Конспект НОД по развитию речи в форме квест-игры с элементами технологии ТРИЗ для детей средней группы «Путешествие в царство растений»

Цель: Создать условия для активного речевого общения.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить и уточнить представления об объектах растительного мира, их строении, значении через квест-игру;
  • Продолжать учить сравнивать объекты природы по различным признакам;
  • Формировать навыки классификации и обобщения по существенным признакам;
  • Способствовать развитию связной диалогической речи, умению отвечать на вопросы распространённым предложением и задавать их по алгоритму;
  • Упражнять в словообразовании, понимании слов-действий;
  • Закреплять умение распространять простые предложения определениями и дополнениями;

Развивающие:

  • В игровой форме развивать коммуникативные навыки и способности к ведению диалога;
  • Способствовать развитию эмпатии;
  • Развивать внимание, диалектическое мышление, творческое воображение;

Воспитательные:

  • Воспитывать внимательное, уважительное отношение к мнению товарищей;
  • Воспитывать ответственное, созидательное отношение к природе.

Материал:

  • зелёный дубовый листик с надписью «На помощь!» на одной из сторон; сенсорные дорожки – 4 шт.;
  • стилизованный придорожный «камень» с надписью: «Налево пойдёшь – в царство цветов попадёшь, прямо пойдёшь – в царство кустов попадёшь, направо пойдёшь – в царство деревьев попадёшь»;
  • картинки с изображением деревьев (тех, за которыми дети могли наблюдать на своём прогулочном участке: дуб, берёза, ясень, тополь), разрезанные на 3-5 частей, каждая часть сверху пронумерована цифрами разного цвета для каждого дерева;
  • объёмные фигурки деревьев;
  • морфологическая таблица, в которой по вертикали нарисованы части кустарника (стволы с ветками, листья, корни), а по горизонтали – рисунки человека, зайца, птицы;
  • мольберт с заранее изображёнными стволами кустарника;
  • фломастеры или мелки;
  • изображения сирени, орешника, шиповника;
  • изображения одуванчика, подснежника и тюльпана;
  • карточки-схемы признаков (цвет, количество, рельеф, место);
  • 8-10 картонных полосок;
  • аудиозапись музыки на фоне звуков леса.

Содержание

1 этап — организационный

Воспитатель подзывает к себе детей, предлагает понюхать, как замечательно пахнет свежестью, лёгким весенним воздухом. Проводит дыхательную гимнастику по А.Н. Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика

«Повороты»

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Поворачиваем голову вправо и делаем короткий, шумный вдох носом. Выдох самопроизвольный через слегка приоткрытые губы. То же влево. Мышцы шеи расслаблены, плечи не напрягаются.

«Ушки»

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперёд. Поочерёдно наклоняем голову сначала к левому плечу, затем к правому. Короткий и шумный вдох носом производится одновременно с каждым покачиванием. Выдох самопроизвольный через слегка приоткрытые губы. Плечи остаются неподвижны.

«Малый маятник»

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Выдох самопроизвольный через слегка приоткрытые губы. Поднимаем голову вверх и также делаем короткий вдох носом. Мышцы шеи расслаблены, плечи не поднимаются.

2 этап — Мотивационно-побудительный этап

Воспитатель: Что-то зябко стало, как будто что-то недоброе произошло вдруг!

Дыхательное упражнение «Обними плечи»

Исходное положение: Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Развернуть кисти обеих рук ладонями к себе и зафиксировать их перед грудью немного ниже шеи. Продвигать руки параллельно, навстречу друг другу: правая рука обнимает левое плечо, а левая рука – правую подмышку. Вдыхать носом активно и шумно в конце движения. Выдох пассивный ртом. Не отводить руки далеко от туловища и не разгибать локти.

Воспитатель: Послушайте, кажется, кто-то вздыхает еле слышно. Ой, что упало к нашим ногам?

Дети поднимают дубовый листок, на котором надпись.

Воспитатель: Это дубовый листочек. Но почему он упал? Ведь листья обычно падают … Дети добавляют: осенью.

А сейчас … Дети добавляют: весна.

Что же могло с ним случиться? Дети высказывают свои предположения, рассматривают лист и обнаруживают на обратной стороне надпись. Воспитатель читает и делает встревоженный вид.

Воспитатель: Это маленький росточек-дубочек прислал нам весточку с просьбой о помощи. Оказывается, злой колдун, который живёт в тёмной пещере, рассердился на все деревья, потому что споткнулся о корень и случайно уколол себе глаз веткой дуба. Колдун решил, что деревья, а также и все остальные растения приносят один вред и неприятности, и не нужны никому на Земле. Он решил наложить заклятье на все растения. И теперь, если не снять его чары, то все растения вскоре исчезнут!

3 этап — актуализации знаний

Воспитатель: Ах, какая беда! Ведь мы с вами знаем, что случится, если исчезнут растения?
Ответы детей: нечем будет дышать, нечего будет есть, всё живое погибнет.

Воспитатель: Нужно постараться развеять чары злого волшебника! Вы готовы попытаться спасти растения? Тогда отправимся в путь!

Дети идут по дорожке, доходят до «камня» у развилки из трёх дорог. На камне надпись: «Налево пойдёшь – в царство цветов попадёшь, прямо пойдёшь – в царство кустов попадёшь, направо пойдёшь – в царство деревьев попадёшь».

Воспитатель: Куда же нам нужно повернуть? Где тут царство растений?

Подводит детей к выводу, что и деревья, и кустарники, и цветы – это всё растения, поэтому нужно побывать во всех направлениях. Выбирают, в какую сторону хотят отправиться в первую очередь, и идут по нужной сенсорной дорожке.

Воспитатель: Мы с вами пришли в царство деревьев. Где же они? Неужели уже исчезли?

Дети обращают внимание на разбросанные на полу части деревьев.

Воспитатель: Наверное, это колдун разломал от злости все деревья! Нужно их спасти! Давайте соберём все части и найдём их место в общей картинке.

Игра «Собери дерево»

На полу разбросаны изображения деревьев, разрезанные на 3-5 частей. Дети находят части с цифрами одного цвета, собираются в микрогруппы у столов и выкладывают свои части картинок по порядку номеров.

Воспитатель: хорошо, что вы вовремя успели! Какие деревья вы восстановили?
Ответы детей: Дуб, берёза, тополь, ясень.

Воспитатель: Давайте их приласкаем, позовём ласково, чтобы они вновь ожили.

Игра «Назови ласково»

Дуб – дубочек,
Тополь – тополёчек,
Берёза – берёзонька,
Ясень – ясенёк.

Воспитатель предлагает всем детям хором повторить эти ласковые названия очень нежным голосом, чтобы деревья услышали их.

4 этап — Динамическая пауза

Станем мы деревьями сильными, большими (Поднять руки вверх, потянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. (расставит ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, (руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далёких воду доставали. (наклон вперёд, сделать ладони горстью)
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, (распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается. (ладонями изобразить крышу)

Воспитатель: (ставит на стол объёмные фигурки деревьев) Ну вот и хорошо, ожили наши деревья! А нам надо спешить расколдовать другие растения! В какую сторону пойдём дальше?

Дети выбирают желаемое направление и по сенсорной дорожке идут в царство кустарников, подходят к морфологической таблице.

5 этап — Усвоение нового, расширение имеющихся представлений

Воспитатель: Колдун и здесь уже побывал! Он решил превратить кустарники в животных.

Посмотрите, ветви кустарников он хочет сделать, как человеческие…что? Какую часть человека они будут напоминать?
Ответы детей: Ветви будут как человеческие руки.

Воспитатель предлагает двум детям подойти к мольберту, пририсовать к изображённым стволам руки-ветки. Пока дети рисуют, воспитатель продолжает диалог:

Воспитатель: Что ветви тогда смогут делать?
Ответы детей: Они смогут шевелиться, хватать всё, танцевать, играть друг с другом.

Воспитатель, вновь обращая внимание детей на морфологическую таблицу: Листья кустарника колдун хочет взять у зверей. На что они станут похожи?
Ответы детей: Листья станут похожи на уши зайца.

Воспитатель предлагает двум детям подойти к мольберту, нарисовать листья-уши.

Воспитатель: Что нового они смогут делать?
Ответы детей: Они смогут слышать всё. Услышат, когда колдун подходит.

Воспитатель, вновь обращая внимание детей на морфологическую таблицу: Цветы и плоды кустарника колдун захотел взять у птицы. Какую часть птицы он возьмёт? Что смогут делать такие цветы и плоды?
Ответы детей: Они будут похожи на крылья. Они смогут летать. В гости смогут летать. Угощать кого-то. Просто погулять улетать.

Воспитатель предлагает двум детям подойти к мольберту, нарисовать летающие цветы и плоды с крыльями.

Воспитатель: Что же будет хорошего в таком кустарнике с ветвями-руками, листьями-ушами и крылатыми цветами и плодами?
Ответы детей: Он сможет услышать, когда придёт колдун и задержать его, схватить руками. Или полететь, и всех предупредить. Может играть руками в ладушки или «Камень, ножницы, бумага». Ветки теперь не поцарапают.

Воспитатель: Что может быть плохо в таком кустарнике?
Ответы детей: Руки могут баловаться, кого-нибудь схватить или ударить. Плохо, если пчёлки прилетят к цветам, а те улетели.

Воспитатель: Чтобы снять колдовство с кустарников. Мы должны вспомнить, что же на самом деле умеют кусты. Если я назову действие, которое могут делать настоящие кустарники, то вы хлопайте в ладоши и утвердительно кивайте головой, а если я скажу такое действие, которое настоящий кустарник выполнять не может, тогда потопайте ногами и отрицательно помотайте головой.

Игра «Согласен – не согласен»

Вырос, потянулся, побежал, закачался, распрямился, улыбнулся, засиял, улетел, увял, подпрыгнул.

Воспитатель выставляет изображения сирени, орешника, шиповника: Посмотрите, какие красивые кустарники к нам вернулись! Как они называются. Кто знает?
Ответы детей: Это сирень, орешник, шиповник.

Воспитатель: Поздоровайтесь с ними радостно.

Дети вместе с воспитателем радостным голосом произносят: Здравствуй, сирень! Рады видеть тебя, шиповник! Приветствуем тебя, орешник!

Воспитатель: Пора нам и в последнем царстве порядок навести! Какое царство осталось? С какой оно стороны?
Ответы детей: царство цветов. Оно слева.

Дети идут налево по третьей сенсорной дорожке

Воспитатель: Чтобы снять чары в этом царстве, нужно с помощью вопросов найти цветок, который уже заколдован. Я могу отвечать на ваши вопросы только словами «Да» или «Нет». Чтобы вам было легче, вы можете смотреть на эти признаки и спрашивать о них.

Игра «Да-нетка»

На доске висят изображения одуванчика, подснежника и тюльпана. Под ними карточки – схемы признаков (цвет, количество, рельеф, место). Дети задают воспитателю вопросы, он на них отвечает только «Да» или «Нет». Игра продолжается, пока дети не угадают задуманный цветок.

Воспитатель: Вы быстро догадались! Теперь попробуем этот цветок расколдовать. Будем строить про него красивое, длинное предложение.

6 этап — Практическая работа

Игра «Живые слова»

Дети отвечают на вопросы воспитателя, получают полоски – схемы слов и строятся в том порядке, в каком слова стоят в предложении. Каждый по очереди называет своё слово. Затем все дети вместе прочитывают получившееся предложение и вновь добавляют следующее слово, отвечая на очередной вопрос.

Воспитатель:

  1. Что это? (Подснежники)
  2. Они что сделали? (Расцвели)
  3. Подснежники какие? (Белые, нежные)
  4. Расцвели где? (На проталинке)
  5. Проталинка где? (В лесу)
  6. Расцвели когда? (Весной)

Примечание: если дети-слова ошибочно встают не на своё место, воспитатель не поправляет их, а даёт возможность прочитать получившееся предложение и самим понять, что не так звучит и куда нужно переставить это слово.

Когда дети почитают последний вариант, начинает звучать нежная музыка под звуки леса.

7 этап — Заключительный этап — рефлексия

Воспитатель: Вы слышите эти звуки? По-вашему, что они обозначают? Да, конечно, у нас всё получилось и чары спали!

Как вы думаете, полезное путешествие мы совершили? Что полезного мы сделали? Для кого это полезно? А для злого колдуна полезно, что растения остались, как прежде, жить на Земле? Почему это и для него полезно, ведь колдун думает, что растения – это вред?

Как хорошо, что мы успели расколдовать все растения! Вам сложно было? Что было сложно? А что легко? Вы не боялись колдуна?

Мне очень приятно, что вы такие смелые, умные и находчивые! Я думаю, что ваши мамы и папы тоже гордятся вами! Спасибо!

Конспект НОД по развитию речи в форме квест-игры с элементами технологии ТРИЗ для детей средней группы «Путешествие в царство растений»

Скачать — Конспект НОД по развитию речи в форме квест-игры с элементами технологии ТРИЗ для детей средней группы «Путешествие в царство растений»

Автор: Дебенёва Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 14
Месторасположение: г. Амурск



Опубликовано в разделах:



VK
OK
Facebook
Twitter
WhatsApp