Тренировка как игра или «Голь на выдумку хитра»

Пояснительная записка.

Не для кого, не секрет, многие кружки оснащены не так, как хотелось бы, а выступать на соревнованиях очень хочется, ведь тогда ради чего заниматься?
И при этом иметь успех.
Я поделюсь своей наработкой в таком направлении спортивного ориентирования, как спортивный лабиринт. Все знают, что по правилам участники ориентируются на сравнительно небольшом участке, собирая КП, при этом отмечаясь электронными чипами. Но что делать, если их нет, а ребенка надо все-таки научить ориентироваться!
Я предлагаю некое пособие, которое мне помогло вырастить победителей не только школьных, районных, но и областных соревнований.

Цель:
Средствами игры-соревнования подготовить детей к соревнованиям по спортивному ориентированию в дисциплине: «Спортивный лабиринт»

Задачи:
* Научить детей навыкам ориентирования на небольшом пространстве, используя подручное оборудование.
*Развивать умение преодолевать страх заблудиться и запутаться.
* Воспитывать интерес к ориентированию через игру.

Оборудование:
*Обычная классная комната ( в холодное время года) или участок на улице.
*Стулья, парты ( удобнее брать одноместные)
*Лента для ограждения полигона
*Цветные мелки или карандаши
*Одноразовые пластиковые тарелочки
*Номера КП
*Индивидуальные карточки участника
* Карточка- образец для проверки
*Карты
*Секундомер
*Двухсторонний скотч

Содержание.
Подготовка трассы:
В обычном кабинете (классе) столы и стулья расставляются в определённом порядке, согласно карте (смотри приложение).
На спинки стульев приклеиваются номера КП. На сиденья устанавливаются на двухсторонний скотч одноразовая тарелочка ( для удобства, чтобы карандаши или мелки не скатывались со стула), в неё кладется карандаш определённого цвета. Лучше все-таки брать восковые мелки, т.к. если они и ломаются — их не нужно точить!
Заранее организатор проходит всю дистанцию по карте и в индивидуальной карточке выставляются галочки карандашом (мелком), соответствующим КП цветом. Эта карточка станет образцом для проверки. Если используется не одна карта, а несколько, то следует заготовить образцы по количеству карт.
Трасса готова. Остается приготовить карточки участников и секундомер.

Условия игры-соревнования:
Как можно быстрее собрать все КП в том порядке, которое определено картой. Для строгости соревнования – детей можно запускать из коридора, при этом дверь класса прикрывать, чтобы остальные участники не видели сам процесс. Или использовать не один, а несколько вариантов карт.

Подведение итогов:
Проверяются личные карточки. Каждая неверная отметка- +10 секунд к общему времени. Итоги подводятся по наименьшему времени прохождения
Игра-соревнование может иметь как личный зачет, так и командный зачет.

Результат:
Дети овладевают навыками ориентирования на небольшом участке, как того требуют правила «Спортивного лабиринта». Учатся правильно заполнять личную карточку (к сожалению, есть еще соревнования, где используются компостеры, и этот навык просто необходим). Играя, они учатся преодолевать страх заблудиться и запутаться.

Вывод:
Игра, по своей сути, всегда несет в себе положительные эмоции. У детей нет психологического напряжения как перед настоящими соревнованиями. А когда таких игровых тренировок будет несколько, то ребенок перестает бояться выступать. И придя на соревнования, ему останется только объяснить, как пользоваться чипом. А это не сложно! Поверьте, успех всегда будет на стороне ребенка! Ведь он научился ориентироваться в пространстве, а это главное!
Дунаева Ольга Викторовна,
руководитель туристического
объединения «Компас»
г. Бор Нижегородской области

Приложение

Карточка-образец, по которой будет проверяться правильность заполнения.

Тренировка как игра или «Голь на выдумку хитра»

Эти карточки-образцы для группы Ж 1-2 отрядов и Ж 3-4 отрядов.
Всего 5 КП, т.к. дети –ученики 1-3классов и впервые участвуют в таком мероприятии.

Точно такие же образцы делаются для всех карт. Разница будет в цвете.

Если дети постарше, то количество КП будет больше, соответственно и окошек в карточке тоже будет больше.

Личная карточка участника, которая заполняется участником: фамилия, имя и № отряда или класса.

Тренировка как игра или «Голь на выдумку хитра»

Судья проверяет, если есть ошибки, то за каждую ошибку прибавляется 10 секунд. В первой карточке результат 1.01 прибавляется 20 секунд за 2 ошибки. Окончательный результат- 1.21.
Во второй карточке нет ошибок — окончательный результат- 0.59 сек.

Карты

Тренировка как игра или «Голь на выдумку хитра»

Темные квадраты — одноместные столы. Кружки — КП, рядом № КП, заштрихованные прямоугольники — другая мебель (учительский стол, шкафы и др.). Треугольник- начало дистанции (старт), двойной кружок- окончание дистанции (финиш). Все это происходит в дверном проеме. Данная карта для мальчиков 1-2 отряда.

Тренировка как игра или «Голь на выдумку хитра»

А эта карта для девочек 3-4 отряда
Название: Тренировка как игра или «Голь на выдумку хитра»
Номинация: Школа, Внеурочная работа,кружки , 1-11класс
Автор: Дунаева Ольга Викторовна
Должность: руководитель туристического объединения «компас»
Место работы: МАОУ СШ №4
Месторасположение: г. Бор, Нижегородская область

По теме:


Опубликовано в разделах:


VK
OK
Facebook
Twitter
WhatsApp