Какой ребенок не любит интересной и веселой книги? Неунывающий Буратино, добрый доктор Айболит, Дядя Степа, Чиполлино, Незнайка давно уже стали лучшими друзьями детей. Не меньше малыши любят и народные сказки, потешки, шутливые песенки, скороговорки, считалки. С жизнерадостным, забавным и в то же время поучительным словом ребенок знакомится с раннего возраста.
Вначале это простые по сюжету, но образные и веселые народные забавки и прибаутки: «Пальчик-мальчик», «Ладушки-ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Кошкин дом» и др. Они помогают развлечь малыша, позабавить его, когда он капризничает, и в то же время учат поэтически воспринимать мир.
Ребенок становится старше, и ему читают уже «Игрушки» А. Барто, «Мойдодыр» и «Цыпленок» К. Чуковского, «Перчатки» и «Мыши» С. Маршака, «Мае забавы» 3. Бядули, «Обновки» П. Воронько, «Дударик» В. Витки и др.
Пятилетние дети с удовольствием слушают такие произведения, как «Айболит» и «Телефон» К. Чуковского, «Матросская шапка» и «Девочка чумазая» А. Барто, «Овощи» Ю. Тувима, «Усатый-полосатый» С. Маршака, «Храбры певень» Я. Коласа, «Яшава рукавичка» В. Хомченко, потешки «Расти, коса», .«Дождик-дождик», «Яго-рачка» и др. В шестилетнем возрасте дети знакомятся со следующими произведениями: «Путанила» и «Федорино горе» К. Чуковского, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Детки в клетке» и «Вот какой рассеянный» С. Маршака, «Живая шляпа» Н. Носова, сказками «Жихарка», «Заяц-хваста», «Муха-пяюха», «Першае яечка», народными потешками, считалками, скороговорками.
В семилетнем возрасте дети любят «Муху-Цокотуху», «Бармалея» К. Чуковского, «Разные колеса» В. Сутеева, белорусскую народную сказку «Лисица и Журавель», английскую народную сказку «Три поросенка», басни «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей» И. Крылова, побасенки, песенки, скороговорки, считалки.
Если первоначальное знакомство с веселым словом носит в основном развлекательный характер, то со временем задача детских художественных произведений усложняется. Они должны не только доставить ребенку радость, но и пробудить, развить у него чувство юмора, что намного труднее, чем вызвать просто веселость.
Встреча с занимательной, умной и веселой книгой — большая радость для ребенка. Однако при чтении художественного произведения дети не всегда сами сразу улавливают юмор; многие комические моменты, эпизоды ускользают от них. Желательно, чтобы дети полностью восприняли комизм героев, посмеялись над их недостатками, порадовались их удачам.
Немалую роль в понимании может сыграть работа при чтении самого произведения: выразительность чтения, чтение по ролям, использование иллюстраций.
Чтение любого художественного произведения требует предварительной подготовки: нахождения верного тона, интонации, выбора темпа, ритма, расстановки пауз, ударений, понимания особенностей литературного жанра произведения. Эта работа тем более необходима при чтении детям юмористических произведений.
Невозможно спокойным, ровным тоном передать всю забавность, комизм «Живой шляпы» или занимательные и веселые «Приключения Незнайки» Н. Носова. Радостного, бодрого тона требуют забавные, очень веселые произведения С. Михалкова, К. Чуковского, С. Маршака. Так, восприятию юмора, которым окрашена сказка про чудаковатого, но доброго и храброго доктора Айболита, помогает ее передача в веселом тоне:
И рада и счастлива вся детвора: «Приехал, приехал! Ура, ура!»
И акула Каракула Правым глазом подмигнула.
И хохочет, и хохочет, Будто кто ее щекочет.
Игровой, шутливый, несколько озорной тон нужен при чтении большинства считалок, потешек.
Иди, иди, дождик, Сварю тебе борщик. Ложку масла положу, В холодочке остужу, Пожалуйста, в среду Приходи к обеду.
(В. Витка.)
Иногда, напротив, серьезный тон чтения помогает ребенку воспринять комизм, распутать небылицу, перевертыш:
По поднебесью, братцы, медведь летит, Медведь летит, хвостом вертит. Свинья на ели гнездо свила, Гнездо свила, деток вывела, Милых деточек, поросяточек. Поросяточки по сучкам висят, По сучкам висят, полететь хотят.
Восприятие литературного произведения во многом зависит от темпа чтения. Дети младшего дошкольного возраста не воспринимают быстрой речи. Отчетливое неторопливое чтение помогает им вникнуть в смысл коротких, но веселых и поучительных потешек, стихов, сказок. Дети старшего возраста способны воспринять более быстрый темп речи. Выбор же темпа, ритма определяется спецификой художественного произведения Правильно выбранный темп, ритм делают речь более выразительной, способствуют восприятию смешного, веселого в тексте. Так, например, детям помогают воспринять плясовой задор, юмор народной песни «Как у бабушки Арины…» не только веселый и бодрый тон, но и сохранение плясового ритма, умеренного темпа с оттенками при чтении:
Как у бабушки Арины
Расплясалась вся скотина.
Заиграли утки в дудки,,
Тараканы — в барабаны,
Коза в красном сарафане,
Во льняных платках,
В шерстяных чулках
Так и пляшет,
Ногой машет.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять,
Серым хвостиком махать.
Помогает ребенку воспринимать комическое в тексте и чтение по ролям. Так, например, эмоциональность восприятия — старших дошкольников, как правило, значительно усиливается, когда «Путаница» К. Чуковского читается по ролям и роли котят, свинок, уточек, курочек, путающих такое простое, всем давно известное, исполняют сами дети.
Использование художественных иллюстраций к тексту также может помочь ребенку воспринять юмор литературного произведения. Совершенно справедливо отмечает К. Чуковский, что стихи, печатающиеся без рисунка, теряют 90% своей эффективности. Но иллюстрация детской книги — трудное дело, и не всякому художнику под силу. Поэтому для работы с детьми следует отбирать книги, иллюстрированные лучшими художниками. Рисунки к веселым, занимательным детским книгам должны быть выразительными, эмоциональными и, как правило, содержать динамику и игровое начало, что облегчает ребенку восприятие произведения.
Очень хорошо, если воспитатель обратит внимание ребенка на выразительность и разнообразие жестов, мимики, смену настроений героев веселой и поучительной венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Этим самым он поможет дошкольнику разгадать плутовство «добродетельной» лисы, посмеяться над жадностью наивных, еще неопытных медвежат и усвоить мораль сказки: «Так-то бывает с теми, кто жадничает!» Важный, толстенький пингвин, резвящиеся, как дети, в бассейне белые медведи художника В. Лебедева, маленький, пушистый, но уже воинственный тигренок Е. Чарушина и другие звереныши-детеныши в двух разных книжка? с одним названием «Детки в клетке» удачно дополняют полные юмора и теплоты короткие стихи С. Маршака о маленьких зверюшках:
Эй, не стойте слишком близко — Я тигренок, а не киска!
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож. На морях в былые годы Обгонял я пароходы. А теперь я здесь в саду Тихо плаваю в пруду.
Совместное рассматривание со взрослым этих шаловливых и забавных «деток в клетке» не может не вызвать улыбку ребенка.
Большой интерес вызывают у дошкольников встречи с живыми героями. Такие встречи следует организовывать, а называть их можно по-разному: «Праздник книги», «Книга дружит с детворой», «Сказка, правдой к нам явись!», «В гостях у сказки», «Путешествие в мир сказок» и т. п. Это могут быть вечера, посвященные любимым детским писателям,— К. Чуковскому, С. Маршаку, С. Михалкову, чье творчество пронизано теплым юмором, улыбкой, светом.
Увлекая детей в мир интересных, веселых, забавных приключений, ожившие герои дарят ребятам возможность не только вновь пережить радость встречи со своими любимыми героями, но и глубже понять произведение, увидеть ранее незамеченное, в том числе и комическое, ускользнувшее при чтении.
Для проведения таких праздников можно привлекать как материал, предусмотренный программой, так и дополнительные произведения художественной литературы, доступные детям. Юмористические, веселые произведения можно найти у Н. Носова, К. Чуковского, Я. Коласа, Г. Шманя, В. Витки, 3. Бядули, Л. Квитко, Ю. Тувима, А. Барто. Желанными гостями таких праздников у старших дошкольников будут и герои Д. Родари («Приключения Чиполлино»), А. Толстого («Приключения Буратино»).
Нельзя забывать и о — фольклоре. Много радости, удовольствия доставят детям вечера, утренники, посвященные народному творчеству,— веселой песне, загадке, шутке-прибаутке. Не останутся равнодушными дети и при встрече с «Веселыми человечками» — Карандашом, Буратино, Петрушкой, Незнайкой, Гурвиньком, Чиполлино, Самоделкиным.
Содержание встреч с героями книг зависит от возраста детей, их интересов, развития, знания литературных произведений. Совсем не обязательно, чтобы на этот праздник пришли все знакомые детям персонажи. Пусть это будет на первый случай встреча с героями из четырех-семи произведений (в старшей и подготовительной группах). Однако эти встречи должны быть частыми и интересными. Увлечь детей, повысить их интерес к новому, в том числе комическому, помогает использование элементов волшебства, любовь к которому у дошкольников велика.
Вот некоторые «волшебства», использованные на книжных праздниках. Книга, которую приносит почтальон, оказывается «волшебной». В нее только постучишься, глядишь — оживают страницы.
На другом празднике книги ведущим был Емелюшка. Стоило ему сказать «По щучьему велению, по моему хотению», как появлялся любимый книжный герой.
Такой праздник строится чаще всего по принципу загадок, что способствует углублению знаний детей и доставляет пм большую радость.
Подготовку к подобным встречам следует начинать заранее. Необходимо познакомить детей с литературными произведениями, желательно и с писателями, герои которых придут на праздник, а также можно показать детям диафильмы по этим произведениям, кукольные спектакли, уделить внимание подготовке «артистов». Дети с удовольствием исполняют роли Буратино, Мальвины, Красной Шапочки, героев «Кем быть?», Незнайки и его друзей.
Приемы подготовки детей к исполнению таких ролей весьма разнообразны. Отдельные стихи, отрывки из произведений разучиваются детьми на занятиях по родному языку. Хорошим средством запоминания и формирования выразительной речи является чтение текста по ролям или его драматизация (например, «А что У вас?» С. Михалкова, «Перчатки» С. Маршака, «Телефон» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, «Анна-Ванна» Л. Квитко и Др.)- Некоторые тексты можно готовить путем игр-драматизаций в свободное время, что особенно удобно в группах с продленным и круглосуточным пребыванием в детском саду. Отдельные роли, драматизацию коротких произведений или отрывков небольшой группой детей лучше готовить в секрете от других. Такие «секреты», как правило, на празднике особенно эмоционально воспринимаются детьми.
К исполнению ролей Айболита, Рассеянного, Дяди Степы, почтальона, Емели, Мойдодыра и др. можно привлечь родителей.
Важно не только то, что дети будут изображать, но и как это будет ими сделано, насколько выразительны и правдивы будут их речь, действия, жесты, мимика.
Воспроизведение образа таким, каким он был задуман автором произведения, достигается детьми не сразу. Ведь в тексте нет прямых указаний, какие именно игровые действия, интонация, жесты необходимы для этого. Чтобы быть похожим не просто на волка, а на злого и глуповатого, не просто на поросят, а на беспечных и легкомысленных («Три поросенка», английская народная сказка), не просто на мальчика, а на веселого и хвастливого Незнайку, нужны творческая выдумка ребенка, развитие его способностей. Ребенок должен представить себя на месте изображаемого героя, проникнуться его чувствами, настроениями.
На одной из встреч с героями книг роль Буратино исполнял Костя — живой, подвижной мальчик, несколько напоминающий по характеру самого Буратино. Чтобы добиться выразительности исполнения роли, были проведены беседы по этой книге, рассмотрены иллюстрации, показан диафильм. Это помогло создать образ шустрого, веселого, добродушного Буратино. Костя «вошел в роль», полюбил ее, с удовольствием повторял отдельные моменты из сказки. На празднике сценку из «Приключений Буратино» дети восприняли оживленно.
Немалый интерес на таких праздниках вызывал Рассеянный. Его выступления еще раз подтвердили, что огромное значение имеют методы преподнесения, показа смешного, а поиски их требуют от воспитателя большой творческой работы. На одной из таких встреч. Рассеянный делал то, что ему полагалось по тексту, без выразительной динамики, был малоподвижны Казалось, что уже одного появления Рассеянного и его действий достаточно, чтобы вызвать смех. Однако тол! ко часть детей улыбалась, немногие засмеялись, но активной реакции, какая ожидалась, не возникло В чем же причина? В действиях Рассеянного был упущен такой важный момент, как выразительность динамики, которая радует, смешит детей. А когда на другом празднике появился Рассеянный, уже «исправленный», выполнял то же самое, но с большей выразительностью: динамичнее, детскому смеху не было конца.
Дети очень эмоционально воспринимают появление Айболита, Мойдодыра, особенно, когда их приход та необходим, например, когда плачет больной и хромо заинька:
— Не беда!
Подавай-ка его сюда! Я пришью ему новые ножкн, Он опять побежит по дорожке,—
С/С Чуковский, (Айболита.)
предлагает свою помощь добрый доктор Айболит. Надо торопиться помочь петушку — его утащила хитрая лис; «у высокой горы, у глыбою норы, па барах, па кар чах…» Но коту трудно идти — болит у него лапа, которую «поранил» какой-то неаккуратный мальчик, разорвав страницу белорусской народной сказки «Кошку, петушка и лисица». И все-таки кот успеет спасти петушка потому что у храброго, умного кота есть хорошие друзья — Айболит и ребята детского сада. Под руководством Айболита они быстро «вылечили» петушка.
А кто поможет маленькому грязнуле, от которого
Все кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
(К. Чуковский, Мойдодыр.)
Конечно же, только «знаменитый Мойдодыр, умывальников Начальник и мочалок Командир», пришедший по приглашению детей.
Веселье, радость, смех доставляют детям герои народных потешек, песенок, а также чтение небылиц, сказок-шуток, загадок. Эпизоды из других детских произведений после этих, смешных и веселых, воспринимаются также с большим интересом. На таких встречах приходится убедиться, что дети являются «самыми благородными, отзывчивыми и экспансивными зрителями».
Немаловажное значение в проведении таких праздников имеет оформление зала, групповой комнаты, фойе, коридора. Вся внешняя обстановка, при которой происходят встречи с любимыми героями, должна привлекать детей, быть красочной, эстетичной. Дорогу к сказочному городку помогают найти сами герои или иллюстрации из сказок. На одном из таких праздников от избушки к комнате сказок детей вел Колобок. Дети, по картинкам «следуя» за Колобком, «встречались» с зайкой, с медведем, с волком шли туда, куда «катился» Колобок.
Старшим дошкольникам путь к комнате сказок может указать смелый Буратино. Путешествуя вместе с ним (по иллюстрациям), дети подходят к двери, завешенной картиной с изображением очага. Открыть эту дверь можно только золотым ключиком. Приведут детей к сказочному городку и иллюстрации из «Приключений Незнайки», «Приключений Чиполлино» или других знакомых детям сказок. Дорогу туда могут указать и сами члены клуба «Веселых человечков». Это вовлечет детей в сказочный мир, создаст радостное настроение.
Требуется выдумка, фантазия воспитателей, родителей при изготовлении костюмов, чтобы они получились красочными, забавными, соответствовали образу персонажа. Хорошо, если каждый костюм продумывается, обсуждается заранее.
Радостные встречи с веселыми и смелыми, добрыми и смешными героями любимых книг являются хорошими помощниками в развитии у детей чувства юмора. Об этом говорят живые, эмоциональные реакции детей во время этих встреч, а также изменение характера
Среди детских рисунков на темы «Самое смешное», «Моя любимая сказка» после таких встреч все чаще встречаются рисунки с изображением полюбившихся детям веселых героев — Емелюшки, Буратино, Чиполлино, Незнайки, Мойдодыра, Рассеянного.
Подружив с веселым, умным и занятным словом, дети часто кстати начинают припоминать строки из знакомых им произведений, например: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной», «Одеяло убежало, улетела простыня», «Видите, братцы, как опасно драться» и др., или, собравшись небольшой группой, рассказывают друг другу сказки;
Как на мере-океане
Да на острове Буяне
Стояла ель.
На ели галка скучала,
Ее ветром качало,
А она все молчала…
Не начать ли сказку сначала.
Чтение, драматизация юмористических произведений способствуют развитию и словесного творчества детей. Среди героев творческих рассказов старших дошкольников появляются герои из «Приключений Незнайки», «Приключений Буратино» (Карандаш, Самоделкин), да и содержание этих рассказов становится богаче, занимательнее. Некоторые же дети под впечатлением воспринятых художественных произведений сочиняют стихи.
Вот стихотворение шестилетней Аллы:
Вот идет наш смелый, Храбрый Буратнно По зеленой травушке С ключиком в руке, А за ним Мальвина, А за нею Пьеро, С ними их собака Храбрый Артемок.
Чтение, праздники книг, драматизация детских литературных произведений, произведений народного творчества способствуют воспитанию интереса и любви детей к книге, к веселому и умному художественному слову.
Проведение встреч с веселыми героями любимых книг оказывает благотворное влияние и на нравственное воспитание детей.
Название: Драматизация детских литературных произведений
Автор: Гришина Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
Месторасположение: город Абакан, Республика Хакасия
Дата изменения: 10.11.2015
Дата публикации: 31.08.2014