) Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома. Все вместе – медленное поочередное похлопывание по коленям.

– Кони вышли на старт – одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю.

– Старт! Побежали! – быстрое похлопывание.

– Бежим! Бежим! По мостовой! – удары кулаками в грудь. – По песочку – быстро тереть ладонями друг о друга. По болоту! – громко чмокать. – Через речку! – хлопаем по щекам. – Барьер! – руками полукруг на уровни груди.

– Приближаются трибуны! Трибуна девочек. Девочки, кричим! А вот трибуна мальчиков! Ребята, давай! – Возгласы. Вот финиш. Ура! Мы победили!

Игра – разминка «Пчелки»

Ход игры: Участники-пчелки сидят в кругу. Выбирают короля пчел. Король выходит за дверь. Тренер прячет предмет – «мед» (который ищет король пчел). Задача короля пчел найти «мед». Пчелы помогают своему королю: пчелы жужжат (ж-ж-ж). Чем ближе король подходит к заветному предмету, тем громче ему сообщает об этом группа. Разговаривать во время игры запрещается!

Игра-разминка «Молекула – хаос»

Ход упражнения: Участники изображают броуновское движение молекул. Встречаясь, здороваются и знакомятся друг с другом. По команде вожатого: « Молекула по 2, по 3 и т. д.», игроки разбиваются на группы по 2, 3 и т. д. человек. Как только звучит команда: « Хаос», участники вновь начинают двигаться как молекулы.

Игра-разминка «Запрещенный день»

Ход игры: Ведущий называет дни недели, а участники после каждого названного дня все вместе хлопают в ладоши один раз. Среда – «запрещенный» день, нужно быть внимательным и не хлопнуть тогда, когда ведущий назовет среду. Сначала в медленном темпе и по порядку, а потом темп увеличивать и называть дни вперемешку.

  1. Основная часть. Основную часть составляет интегрированное занятие по музыкотерапии и арт-терапии, которое мы назвали «Энергетические картинки». Каждая из 16 картин, имеющихся в комплекте, обладает биоэнергетическим полем, которое воздействует на детей через подсознание, открывая или развивая в их подсознании определенные качества. Положительное воздействие начинается уже в процессе раскрашивания, однако, главный потенциал возникает у готовой, уже раскрашенной картины. Начинать раскрашивание желательно с той картины, изображение и тематика которой больше по душе или соответствует настроению и душевному состоянию на данный момент времени. Картины индивидуальны, оказывают избирательное воздействие на каждого конкретного человека. И не только на автора раскраски рисунка. Биоэнергетический потенциал (или способность быть источником целебного биоэнергетического поля) у картин сохраняется весь период их физической целостности и сохранности цветовой гаммы изображения. В методике есть установка – смотреть картину 3 или 7 минут. Осуществлять это необходимо следующим образом: удобно сесть, картину установить примерно на уровне глаз, на расстоянии 0,7 метров от ребенка, хорошо ее осветить, расслабиться и ни о чем не думать, смотреть на изображение спокойно, не напряженно, не отвлекаясь.

Картины: 1. Дракончик – пробная картина.

  1. фантазия – учит фантазировать.
  2. успокоение – укрепляет нервную систему и развивает невосприимчивость к стрессам.
  3. осмысливание – способствует осознанному стремлению жить в согласии с людьми и природой.
  4. доброта – развивает доброе отношение к людям и нежное к природе.

В момент раскрашивания звучит специально подобранная музыка

  1. Заключительная часть занятия – своеобразное подведение итогов, разбор того, что получилось и над чем нужно будет еще поработать. Обсуждение прослушанной музыки и просмотренных картинок. Рассказ о своих впечатлениях, в результате творческого переживания и перевоплощения происходит снятие повышенного уровня тревожности, преодоления страхов, формирования адекватной самооценки.

В качестве результатов социокультурной реабилитации было отмечено, что в процессе проведенных занятий повысился уровень сплочения детского коллектива, повысилась уверенность детей в себе, дети научились самостоятельно отражать при взаимном обсуждении свои знания, впечатления, чувства и эмоции. Также у детей повысился интерес к музыке и изобразительному искусству, они научились оказывать помощь друг другу, научились радоваться за окружающих и конструктивно взаимодействовать со сверстниками. После окончания курса занятий детям были предложены занятия в разных отделениях Детской школы искусств на выбор. Все дети продолжили занятия.

 

Название: Художественно-творческие технологии в социокультурной реабилитации детей инвалидов в ДШИ
Автор: Томшина Анастасия Олеговна
Должность: преподаватель игры на фортепиано
Место работы: МКОУ ДОД ДШИ
Месторасположение: п. Жигалово, Иркутская область,



Опубликовано в разделах:



VK
OK
Facebook
Twitter
WhatsApp


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *