Бесплатные конкурсы для воспитателей ДОУ 2017, Бесплатные конкурсы для педагогов 2017 учителей портал 2011

Бесплатные конкурсы для педагогов, воспитателей ДОУ, учителей …


Образовательная программа«Музыкальное воспитание и основы вокала»

Опубликовано 2 месяца назад

Название: Образовательная программа«Музыкальное воспитание и основы вокала»
Номинация: Школа, Материалы к аттестации, Музыка (Пение) (класс 5-7)
Автор: Бухтоярова Татьяна Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребёнка- Детский сад №26 Гатчинского Муниципального района»
Месторасположение: г. Гатчина Ленинградская область

 

МБДОУ «Центр развития ребёнка- Детский сад №26
Гатчинского Муниципального района»

Образовательная программа
«Музыкальное воспитание и основы вокала»

Программа
Первая и вторая ступени обучения
(дети 11-15 лет)
Срок реализации программы 2 года

 

 

Пояснительная записка.

Музыкальное и вокально-хоровое воспитание детей в России и за её пределами имеет давнюю историю. Возникшая в начале 16 века Придворная певческая капелла была одним из первых музыкальных учебных заведений, куда принимались дети из разных уголков России. Известна также музыкальная школа, существовавшая в городе Глухове на Украине, где учился известнейший русский композитор Д .Бортнянский , будущий руководитель Придворной певческой капеллы. Вскоре возникло Московское синодальное училище, просуществовавшее до 1917 года и давшее России очень много знаменитых музыкантов, хоровых дирижёров, хормейстеров. Это были первые профессиональные музыкальные учебные заведения в России, наряду с давно существующими певческими «местными» школами, например, очень известной в России и за её приделами школой новгородских распевщиков.

Тогда и появились первые программы по музыкальному воспитанию детей в России. До 1917 года как в специальных учебных заведениях (консерватория, Московское синодальное училище и т.д.), так и в обычных, музыкальное воспитание было тесно связано с церковными традициями (имеется в виду хоровое воспитание) и традициями народными.

Сейчас известно множество прогромм по музыкальному воспитанию детей как в России, так и в Европе (системы музыкальных занятий композиторов З.Кодая (Венгрия) и К.Орфа, программа капеллы мальчиков г.Москвы, программа по музыке для общеобразовательных школ под научным руководством Д.Б.Кабалевского и др. Данная программа «Музыкальное воспитание и основы вокала» составлена мною на основе программы В.В.Кашляева «Музыкальное воспитание». Программа рассчитана на учащихся общеобразовательной школы Учитывая занятость и загруженность ребят в различных школах и кружках вокальные занятия проводятся три раза в неделю по одному часу.

Программа прежде всего нацелена на личностное развитие ребенка, приобретение навыка актёрского мастерства ,вокально-хорового исполнительства. Совместное пение развивает в детях выразительность, фантазию, радость творчества, способствует раскрытию личности ребёнка. Развивает в ученике творческий поиск, «чувство локтя», самоутверждение.

Курс составлен так, чтобы учащиеся могли использовать полученные знания в обычной жизни: пение в хоре, грамотное домашнее музицирование, и т.д.

Одной из особенностей программы является её театральная направленность .Различные вокальные и хоровые произведения могут использоваться в сценической работе, поэтому возникает новый подход к исполнению такого произведения в спектакле, в отличии от концертного исполнения, требующего от ребёнка кроме правильного вокального исполнения, ещё и движения или танца, создания целостного сценического образа.

Большая проблема возникает при работе над «техническим» звуком, т.е. работой с микрофонами, пением под фонограмму. Педагог должен обладать навыками звукорежиссёра и научить вокалиста правильно пользоваться звуковой техникой. В задачи педагога входит выработка хорошего вкуса к восприятию той или иной фонограммы, инструментовки или аранжировки.

Творческий подход к работе заставляет учащегося всегда искать что-то новое и интересное в игре, танце, движении и музыке, т.е. заставляет постоянно импровизировать. Наличие в кабинете различного рода музыкальных инструментов (фортепиано, синтезатор, металлофон, гитара) позволяет ребятам самим учувствовать в создании различной музыкальной ткани на уровне импровизации.

Программа по музыкальному и вокальному воспитанию детей делится на две части:

  1. Развивающая программа (1 год.)
  2. Обучающая программа (2 год).

 

Первая ступень
Развивающая программа.

Цели и задачи.

Основная цель занятий – органическое и заинтересованное освоение детьми мира звуков, мира музыки. Поэтому главные задачи этой части программы:

  1. Ориентация учащегося в многообразном мире музыки
  2. Максимальное раскрытие и развитие вокально-певческих навыков у детей
  3. Овладение элементарной теорией музыки.

Краткое содержание.

В целом музыкальный курс предполагает обучение элементарной музыкальной грамоте (чтение и запись нот, длительности), развитие ритма, слуха. Параллельно с прохождением теоретического материала учащиеся занимаются азами правильного звукоизвлечения (вокала) и элементарными упражнениями на дыхание, в чём осуществляется преемственная связь между двумя ступенями – развивающей (подготавливающей) и обучающей (более профессиональной).

Эти занятия позволяют учащимся выразительно исполнять различные музыкальные и хоровые партии. В хоровых занятиях большое внимание уделяется слушанию и исполнению духовной музыки, которая призвана воздействовать на тонкие струны души ребёнка и одновременно содержит необходимый теоретический и практический материал для обучения. На протяжении всего курса преподаватель знакомит вокалистов с яркими образцами духовной и классической музыки, развивает внимание и воображение по отношению к прослушанному. Учащиеся знакомятся с основными жанрами, стилями, инструментами.

Методика и технология

Для занятий вокально-хоровым пением принимаются дети с различными музыкальными данными. В наших условиях, когда в группу принимаются чаще всего ребята со средними музыкальными способностями, требуется гибкое использование намеченной программы. С одной стороны, нельзя перегрузить воспитанников теоретическим материалом, а с другой стороны, нельзя оставить их только на уровне «восторженных» слушателей.

Основные принципы, формы и методы работы на музыкальных занятиях представляют собой некий синтез. Это соединение принципов, форм и методов преподавания, используемых в музыкальных профессиональных и общеобразовательных школах.

На уроках используются следующие виды работ:

  1. Теоретические знания, письменные и устные
  2. Распевка, упражнения на дыхание
  3. Хоровое исполнение
  4. Слушание музыки, обсуждение услышанного

Обсуждение ведётся на основе полученных теоретических знаний, эмоционального слухового опыта и ассоциативных связей.

Для более глубокого усвоения духовной и классической музыки используются дополнительные формы проведения занятий: посещение церковных служб и слушание церковного пения, посещение концертов.

Хоровые занятия проходят в специально оборудованном кабинете музыки, где есть всё необходимое для таких занятий.

Предполагаемые результаты обучения и формы контроля.

Развивающий музыкальный курс не предполагает контрольно-экзаменационных форм отслеживания результатов обучения. Педагог определяет степень успеваемости каждого учащегося во время хоровых занятий, а также на класс-концертах, устраиваемых внутри учебной группы. Успешность занятий оценивается педагогами музыкального цикла и на творческих отчётах ежегодного смотра талантов «Зажги свою звезду».

Предполагается, что в конце обучения по данному курсу учащиеся, в меру своих возможностей, овладеют элементарными теоретическими и практическими навыками, которые позволят ему:

  1. Точно и выразительно исполнять музыкальные произведения средней трудности (1-3 классы музыкальной школы):

— без сопровождения

— с аккомпанементом

2. Читать с листа простейшие мелодии

3. Использовать элементарные навыки дирижирования (как традиционные,

так и предлагаемые педагогом в игровой форме).

  1. Уметь выразительно передать характер произведения (актёрский подход)

Исполнять простейшие одно и двух голосные хоровые произведения (уровень 1-3 классов музыкальной школы)

Такое сочетание развивающего (общеобразовательного) и обучающего (профессионального) в моей программе конечно требует экспериментальной апробации.

 

Вторая ступень

Обучающая программа.

Цели и задачи.

Основную цель занятий можно определить так: привить навыки актёрского пения.

Основные задачи:

ПРИВИТЬ

    1. Навыки сольного исполнения с наиболее эффективным и правильным использованием приобретённых вокальных и слуховых навыков
    2. Умение работы в ансамбле или небольшом хоре
    3. Научить свободному ориентированию в работе с техникой (микрофонами, фонограммами и т.д.)

Краткое содержание

В ходе индивидуальных и групповых занятий учащиеся овладевают вокальными и хоровыми навыками и совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр, тренируют дыхание, постепенно доводят всё это до возможно высокого уровня. Учебной основой для занятий служат различные вокальные упражнения, предлагаемые педагогом, а также произведения вокальной литературы. Основной пласт – это народные песни, духовная музыка, классическая, популярные детские песни, позволяющие овладеть стилистически разными манерами исполнения, затем русский романс, Далее лёгкие сочинения зарубежной классики, современной эстрадной и бардовской песни.

Методика и технология

Работа над всеми направлениями, включёнными в курс по музыкальному воспитанию и началам вокала, проходит на протяжении всего обучающего этапа. Задачи поставленные перед учениками, постепенно усложняются. Поскольку обучающий период с учениками охватывает возраст 13- 14, то неизбежно возникновение некоторых физиологических (в основном у мальчиеов) и психологических проблем, связанных с периодом взросления. Возникает проблема с «мутацией» — «ломкой голоса» у мальчиков. Как правило, это происходит в возрасте от 11 до 15 лет, когда голос мальчика превращается в голос мужчины. В такие моменты бдительность и профессионализм преподавателя выходят на первый план. Вовремя распознав наступление «мутации», педагог должен на некоторое время использовать щадящий режим для мальчиков. В послемутационный период педагог обязан очень бережно относится к новому, родившемуся голосу (тенор, баритон, бас) Начинать нужно с небольших упражнений, стараясь не форсировать звук. Данная проблема может проявить себя и в период взросления у девочек (10 – 13 лет ), когда также могут возникать моменты неуверенности, сиплости в голосе. Но обычно для девочек это менее болезненный этап и проходит он быстрее, чем у мальчиков. Педагог-вокалист обязан очень чётко представлять себе весь круг проблем, возникающий в переходном возрасте. Он несёт свою долю ответственности за этот этап. В отдельных случаях можно обращаться к профессиональному врачу-фониатору.

В первые 2 – 3 месяца работы особое внимание уделяется установлению правильной тембральной ориентации каждого. За тем следует переходить к целеноправленным занятиям по развитию вокальных навыков. Уроки строятся примерно по одному и тому же плану:

1. Разогрев вокального аппарата:

— несколько дыхательных упражнений

— небольшие попевки в пределах квинты, с закрытым ртом или на гласный «о», «а»

2. Работа над правильным вокальным звуком

— пение на одной ноте различных слогов «ми, «ме», «ма», «мо», «му», для сглаживания разници в произношении гласных звуков

— небольшие попевки с использованием различных слогов с перенесением (транспонированием) их на различную высоту и т.д.

3. Исполнение вокального произведения.

Варианты упражнений, попевок, могут быть совершенно разнообразными, они должны использоваться на усмотрение каждого педагога в отдельности.

Нельзя перегружать голосовой аппарат вокалиста (форсировать звук ), т.к. в период роста ребёнка это может привести к необратимым последствиям: узлы на связках, их разрыв и т.д.

Нецелесообразно на начальном этапе ставить перед учеником серьёзные вокальные задачи, например правильно «округлять» звук и использовать другие приёмы, характерные для профессиональных вокалистов. Они могут роивести к неприятию самого предмета изучения, а в отдельных случаях и к конфликту с педагогом. Гораздо важнее в этот период помочь ребёнку найти свой собственный естественный голос, о существовании которого он, может быть, и не подозревает, научить его правильно слышать себя и лишь затем, постепенно и очень аккуратно начинать его развитие.

Первыми вокальными сочинениями, выбранными для исполнения, должны быть несложные и небольшие русские народные песни. Работа над русской народной песней может сочетать в себе как выполнение наиболее простых, так и наиболее сложных вокальных задач

Занятия проводятся в специально оборудованном классе и в технически оборудованном зале

Предполагаемые результаты обучения

и формы контроля.

Успехи учащихся контролируются во время зачётных уроков, класс-концертов и концертной деятельности педагогами и коллегами – профессионалами.

К концу обучения во второй ступени вокалист умеет:

1. Исполнять вокальные произведения различных стилей и жанров: народной песни, романса, современной эстрадной и бардовской песни, с использованием приобретённых вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция, умение по .актёрски исполнять песни)

2. Работать в вокальном ансамбле

3. Правильно интонировать в многоголосие

4. Слушать одновременно звучащие голоса, выразительно поддерживать их, а иногда вести собственную мелодическую линию

5 Исполнять песни, используя микрофон и фонограмму.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Алиев Ю. Пути формирования навыков многоголосного пения в школьном хоре. Из книги «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 4 М.: Музыка, 1965.
  2. Апраксина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1987.
  3. Бандина А. Методика преподавания пения в школе. М.:АПН РСФСР, 1952.
  4. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение 1968
  5. Гембицкая Е. Обучение мальчиков пению в хоре начальной школы. М.: АПН РСФСР 1980.
  6. Горбунов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. М.:-Л Ммзгиз, 1970
  7. Добровольская Н. Распевание в детском хоре начальной школы. М.: Музыка 1999.
  8. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей у детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
  9. Осовицкая А. Казаринова А. В мире музыки. М.: Музыка, 1996.
  10. Переверзьев Н. Проблемы музыкального интонирования. М.: Музыка, 1989.
  11. Соколова О. Двухголосное пение в младшем хоре. М.: Музыка, 1987.

 

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первая ступень.

ТемаТеорияПрактика
1. Понятие о звуке8 ч.6ч.
1.Высота

2. Тембр

3. Вокальное дыхание

2 ч.

3 ч.

3 ч.

2. Музыкальная грамота8 ч.6ч.
  1. Ноты (запись нот, длительность)
  2. Развитие слуха
  3. Развитие чувства ритма
2 ч.

3 ч.

3 ч.

3. Лад, тональность8 ч.6ч.
  1. Мажор, минор
  2. Хроматическое движение в музыке на примере классических образцов
  3. Лады народной музыки
2 ч.

3 ч.

3 ч.

4. Понятие об интервалах и аккордах8 ч.6ч.
  1. Построение
  2. Пение с показом или с дирижированием
  3. Слушание и различение интервалов
2 ч.

3 ч.

3 ч.

5. Мелодия8 ч.6ч.
  1. Значение мелодии
  2. Вычленение мелодии в произведении и исполнение её
  3. Понятие о фактуре
2 ч.

3ч.

3 ч.

6. Жанр, стиль6 ч.6ч.
  1. Знакомство с основными жанрами
  2. Стиль композиторов разных веков: классицизм, романтизм, импрессионизм и т.д.
3 ч.

3 ч.

7. Выразительное исполнение музыкального произведения8 ч.6ч.
  1. Работа над певческим дыханием
  2. Работа над интонацией
  3. Выразительное исполнение
2 ч.

3 ч.

3 ч.

Итого: 96 ч.54 ч.42 ч.

 

 

Темы практических занятий.

Первая ступень

ТемаПрактические занятияЧасы
1.Понятие о звуке1. Рус. нар. Песня «Как по травкам, по муравкам».6 ч.
2. Шведская нар. песня, рксский текст В. Татаринова «Русалка».
3. Польская нар. песня «Речка».
2.Музыкальная грамота
  1. Сольфеджирование мелодий из учебника «Сольфеджио» для музыкальных школ. Сост. Смирнова. Ростов-на –Дону №1-№20
  2. Разучивание распевок нотами
6
3.Лад, тональность1. А. Пахмутова сл. Добронравова «Дарите радость людям» разучивание

2. Русская нар. песня «Уж ты, сад»

6
4.Понятие об интервалах и аккордах1. Пение интервалов и аккордов, слушание из учебника «Сольфеджио» сост. Смирнова6
2. Муз. Г.Струве сл. И. Исаковой «Музыка»
5.Мелодия1. Муз. С. Соснина сл. В.Семернина «Музыка всюду живёт» разучивание.6
2. Муз. Ю.Чичкова Сл. М.Пляцковского «Ромашковая Русь» разучивание.
6.Жанр, стиль.1.Муз. Дж. Перголези Сл. Рибутта «Ах. Зачем я не лужайка». Разучивание.6
2. Муз. Й.Гайдна, перевод Н.Мясоедова «К дружбе» ознокомление
7.Выразительное исполнение музыкального произведенияИсполнение по выбору учащихся ранее выученных произведений. Например:

  1. Рус. нар. песня «Как по травкам по муравкам».
  2. Польская народная песня «Речка»
  3. Муз. А.Пахмутовой, сл. Добронравава «Дарите радость людям».
  4. Муз. Г.Струве, сл. И.Исаковой «Музыка».
  5. Муз.С.Соснина сл.В.Семернина «Музыка всюду живёт»
  6. Муз. Ю.Чичкова сл.М.Пляцковского «Ромашкавая Русь».
  7. Муз. Дж. Перголези Сл.Рибутта «Ах, зачем я не лужайка».
6

6

Всего теоретических занятий54 ч.
Всего практических занятий:42 ч.

 

Темы практических занятий.

Вторая ступень.

ТемаПрактические занятияЧасы
1.Совершенствование вокально-певческих навыков1. Муз. П.И.Чайковского Сл. С.Поволоцкой «Старинная французская песенка», разучивание.

2. Муз. И.С.Баха Сл. А.Чернецова «Волынка»,разучивание.

3. Знаменный распев 17 века «С нами Бог».

4. Стихира знаменного распева 17 века «Воскресение Твое Христе…»

9

9

10

12

40
2.Выразительное исполнение сольных музыкальных произведений различных жанров.
  1. Рус.нар.песни «Как у наших у ворот», «Вниз по матушке по Волге».
  2. Муз.Ф.Шубкрта, сл. Л.Рельштаба «Серенада».
  3. Муз.И.С.Баха Сл. А.Чернецова «Волынка». Муз.Мендельсона-Бартольди, Рус. текст Я.Серпина «Полевые цветы». Повторение продолжение работы над произведением и знакомство с новой музыкой.
  4. Сл. и муз. Семёновой «Сорок семь минут у телефона» разучивание, сл. и муз. Ю.Визбора «Наполним музыкой сердца». Повторение.
7

9

9

9

34
3.Работа с техническими средствами.
  1. Муз. Ф.Грубера, сл. Й.Мора «Тихая ночь». Рождественская песня.
  2. Муз. Ю.Чичкова сл. К.Ибряева «Утро школьное, здравствуй».
  3. Муз. А.Морозова сл. Н.Рубцова «В горнице».
  4. Муз.Е.Крылатова сл. Ю.Энтина «Колокола»
4

6

6

6

22
Практическая работа:96 ч.