Логопедические игры направлены на автоматизацию звуков, предназначены для интересных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, пригодятся в работе логопедов и воспитателей логопедических групп.
Логопедическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Слово»
Универсальная игра: «Слово»
Назначение материала: для педагогов ДОУ, работающих с детьми 5- 7 лет.
Оборудование: 2 рабочих поля формата А4, необходимые картинки.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков через формирование и расширение семантических полей слова.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: Формировать лексико-грамматический строй речи, автоматизировать, дифференцировать звуки на уровне слов, словосочетаний, предложений. Совершенствовать звуковой анализ.
- Коррекционно-развивающие задачи: Развивать психологическую базу речи (внимание, восприятие различной модальности, памяти, воображения, мышления).
- Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать самоконтроль за речью через оральный и акустический самоконтроль.
Ход игры:
- Предварительная работа – знакомство с символами и содержанием игр, расположенных на карте.
- В данной игре могут быть использованы любые картинки, выбор зависит от целей.
- В середину карты верхнего ряда кладем любую картинку, после чего начинаем работу со словом.
- Работа со словом может проводиться, как полностью, так и частично (по усмотрению педагога).
- Каждая клетка обозначает символ, какой – либо игры, которая уже знакома ребенку.
Для примера возьмем слово — СЛОН
Символы игр:
Игра «Один – много»
Игра «Один-много» развивает умение образовывать существительные во множественном числе Именительном падеже.
(СЛОН – СЛОНЫ)
Игра «Родственники»
Игра «Родственники» позволяет развивать умение подбирать родственные слова.
(СЛОН-СЛОНЕНОК-СЛОНЫ-СЛОНОВЫЙ-СЛОНИХА-СЛОНОВЩИК)
Игра «Великан – гном»
Игра «Великан-гном» позволяет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным и увеличительным суффиксом (СЛОНИЩЕ – СЛОН — СЛОНИК)
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Игра «Какой? Какая? Какие?» (по внешнему виду, на слух, на ощупь, на вкус) расширяет словарный запас, закрепляет навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
(КРУПНЫЙ, СЕРЫЙ, ГЛАДКИЙ, ГРОМКОГОЛОСЫЙ)
Игра «Составь предложение»
Игра «Составь предложение» развивает навык составления предложения по схеме.
(Около дома слон.)
Игра «Посчитай-ка»
Игра «Посчитай-ка» закрепляет навык согласования существительных с количественными числительными.
(ОДИН СЛОН, ДВА СЛОНА…ПЯТЬ СЛОНОВ…)
Игра «Назови»
Игра «Назови» совершенствует звуковой анализ.
(ГЛАСНЫЙ — [О], ТВЕРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ — [С,Л,Н], МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ НЕТ)
Игра «Место звуков»
Игра «Место звуков» развивает фонематический слух.
( В НАЧАЛЕ СЛОВА — [С], В СЕРЕДИНЕ — [Л,О], В КОНЦЕ — [Н])
Все эти, вместе взятые игры, одновременно с автоматизацией и дифференциацией звуков, оказывают положительное внимание на развитие психических процессов, повышается познавательная активность, а так же уровень логического мышления.
Автор: Лянгузова Ольга Жановна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МКДОУ №18
Месторасположение: г. Миасс, Челябинская область
Дидактическая, логопедическая игра для детей 5-7 лет «Вот такое домино – Л, Ль, Р, Рь»
Дидактическая игра «Вот такое домино – Л, Ль, Р, Рь»
Краткое описание: интегрированная игра для автоматизации звуков Л//Р и Ль//Рь, развития зрительного внимания и памяти, пространственного мышления, систематизация и обобщения знаний по теме: «Птицы». Игра может быть использована, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе.
Оборудование: лист формата А4.
Цель: развитие зрительной памяти, дифференциация сонорных звуков.
Задачи:
- Дифференцировать звуки Л, Ль, Р, Рь в словосочетаниях, предложениях. Закрепить умение использовать пространственные предлоги над, под, за в речи.
- Развивать зрительную память, пространственное мышление.
- Воспитывать навык самоконтроля за собственной деятельностью.
Методика работы:
Предварительная работа – уточнение зрительного образа птиц ( курица, цыпленок, ворона, снегирь, ласточка), геометрических фигур (квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция), использование предлогов– над, под, за.
1 вариант
Ребенку предлагается лист (карта) формата А4, на котором изображены тайлы с картинками. В верхнем ряду птицы расположены сверху, а геометрические фигуры снизу.
Ребенку расшифровывается задание: необходимо заполнить нижние тайлы геометрическими фигурами по образцу (т. е. на тайле с курице всегда будет изображен квадрат, а на тайле с цыпленком – треугольник). При этом ребенку необходимо быть предельно внимательным, так как геометрическая фигура может быть изображена под или над птицей, а ребенку необходимо не только правильно выбрать нужную фигуру, но и правильно произнести, где она расположена. Т. о. ребенок проговаривает необходимый речевой материал многократно, при этом речь подкрепляет движением.
Ребенок произносит фразы типа: «Под ласточкой прямоугольник. Над снегирем трапеция. Под ласточкой нарисую прямоугольник. Над снегирем буду рисовать трапецию.
2 вариант
Второй вариант игры предполагает соревнование. При этом у каждого ребенка – свой лист (карта). По условному сигналу дети начинают заполнять свою карту. Тот кто первый закончит заполнять свою карту подает условный знак (хлопок, звонок в колокольчик). Все остальные откладывают письменные принадлежности и начинается проверка. Каждый по очереди проговаривает что должно быть нарисовано в тайле, а остальные проверяют, если заполнено не верно перечеркивают тайл. После того, как прошла проверка происходит подсчет верно заполненных тайлов. Выиграл тот, кто больше других заполнил правильно. Часто тот, кто спешит делает ошибки и, соответственно у более медлительных, но более внимательных детей шансы на победу высоки.
3 вариант
Опять же игра может носить соревновательный характер. Заполненные тайлы разрезаются и выкладываются по типу домино. Важным условием будет то, что к птице кладем птицу, а к геометрической фигуре – фигуру. Выигрывает тот, кто выложит самую длинную цепочку до того, как будет подан условный сигнал водящего. Речевая нагрузка детям предлагается после выкладывания цепочки, каждый ребенок проверяет цепочку соперника озвучивая то, что выложено: «За курицей квадрат, за квадратом треугольник, за треугольником цыпленок и т.д.» Если допущена ошибка (к фигуре присоединена птица), то данная цепочка аннулируется.
Во всех вариантах задания взрослый непременно обращает внимание на речь ребенка, при необходимости поправляет. Но ребенок оказывается победителем или проигравшим независимо от того, как он произносил, а в зависимости от выполнения поставленной перед ним цели.
Желаю удачи!
Источник картинок: https://pixabay.com/ru/
Автор: Лянгузова Ольга Жановна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МКДОУ №18
Месторасположение: г. Миасс, Челябинская область