Методическая разработка «Театральная деятельность – средство становления нравственных качеств дошкольника»

1 Введение

Существует научная концепция – «Прогресс человечества значительно трансформирует нормы морали». Ложь, безразличие, цинизм, карьеристские замашки, предательство – все то, что вчера еще именовалось злом, ныне, в определенных, в смягчающих обстоятельствах, нередко находит оправдание. Почву для подобных, возможно несколько категоричных выводов, дает, к сожалению, сама жизнь.

«В последние десятилетия жизни участились серьезные нарушения норм морали. Люди отмечают, что жесткий импульс современной жизни пагубен для утонченности чувств» – Крюков М. «Жить по совести» – очерк из серии «Личность, мораль, воспитание». 1988 г., стр.6-7.

Жизнь заставила переоценить многие явления. Как жить? Почему среда нередко терпимо относиться к тем, кто обманул, «словчил», «приспособился», украл? Почему немало среди нас тех, кто забыл истинный высокий смысл выражения «уметь жить?» Действительно, среди людей завтрашнего дня, нашей молодежи распространено безразличное, а то и воинствующее – нигилистическое отношение к ценностям и принципам, которые отцам и дедам казались незыблемыми? Что такое совесть? Честность? Добро? Справедливость? Где граница между порядочностью и ее антиподами? Что такое моральный облик?

Никогда еще вопрос об этом не стоял так остро, как в нашем обществе с его демократическими тенденциями.

Ребенок вступает во взрослую жизнь. А какой она будет? – неуютной и удручающей? Или счастливой и прекрасной? Это зависит только от него, от его «морального облика».

Дошкольное детство – важный период в становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств именно в эти годы.
Детство – период жизни, во время которого происходит развитие личности, становление человека, как полноценного члена нашего общества.

«За то время, что ребенок проживает в дошкольном возрасте, он приобретает значительно больше, чем за всю его последующую жизнь. Здесь закладывается человек. Личностью не родятся, личностью становятся!» (А.Н. Леонтьев – «Деятельность, сознание, личность», Москва, 1975 г. стр. 14).

На сегодняшний день существует множество методик и пособий по формированию социально-личностных качеств и нравственного поведения детей дошкольного возраста.

Серия изданий Л.Ф. Островской о нравственном воспитании дошкольника в семье и детском саду – «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника» 1987 г. издания.

«Почему ребенок не слушается» 1982 г. издания, где Л.Ф. Островская широко раскрывает содержание и методы формирования у детей нравственных привычек, навыков культуры поведения, подчеркивает роль семьи в воспитании детей и педагога в детском саду.

Интересное пособие для воспитателей Л.И. Каплан «Посеешь привычку, пожнешь характер»№ – 1980 г. издания, где Лидия Исааковна раскрывает условия и методические приемы формирования навыков и привычек в каждом периоде дошкольного детства: даются советы, как предупредить образование нежелательных привычек у дошкольников, как их перевоспитать, если они уже сложились.

Достойна внимания методика О.В. Солодянкиной «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста», АРКТИ – 2000 года издания. В пособии представлены: диагностический инструментарий для уровня социального развития детей и составления социально – психологопедагогической характеристики группы в ДОУ; методики воспитания социальных навыков у детей, формирования отношений в группе, социальной компетенции детей и т.д.

В своей книге «Азбука общения», Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Лилова Г.А. раскрывают развитие личности ребенка, навыки общения его со взрослыми и сверстниками. В книге представлена ориги­нальная методика обучения и развития навыков общения у детей, занятия, тесты, комментарии, упражнения, беседы, прогулки на эту тему.

Изданные методики развивают больше интеллектуальную сферу ребенка, а не нравственную. В этих методиках не заложена система развития нравственности личности. Все эти методики предлагают знания о поступках, поведении, но не дают возможности сформировать у ребенка нравственную чувственность.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники несколько лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость, они эгоистичны, резки, не умеют правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам, разрешать возникающие конфликты. Как помочь детям быть достойными членами нашего общества, как сформировать нравственное начало?

Я вплотную подошла к этой проблеме. Мои исследования показали, что у многих моих воспитанников наблюдается:
низкий уровень развития эмпатийных чувств – сопереживания;
низкий уровень межличностного взаимодействия (общения) детей со сверстниками и взрослыми;
низкий уровень самооценки.

Сопереживание – предполагает умение ребенка в нужный момент встать в позицию другого (ближнего) человека и пережить его состояние как свое (будь это горе или радость) – М.И. Лисина.

Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата – М.И. Лисина «Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии» – М., 1978.

Самооценка – это суждение человека о наличии, отсутствии или слабость тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. – С.В. Кондратьева «Практическая психология» Минск, 1977.

От своевременного развития этих социально значимых качеств дошкольника зависит становление его нравственного облика, его дальнейшая жизнь. Поэтому я встала перед необходимостью поисков новых форм работы с детьми. Они должны быть более интересными и увлекательными для ребенка, наиболее эффективными для осуществления нравственного воспитания. Я предлагаю решение задач нравственного воспитания через театральную деятельность, так как я убедилась на многолетней практике, что работа над созданием спектакля значительной степени способствует формированию детской нравственности.

Цель моей работы – использование театральной деятельности развития основных нравственных качеств дошкольника.
Для: того, чтобы успешно провести работу и систематизировать ее результаты, я поставила перед собой следующие задачи:
Разработать методические рекомендации по использованию театральной деятельности. Как средства развития нравственных качеств дошкольников.
Подобрать народные сказки с эмоционально насыщенным содержанием.
Создать сценарии спектаклей по этим сказкам.
Составить перспективу работы над драматизациями сказок для возрастных групп.
Разработать необходимые театральные, речевые игры, этюды для зна­комства детей с нравственными нормами поведения через обыгрывание различных сказочных ситуаций.
Разбить процесс подготовки спектакля на этапы, которые помогут планомерно осуществлять работу по развитию межличностного общения и повышению детской самооценки.

2 Театральная деятельность – средство нравственного становления личности дошкольника

П.1. Теоретическая часть
В основе нравственных чувств, как считают ученые, лежат эмпатические переживания человека, эмпатия! Эмпатия – способность эмоционально откликаться на эмоциональное состояние (горе, радость другого человека, или одушевляемого нами предмета, явления). В конечном счете – это способность быть добрым, чутким к чужим бедам и радостям. Как же развить в ребенке эмпатические переживания, как сделать его добрее, отзывчивее? Один из возможных путей эмоциональнонравственного развития ребенка лежит через художественную литературу и особенно сказки, то есть литература – богатейший источник и побудитель чувств и переживаний, и особенно высоких чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). «Сказка побуждает в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление сделать добро и бороться со злом» – Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности» – 2001 г. издания.

«Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая: реальность, реальность мира чувств, эмоций, такого прекрасного, такого таинственного, а иногда и страшного и неуправляемого «Тридесятого царства». Мы пока еще не очень освоили этот мир, порой он нас восхищает, а порой пугает. – Л.В. Стрелкова – м.п. для дет. учреждений «Начало пути», стр.6.

Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с таким, и важнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т.п. Форма изображения этих явлений сказочная, доступная для понимания ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».

Слушая сказки и другие художественные произведения, дети, глубоко сочувствую персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации. Правда, они как аккумулятор заряжают душу нравственной энергией. Но далеко не всегда! (ведь хорошие, добрые книжки читают всем детям, но какими они вырастают разными при этом по своим чувствам, отношению к окружающему), а зачас­тую это происходит стихийно. Как научиться управлять таким эмпатийным про­цессом?

Как помочь чувствам детей, испытанным во время чтения художественной литературы проявиться в окружающей реальности? Надо создать условия! Поле активной деятельности! И это поле сцена, где ребенок драматизирует своих героев, управляет своими чувствами, бурными и импульсивными. «Именно театр развивает сферу чувств, будит соучастие, сострадание, развивает способность поставить себя на место другого, радоваться, тревожиться вместе с ним».

«Драматизация основана на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно, непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями ребенка…» Л.В. Выготский, 1991 г. «Воображение и творчество в детском возрасте».

Именно драматизация помогает ребенку перевоплотиться в персонажей сказки, прожить его жизнь на сцене, еще больше понять и разобраться в поступках и чувствах персонажей, их действиях. Играя положительные роли, перевоплощаясь в положительных героев, ребенок сам учиться быть добрым, честным, светлым, справедливым. Проживая отрицательные роли на сцене, дошкольник сможет понять фабулу плохого поступка, осудить негативные личности героев: измена, эгоизм, ложь, коварство, жадность…, может сделать моральный выбор, понять, где добро, где зло; узнать, кто твой близкий друг, что такое дружба. Дошкольник сможет переосмыслить отношение к различным сторонам действительности и стремиться к «нравственным идеалам».

«Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше»» – В.И. Ленин, Полное собрание сочинений – т.41 – стр.313.

«Сформировать способность чувствовать, думать, творить, удивляться, восхищаться, возмущаться, сопереживать, дошкольнику помогает участие в театральной деятельности», – Выготский Л.С., «Воображение и творчество в дошкольном возрасте» – 1991 год.

П.2. Практическая часть

Методические рекомендации по формированию нравственных качеств личности в процессе работы над спектаклем

Почему я работаю над этой темой?

Темы нравственного развития дошкольников волнуют и педагогов и родителей (современные дети не в полной мере усваивают нормы общественного поведения, морали, этики, принятые в нашем обществе, не стремятся к нравственным идеалам, не умеют сами решать этические задачи действительности.

Хочу с помощью театральной деятельности решить важную проблему эмоционального раскрепощения ребенка: снятия зажатости, тревожности, привить уверенность в себе, своих силах, которая помогает успешной учебе в школе. (По данным психолога Н.В. Самоухиной, в период психологической адаптации ребенка в школе у 67%-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязность, суетливость…).

Одна из задач программы «Развитие», по которой работает наше дошкольное учреждение – это формирование у детей творческих способностей, а именно «театр» помогает детям развиться творчески.
Стараюсь помочь не только себе, но и: молодым педагогам в использовании возможностей театральной деятельности для нравственного воспитания детей.

Немного владею основами актерского мастерства и режиссуры.

Программа «Развитие» направлена в основном на развитие интеллектуальной сферы и творческих способностей ребенка. Вопросы нравственного воспитания в ней не достаточно разработаны, поэтому я углубленно занимаюсь этой темой.

2.1 Особенность народной сказки
Почему мы драматизируем именно сказки?

Немного в искусстве таких совершенных произведений как народные сказки. А.С. Пушкин писал из деревни брату: «Знаешь ли, мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером: слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего проклятого воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

В сказках найдется все: и очарование высокого вымысла, и мужественная героиня, и веселая шутка, и это самое главное, невероятная выдумка. Какой же смысл у этой выдумки? В сказках нет непоправимых бед и несчастий. Сказки наказывают злодеев, делают удачливыми добрых, мужественных, справедливых людей.

Иван поверг наземь Чудо-Юдо и убил его – «без страха люди жить стали». Спали черные чары – и лягушка снова стала прекрасной царевной. Всеми презираемая и гонимая падчерица счастливо вышла замуж за доброго молодца. Серый волк оживил убитого царевича. Сестра с братом спаслись – не догнали их злове­щие гуси…

Сказки кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса.

«Сказка – выдумка, доброе пожелание, надежда. Тем и привлекательны сказки – они не обманывают, они очаровывают, а мечта делает человека сильным, окрыляет». – В. Аникин «Русские народные сказки» – изд. «Детская литература». 1974 год, стр.3.

Дети очень любят сказки о животных, которые рассказывают о проделках лисы, глупости волка и медведя, о петухе, журавле, цапле, реке и т.д.

Лиса хоть и хитрая, но сама попадает впросак: за жадность журавль наказал ее – оставил без угощения, подал окрошку в кувшине; захотела лиса выучиться летать, но не полетела, упала в болото. И хотя в сказках действуют животные, дети узнают в их характерах людей – чаще всего хитрых, жадных, скупых, трусливых. Недаром в пословице говориться:
«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» – русская народная пословица.

Ребенок познает мир умом и сердцем. Дети смеются, переживают, огорчаются, грустят вместе со сказочными героями, выражают свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом, позволяет педагогу через сказку оказывать позитивное влияние на детей. А разыгрывание детьми сказок, то есть драматизация, развивают опыт социальных навыков поведения детей благодаря тому, сказка всегда имеет нравственную направленность.

«Сказка – умница и прелесть с нами рядышком живет.
Чтобы, чтобы, чтобы снова
Добрый злого победил
Чтобы добрый, чтобы злого
Стать хорошим убедил»
Ю. Мориц «Сборник стихотворений» 2006 год

2.2 Подготовка к драматизации сказки

Любую работу по драматизации я начинаю с рассказывания сказки.

Первую встречу стараюсь сделать понятной и доступной для детей, многогранной, яркой, эмоционально насыщенной, чтобы пробудить интерес к сказке и. ее героям. В программе «Развитие» эти произведения указаны, в списке литературы для детей каждого возраста. Сказку всегда не читаю, а рассказываю, чтобы видеть глаза ребенка, его отношение к героям и событиям.

«Педагог должен знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. Если он не переживает Борьбу добра и зла, если, вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, что-то в детской душе надломлено и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу», – В.И. Сухомлииский.

После первого рассказывания дети находятся под впечатлением, поэтому я задаю им только такие вопросы:
Понравилась ли сказка?
Что вы почувствовали, когда услышали ее?
Какой след (чувство) оставила она в душе?
Через 2-3 дня рассказываю сказку снова и уже беседую с детьми по ее содержанию более основательно:
О чем эта сказка?
Какие события происходят в сказке?
Каких героев запомнили?
Как вы их представляете?
Кто из персонажей понравился? Почему?
Кто не понравился? Почему?
Чем закончилась сказка?

Каждому ребенку даю возможность проявить инициативу, выговориться, са­мостоятельно разобраться в характере персонажей, высказать свои суждения и мысли: кто из действующих, лиц поступает хорошо? Кто плохо? Где добро? Зло? Подробный разбор всех событий, происходящих в сказке, поступков каждого пер­сонажа в отдельности, позволяет детям уяснить характеры действующих лиц, их взаимоотношения.

Так, работая над сказкой «Заяц, петух и лиса», я предлагаю проследить за судьбой главного действующего лица – зайки, робкого, честного труженика. Он построил себе дом (прочный, из бревен, что свидетельствует о его трудолюбии), пожалел лису, пустил жить в дом. А лиса за добро зайца отплатила злом – выгнала его. Дети должны: понять, что лисе удалось заполучить дом только с помощью хитрости, коварства, а зайка был добр, доверчив и остался один на холоде, Но добрые персонажи всегда вызывают жалость, сочувствие и зайке помогли; собаки, медведь, петух. Собакам и медведю тоже было страшно, но добрые друзья всегда должны помогать друг другу в такой ситуации. Храбрый петух выгнал лису. Сказка заканчивается радостно.

В сказке «Колобок» колобок очень симпатичен всем ребятам, попадает в беду по собственной вине – из-за своего легкомыслия, хвастовства. Дети должны по­нять, в чем его ошибка и сделать для себя определенные выводы.

Во время таких бесед ставлю перед собой две основные задачи:
Понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько тони глубоки и серьезны.
Помочь ребенку полнее высказывать свои мысли, проявить свои чувства, разумно реагировать на эмоции, активность детей (не делать замечаний о дисциплине, не призывать слушать тихо, чтобы не замаскировать эмоциональные оценки детей).

После беседы по сказке, побуждаю детей обменяться впечатлениями. Дети тянуться друг к другу, чтобы обменяться впечатлениями, рассказывают, что их заинтересовало, а это уже общение,
В свободное время ребята пересказывают сказку самостоятельно, разыгрывая ее на заместителях: квадраты, кружки, полоски, или куклы, заменяющие героев сказки. Чтобы поддержать у детей интерес, кладу книгу, или иллюстрации сказки на видное место, чтобы интерес у детей не пропадал как можно дольше. Иллюстрации должны быть яркими, красочными. Дети сравнивают свои представления о сюжете, героях с иллюстрациями художника. Иллюстрации помогают подумать о внешнем виде, характере персонажей, пофантазировать, перенестись в эпоху сказки.

В подготовке к драматизации сказки мне помогают занятия по режиссерской игре, где дошколята учатся разыгрывать сказку с помощью кукол в ее целостной эстетической форме, от начала до конца, не искажая структуры. Занятия эти способствуют тому, чтобы дети лучше поняли смысл, идею произведения, полнее раскрыли характеры персонажей, так как дети играют роли сразу за всех, героев (за добрых и прекрасных, за лживых и коварных злодеев), меняя тембр голоса, управ­ляя всем сюжетом произведения.

В течение месяца детям читаю большое количество произведений: в стихотворной форме, прозе и даже готовые сценарии. Затем, предлагаю им выбрать сказку, которую они хотят драматизировать, то есть ставить по ней спектакль. В основном это сказки, которые по-настоящему затронули душу ребенка.

Показ коммулятивных сказок не требует предварительной работы воспитателя, а вот волшебные сказки: «Золушка» и «Кот в сапогах» – Шарля Перро, «Аленький цветочек» и «Царевна-лягушка – русские народные сказки, и т.д. – репертуар старших дошкольников, требуют подготовительной работы. Поэтому я:
Беседую с детьми о жизни, быте русских людей много лет назад: во что одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали.

Показываю кинофильмы (мультфильмы, диафильмы…), чтобы почувствовать атмосферу сказочных событий.

Организую для детей просмотр художественных изображений, фото, прослушивание музыкальных произведений.

Все это расширяет кругозор детей, активизирует познавательный интерес.

После этой работы пишу сценарий к сказке, или пьесу, если это необходимо (для сокращения длинного произведения, или, заменяя прозу стихами, оставляя при этом главных действующих лиц и идею произведения), и намечаю для себя план работы над спектаклем.

2.3 Этапы работы над драматизацией сказки

1 этап – Обсуждение сценария с детьми
Вместе с детьми вспоминаем сказку, если она читалась давно, или сценарий по ней. Побуждаю детей вспомнить героев, их характеры, поступки, действия, происходящие с персонажами. И, самое главное, выделяем идею, – мысль будущего спектакля. Направляю детей на то, чтобы они оценили поступки персонажей с нравственных позиций. Это заставляет ребенка испытывать удовольствие и желание поступить так же, либо ощутить неловкость, стыд за некрасивое поведение.

2 этап – Деление сценария на эпизоды
Вместе с детьми делим сказку на эпизоды (сценки), учитывая время, место события, происходящего с героем. Так сказку «Колобок» мы разделили на 6 эпизодов (сценок) и даже придумали им названия.
1-я сценка – домик, скамейка, старик со старухой на скамье, старик просит старуху испечь колобок, старуха печет, кладет на окно студиться, уходят в дом накрыть стол к. чаепитию. Название сценки «Старуха испекла Колобок» или «Горячий Колобок».
2-я сценка – Колобок убегает, катиться по дорожке, поет песенку, попадает в лес. Название: «Колобок покатился» или «Колобок убежал от деда и бабы».
3-я сценка – Колобок встречает зайца, поет песню, убегает. Название сценки «Встреча с зайцем», «Ушел от зайца».
4-я сценка – Колобок встречает волка, диалог с волком, песня, покатила дальше. Название сценки «Встреча с волком» или «Укатился от волка».
5-я сценка – Колобок встречает медведя, диалог с медведем, песня, катится дальше. Название сценки «Встреча с медведем», «Беседа с медведем».
6-я сценка – Колобок встречает лису, поет песню, поет второй раз, лис; съедает колобка (колобок прячется за спину лисы или за маленькую ширму). На звание сценки «Хитрая лиса» или «Встреча с лисой».

Предлагаю детям самим дать название сценкам и пересказать эпизоды сказки с прямой речью. Для привлечения внимания детей к игре в свободное время кладу в игровой уголок необходимые атрибуты. Они сами по себе побуждаю детей к творчеству: замене персонажей, придумыванию новых героев, событий нового конца сказки.

Разыгрывая сценки, дети сопереживают Колобку, радуются, когда он остается цел и невредим после встречи с очередным персонажем, входят в межличностное взаимодействие: объединяются для создания сценки» стремятся установить свои отношения с партнером по роли, согласуя его и свои желания. Эти игры помогают робким и неуверенным в себе детям преодолеть трудности в общении со сверстниками и решить многие проблемы и ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

3 этап – Распределение ролей
Очень ответственный момент: распределение ролей. Недопустимо, когда в театрализации заняты одни и те же дети, а другие являются лишь постоянными зрителями.
Какие моменты я учитываю при распределении ролей?
Каждый ребенок должен получить роль в соответствии со своими способностями (роли бывают простые и сложные).
Важно учесть внешний вид персонажа и соотношение голоса.
Учитываются характеры действующих лиц и исполнителя.
И, конечно, внешность персонажа и исполнителя.

Ребенок, в силу своих возрастных психологических особенностей, всегда играет самого себя, он еще не способен полностью перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на своем личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев сказки. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям действия другого человека, или конкретные образы поведения, Нельзя ребенку приказать «Испугайся», или показать свой вариант испуга. Нужно помочь ему вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку было действительно страшно. Только в этом случае поведение на сцене будет естественным и подлинным. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети: в большинстве хотят подражать добрым и честным персонажам и отказаться играть роли отрицательных персонажей, особенно в волшебных бытовых сказках. Здесь может помочь беседа о настоящих актерах или просмотр кинофильма. Желательно вспомнить роли известных артистов из сказок: образ Бармалея из фильма «Айболит», сыграл артист Роман Быков. В разных сказках Бабу-Ягу, Кащея-Бессмертного играл актер Владимир Милляр… «Настоящие артисты» умеют играть разные роли, без них не было бы и спектакля (фильма). Г. Чеботаревская в своем пособии для школы «Путешествие по театральной программе» 1975 г., указывала:
«Актер должен уметь перевоплощаться в различных негативных личностей: «Злых», «жестоких», «коварных», «лживых», без которых спектакль был бы неинтересен. Эта задача не каждому по плечу».

Во время драматизации ребята могут меняться ролями, это помогает правильной самооценке дошкольника.

4 этап – Работа над ролью
В процессе работ над ролью, помню, как важно вовремя: похвалить дошкольника, чтобы он не испытывал страх перед неудачей, особенно это касается застенчивых детей, так как «доброе слово» воспитателя и своего сверстника в данном случае является стимулом самоутверждения, преодоления робости. Работа над ролью требует от ребенка умение сдерживать себя, в чем-то себе отказать, поступиться собственным удобством ради других. Это очень важный нравственный момент. Еще важно то, что работа над диалогом в роли требует настойчивости, терпения, умения помочь, если роль у сверстника не получается. Важно добиваться взаимодействия с партнерами, умение «слышать» и «слушать» друг друга и соответственно менять свое поведение.

В процессе работы над постановкой спектакля стараюсь создать дружескую атмосферу, где царит взаимопонимание и доверие.

Н.Д. Сорокина в своем методическом пособии «Развитие и воспитание дошкольников» указывала:
«Ребенок может только тогда творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых».

Участие ребенка в спектакле требует его стремления к четкой, звучной, выразительной речи, которой можно добиться, работая над ее культурой и техникой.

Заниматься с детьми специальной профессиональной подготовкой не представляется возможным, поскольку в дошкольном возрасте окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Педагог может провести с детьми различные игры и упражнения, которые помогут:
а) формированию правильного, четкого произношения: дыханию, артикуляции, дикции, орфоэпии,
б) умению точно и выразительно передавать мысли автора: интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи,
в) работе над яркой, образной речью, расширению активного словаря детей.

Для большинства детей этого возраста характерны: общая зажатость мышц речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз, «логического ударения», проглатывание начала и конца слов.

Работая над этими проблемами, воспитатель использует специальные дидактические игры, упражнения, этюды, гимнастику, которые развивают дыхание, освобождают мышцы речевого аппарата, формируют четкую дикцию и подвижность голоса.

Готовя спектакль, я не углубляюсь в своеобразие образа. Главное для детей, верить в воображаемую ситуацию, в которую попал: герой сказки.

К.С. Станиславский в своей книге «Искусство сцены» призывал актеров учиться вере и правде игры у детей. «Дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия, партнерам по игре».

Так, поставленные в ряд стулья, могут превратиться в салон автобуса или машины, мамино платье в бальный наряд принцессы, а комната становится лесом или дворцом. Перед воспитателем стоит задача сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которая проявляется в игре, при выступлении на сцене во время театра, еще больше работать над детским воображением и фантазией.
Мысли и чувства героев на сцене поможет передать правильная интонация речи детей. Ведь одну и ту же фразу можно произнести грустно и радостно, серьезно и восхищенно, жалобно и презрительно и т.д.
От того, насколько гибко и сознательно педагог подчеркивает смысл произведения интонацией, дает характеристику образам, зависит и понимание сказки, стиха, рассказа, и его эмоциональное, нравственное воздействие на детей.

Так, читая сказку, я изменяю голос в зависимости от персонажа. Скажем, говоря за Красную Шапочку (сказка Ш.Перро), я изменяю голос, убедительным голосом выражаю испуг, сострадание, жалобу, просьбу за Красную Шапочку. Читая слова Волка, я изменяю, интонирую голос за волка, выражая его нетерпеливость, грубость, хитрость.

Работая над интонацией, надо поощрять у ребят стремление к импровизации предлагаемых ситуаций, а не просто просить их абстрактно произнести фразу. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, основанные на контрастах. Например: как обращаются к «Месяцам» падчерица и мачехина дочка (сказка «Двенадцать месяцев»).

Хорошо развивают интонацию шутки-прибаутки, диалогические скороговорки, диалогические стихи, которые очень нравятся детям.

Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.

Шутки-прибаутки:
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Закричал: «Какой позор!»

Петя ловко ловит рыбу
Может плотик смастерить,
Только «здравствуй», и «спасибо»,
Не умеет говорить!

Скороговорки:
Расскажите про покупки!
Про какие, про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои!

Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише!»

Стихи:
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
Мы выжили, мы дожили,
Мы живы, живы мы!

Шутки:
Федул, чего губы надул?
Кафтан прожег!
А велика дыра-то?
Один рукав остался!

В работе над выразительной стороной речи помогают «минутки удивления», «восхищения», «вхождения в день», разработанные Н.М. Метеновой, В.А. Панфиловой, Л.B. Кузнецовой.
Восхищаться, удивляться можно любым необычным предметом, или явлением (красивым цветком, яркой книгой, первым снегом…), необычным приветствием, даже красивыми руками:

Что за чудо – чудеса,
Раз рука и два рука
Вот ладошка правая
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья,
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки
Погладят собаку
Умные руки умеют лечить
Чуткие руки умеют дружить.

«Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Или огорчаться и порицать грязное полотенце, сломанную игрушку, плохой: поступок, грязную одежду…

Этот в грязь залез и рад,
Что грязна рубаха,
Про такого говорят –
Он плохой, неряха!
От вороны карапуз убежал, заохав,
Мальчик этот просто трус!
Это очень плохо!

Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем: выделение отдельных слов во фразе, определяющей ее смысл и вы разительность (т.е., ключевые слова), например:
«Только смелый и упорный доберется к цели бодро!»
«Только смелый и упорный доберется к цели бодро!»
«Только смелый и упорный доберется к цели бодро!»
«Только смелый и упорный доберется к цели бодро!»
«Только смелый и упорный доберется к цели бодро!» и т.д.

Выбираю четверостишие и читаю его детям с разными интонациями. Прошу их повторить, а может и найти новые варианты интонаций, например: удивленно насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием, Произношу фразу, каждый раз ставя ударение на новом слове. Например:
а) И стала Федора добрей
б) И стала Федора добрей
в) И стала Федора добрей.

Обращаю внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова.
Я провожу игру, вовлекая в диалог ребенка:

ВоспитательРебенок
– Что у тебя?– Мячик.
– Да нет, посмотри внимательно!– Вижу мячик.
– Нет, не мячик, а кубик!– Кубик?
– Да, да, кубик!– Нет, не кубик, не кубик!
– В самом деле? А что же?– Мячик, мячик!

Работа над техникой и культурой речи приносит свои и «нравственны плоды», если педагог правильно подходит к подбору литературы (стихи, прибаутки, скороговорки…) для проведения игр и упражнений.

Стараюсь подбирать произведения, которые знакомят с нравственными нормами поведения, осуждают негативные привычки и поступки. «Минутки – вхождения в день» развивают навыки социального поведения, улучшают психологический климат в группе, помогают боязливым и тревожным детям искоренить застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе.

Стремлюсь к тому, чтобы в процессе совместных игр у детей совершенствовались отношения со сверстниками: воспитывалось умение играть cooбща, договариваться, подчиняться общим правилам, проявлялось дружелюбие, и совершенствовалась культура общения со взрослыми и сверстниками.

Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов и деревянных кукол, работаю над выразительностью движений, жестов, поз, мимикой, то есть над ритмопластикой ребенка.

Занятие ритмопластикой предполагает следующие задачи:
Развитие двигательной способности: ловкости, подвижности, гибкости, выносливости.
Развитие пластической выразительности (координации движений, музыкальности, ритмичности).
Развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Режиссер Ф.Ф. Комиссаржевский отмечал, что:
«Не только органы речи, звуки, мышцы лица актера, но и все его тело должны быть технически приспособлены для выражения переживаний, тем более тело, потому что его положение и движения выражают после музыки наиболее обобщенно и более сжато и четко, чем слово, внутреннее состояние человека; кроме того, тело отражает внутренние эмоции прежде, чем они находят выражение в слове или звуке».

5 этап – Подбор музыкального сопровождения
В драматизации должно быть много музыки, которая подчеркивает характер героев, помогает детям найти соответствующее пластическое решение.

Сначала я предлагаю детям просто импровизировать движения под музыку, самостоятельно отмечают удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом. И в конце приходят к правильному решению.

Танцы, хороводы, песни помогают сознанию детей перенестись в то время, ту эпоху, место, где происходит действие, и, конечно, сделать спектакль более интересным и увлекательным.

Каждый образ, созданный ребенком под музыку, неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности малыша, его манерой держаться, выражать себя. Музыка помогает выразить отношение самого ребенка к исполняемому персонажу с помощью движений и темпоритма.

6 этап – Премьера
Последняя репетиция спектакля проходит в костюмах, с музыкальным сопровождением, с уточнением темпоритма, с декорациями, другим художественным оформлением.

И вот остается только премьера – это волнение, радость, суета всех детей и взрослых, помогающих в спектакле, и, конечно, зрителей.

Премьера – это всегда праздник. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.
Обсуждение не имеет смысла проводить сразу после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей.

Я направляю беседу в нужное русло своими вопросами, стараюсь указать на основные промахи и недостатки, в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные моменты выступления.

2.4 Театральные игры, этюды и импровизации
Театральные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них незаменимой любовью. Мы, взрослые, спрашиваем, за что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Они смеются, переживают, грустят, огорчаются вместе со сказочными героями…

Большое и разностороннее влияние театральных игр на личность ребенка позволяет использовать их, сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость.

Поэтому я использую подборку театральных игр, этюдов и импровизаций, которые не только помогают глубже понять роль, прочувствовать героя, но и способствуют формированию нравственности.

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий

Игра «День рождения»
Цель: Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры: С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на день рождения. Г ости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки, С помощью выразительных движений, условных игровых Действий дети должны показать, что именно они решили подарить. Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями.

Игра «Король» (вариант народной игры)
Цель: Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры: Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные – работники, распределяются на несколько групп (3-4), и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники: Здравствуй, король!
Король: Здравствуйте!
Работники: Нужны вам работники?
Король: А что вы умеете делать?
Работники: А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, одежду, вышивают и т.д. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становиться королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король – жадный, веселый, злой; королева – сварливая, легкомысленная…).

Игры на превращение
Игра «Превращение детей»

Цель: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображе­ние, фантазию, умение действовать согласованно с партнером.
Ход игры: Дети делятся на группы:
а) группа волшебников,
б) группа зрителей,
в) группа детей.
Волшебники договариваются, в кого они будут превращать детей: в цветы, грибы, бабочек, змей, котят…
Дети, совещаясь, какие движения они будут выполнять, как они будут изображать (например, котят) какое-либо животное, чтобы было похоже, и вместе с тем интересно, Зрители оценивают результаты.

Этюды
Умение обращаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение детей:
«Ссора», «Обида», «Встреча», «Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравление, пожелания», «Покупка лотерейного билета» и т.д.

В театральном искусстве этюд – маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом, или сочинены детьми. Сочиняя этюд, дети должны дать ответы на многие вопросы:
Где я нахожусь?
Откуда пришел?
Куда? Почему? Кто? Зачем?

Можно придумать этюды на основные эмоции «Радость», «Грусть», «гнев», «Удивление», «Отрицание», «Страх».

Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. В работе над этюдами надо поощрять попытки детей уходить от традиционных стереотипов, будить творческое воображение и фантазию, помогая вопросами, например:
Какой герой? (ленивый, трудолюбивый, добрый или злой, голодный или сытый, глупый или умный).

Работа над этюдами и играми – импровизациями развивает многие социально – личностные качества: общительность, вежливость, предупредительность, сдержанность, деликатность, чуткость, умение считаться с интересами большинства и договариваться с детьми, соблюдать общий замысел. Соотнося свои действия с действиями других детей, ребята учатся не только критически оценивать действия сверстников, но и свои, то есть учатся самооценке.

«Ребенок может только тогда творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых».

Речевые игры
Игра со свечой
Цель: Развивать правильное речевое дыхание.
Ход игры: Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии.
Задача: не погасить свечу, а заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой, упругой, плавной струей воздуха через сжатые губы.

Игра «Самолет»
Цель: Расширять диапазон голоса
Ход игры: В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродром. Движения: руки сопровождаются тянущимся звуком А-А-А или З-З-З. Голос следует за движениями самолета – то вверх, то вниз.
Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка всех мышц речевого аппарата (мышц губ, челюсти, языка). Здесь можно применять всем известное упражнение под редакцией М.Ф. Фомичевой «Артикуляционная гимнастика».
Свобода звучания голоса непосредственно совпадает с началом выдоха. Для достижения этого эффекта необходимы упражнения по типу; «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики» и т.д.

Упражнение «Капризуля»
Цель: Добиться свободы звучания голоса с мягкой атакой звука.
Ход упражнения: Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на руки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

Игра «Испорченный телефон»
Цель: Работа над дикцией, быстротой, четкостью речи.
Ход игры: Играют 2 команды. Капитан каждой команды получает свою скороговорку, Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего передает скороговорку, но цепи как можно быстрее и точнее, или выигрывает та команда, представитель которой лучше и точнее произнесет скороговорку. Например: «Лежебока, рыжий кот отлежал себе живот», «Бобр добр для бобрят», «Милая Мила мылась мылом» и: другие.

Примерные ритмопластические игры
Чтобы добиться умения детей владеть своим телом (то есть обрести мышечную свободу), необходимы ряд ритмопластических упражнений и подвижных игр на развитие двигательных способностей детей.

Г олова или хвост
Цель: Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения.
Ход игры: Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети в Змея-Горыныча. Иван-Царевич взмахивает мечом (линейка, палка), если взмах на уровне головы, то Змей-Горыныч должен спрятать головы (Дети, быстро наклоняются), если взмах на уровне ног – Змей-Горыныч спасает хвост, дети подпрыгивают.

Змеи
Цель: Развивать чувство ритма, пластику рук.
Ход игры: Дети сидят врассыпную, по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спи­на прямая. Все вместе произносят текст:
На о-хо-ту со-би-ра-ясь.
На каждый слог плавным движением приблизить тыльные стороны ладоней к плечам, и отталкиваясь от плеча:
Пол-зут змее-и из-ви-ва-ясь.
На каждый слог то же движение, но поднимая руки вверх и опуская вниз.
Можно делать упражнение без текста на звуке с-с-с-с…

Снежная королева
Цель: Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.
Ход игры: Сначала воспитатель, а затем и ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей, называя при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются, дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.

Ритмический этюд
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами.
Ход игры: Дети делятся сначала на 2, а по мере приобретения определенных навыков на 3 и даже на 4 группы. Первая группа придумывает ритмический рисунок и начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется, к первой, отхлопывая свой ритмический рисунок, затем включается третья группа и т.д.

Музыкально-пластические импровизации
Снежинки
То медленно, то быстрее опускаются на землю снежинки, кружась, искрясь в своем волшебном, танце. Музыкальное сопровождение: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского.

Заколдованный лес
Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивают путников в самую чащу. Музыкальное сопровождение: «Гном», муз. М. Мусогорского («Картинки с выставки»).

Во время ритмопластических игр и упражнений, дети оценивают действия своих сверстников, сравнивают их со своими собственными, это помогает прийти к правильной самооценке. Дети учатся адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе незапланированное. Ребята смогут определять эмоциональное состояние ближнего по мимике, голосу, при необходимости проявлять сочувствие, чуткость, взаимопомощь, умение контролировать свои поступки в коллективе.

Примерные игры на тренировку жестов и эмоций
Важную роль в общении играет умение ребенка внешне выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры и выражаются они с помощью мимики лица, жестов, пантомимы.

Способность понять эмоциональное состояние ближнего (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд) и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами помогают специальные игры.

Правильно выразить пластику тела помогают жесты. Жестом нужно пользоваться тогда, если он вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим. Жестом можно передать восхищение, например: поднять руки вверх, удивление (дотронуться одной рукой до груди), передать просьбу (вытянуть руку вперед, с повернутой вверх ладошкой), или несогласие (покачать головой из стороны в сторону) и т.д.

Жесты часто используются с мимикой лица, которая помогает выразить актер) разные настроения и чувства (эмоции): это радость, горе, злость, страх, удивление гнев, интерес. Работая над мимикой с помощью специальных упражнений и этюдов, педагог может рассказывать, подсказывать, вызывая нужные эмоции у детей как можно меньше показывать, чтобы не лишить ребенка внутреннего импульса эмоциональной окраски.

Бабушка Маланья
Цель: Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жестов, пластики.
Ход игры: Дети берутся за руки, идут по кругу, в центре которого водящий, дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей
Семь сыновей
Все без бровей
С такими глазами
С такими носами
С такими усами
С такой головой
С такой бородой
Ничего не ели
Целый день сидели
На нее глядели
Делали вот так…
(Идут по кругу, поют)
(Останавливаются с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте)
(Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок)
(Повторяют за ведущим любой жест)

Считалочка
Цель: Развивать координацию движений, согласованность действий, чувство ритма, умение пользоваться жестами.
Ход игры: Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.

Раз, два – островаДва хлопка, полукруг одной рукой, затем другой.
– в сторону, как бы изображая два острова
Три, четыре – мы приплылиДва хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения в направлении от себя.
Пять, шесть – сходим здесьДва хлопка, поочередное движение правой рукой ладошкой вниз (как бы отбиваем мяч), левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч).
Семь, восемь – сколько сосен!Два хлопка, правая рука вытягивается вверх, затем на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука
Девять, десять – мы в путиДва хлопка, средними и указательными пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги»
Досчитал до десяти!Выполнить четыре движения, по одному на каждый слог:
ладонь правой руки на голову;
тыльная сторона левой руки под подбородок;
ладонь правой руки касается правой щеки;
ладонь левой руки касается левой щеки;
Выполнить 3 движения:
правая рука вытягивается вперед;
левая рука вытягивается вперед;
звонкий хлопок в ладоши.

Дидактическая игра «Настроение»
Цель: Находить определенное настроение у людей и животных, изображенных на карточках, изображать сходное настроение на своем лице.
Ход игры: Педагог рассказывает детям, что у людей бывают разные настроения. Он называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать е тех или иных случаях;
мама не отпускает тебя на прогулку,
папа подарил большую, красивую игрушку и т.д.
Затем педагог показывает картинки с основными настроениями:
радость,
грусть,
испуг,
злость,
удивление,
интерес,
презрение
просит детей назвать их, или называет сам (если дети не подготовлены), читает стих:
Бывают чувства у зверей
У рыбок, птичек и людей
Влияет без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

Затем предлагает поиграть в игру с карточками. (Каждому ребенку дается конверт с изображением людей и: животных, выражающих настроение). Для этого педагог просит каждого ребенка найти среди карточек сначала всех веселых людей, зверей, затем всех недовольных… и т.д. Ребенок внимательно рассматривает всех персонажей и определяет эмоции. Затем педагог предлагает изобразить на лице сказанное настроение, разрешая посматривать на соответствующие картинки.

Если в игре участвуют несколько детей, то они выполняют это задание по очереди. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех.

Когда дети научаться воспроизводит настроение с помощью зрительной подсказки, то можно пытаться выполнять то же задание без картинки, только по названии настроения.

Тренируем эмоции
Цель: Тренировать эмоции радости, страха, удивления
Ход игры: «Дети, давайте проделаем гимнастику для лица»
Улыбнитесь как:
кот на солнце
само солнце
Буратино
хитрая лиса
радостный ребенок
Удивитесь как:
ребенок, который увидел фокус
ребенок, который встретил волшебника
ребенок, который увидел чудо
Испугайтесь как:
ребенок, потерявшийся в лесу
заяц, увидевший волка
котенок, на которого лает собака

Этюды на развитие эмоциональной сферы вырабатывают у детей умение понять эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое.

Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, самооценки, повышают уверенность в себе.

Задачи ритмопластики очень тесно связаны с задачами и целями занятий программы «Развитие» – выразительные движения. Занятия в игровой музыкальной форме помогают ребенку освоить способы образного перевоплощения в разнохарактерных персонажей, развивают образно-пластическое творчество в процессе свободной импровизации движений, учат самостоятельно выстраивать «рисунок» пространственного перемещения персонажей.

Игры, упражнения и эти занятия помогают ребенку показать образ «персонажа» в своей индивидуальной манере (по-своему, не похоже на других детей) и добиться пластического взаимодействия с партнером
Участвуя в театральных играх, ребенок начинает сравнивать себя с полюбившимися образами. Самостоятельное разыгрывание детьми сказок, сценок позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствие с нравственными нормами. Умело поставленные вопросы побуждают детей думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы.

П.3. Результативность проведенной работы
Я отслеживала динамику развития нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста. При этом использовала метод наблюдения, беседы с родителями и тесты В.И. Давыдовича, О.В. Солодянкиной. (См. приложение).

У детей, занимавшихся театральной деятельностью наблюдался только высокий и средний уровень в диагностических показателях по следующим критериям:

Сопереживание
Высокий уровень: ребенок наблюдает состояние ближнего, сразу же реагирует, входит в контакт и переживает состояние ближнего, как свое.
Средний уровень: ребенок наблюдает состояние ближнего и реагирует на него частично самостоятельно, а частично по предложению взрослого.
Низкий уровень: ребенок наблюдает состояние ближнего и реагирует только по предложению взрослого.

Межличностное общение
Высокий уровень: входит в контакт по разным поводам с детьми и взрослыми, устанавливает деловые взаимоотношения с партнером, умеет слушать, воспринимать собеседника, стремится его понять, находит слова убеждения в своей правоте, умеет соглашаться со справедливыми претензиями в свой адрес, проявляет инициативу в совместной деятельности, согласуя желания с партнером, умеет осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другим.
Средний уровень: умеет слушать и воспринимать собеседника, не стремится устанавливать свои отношения с партнером, не осознает свои чувства и действия в различные моменты общения с другими, соглашается с помощью взрослого со справедливыми претензиями партнера в свой адрес, в совместной деятельности проявляет инициативу, но действует, не считаясь с мнением партнера.
Низкий уровень: не умеет слушать и воспринимать своего собеседника, не хочет и не стремится устанавливать свои отношения с партнером, не считается с желаниями партнера, не проявляет инициативы совместной деятельности, пассивно следует за партнером, нередко агрессивен, конфликтен по отношению к другим.

Самооценка
Высокий уровень: представления о себе относительно адекватные и устойчивые, умеет анализировать свои поступки, вычленять мотив, думать о себе, обладает навыками самоконтроля.
Средний уровень: представления о себе неадекватны, неустойчивы, нет достаточного умения выделять у себя существенные качества, анализировать свои поступки, требует особого руководства по формированию навыков самоконтроля.
Низкий уровень: представления о себе сводятся к характеристикам, данным другими, особенно взрослыми, нет стремления заглянуть в свой внутренний мир, представления о себе неустойчивые, самооценка неадекватная.

В течение десяти лет я веду работу по театральной деятельности в детском саду и вижу положительные результаты формирования нравственных качеств личности ребенка. Работу с дошкольниками начинаю с раннего возраста. Это драматизация произведений, игры-драматизации с пальчиками, театрализованные игры, настольный театр, театр-фланелеграф. Но самой результативной и действенной считаю работу постановке спектакля.

Драматизируя сказку, дети научились сопереживать ее героям, вместе с ними радоваться, горевать, проживая их жизнь на сцене, проявить положительные качества и осуждать негативные. «Сказка облагораживает ребенка, помогает ему стать добрее, смелее, прекраснее», – Л.С. Выготский.

Совместная работа над спектаклем способствовала активному общению детей между собой и со взрослыми.

В процессе работы над спектаклем у детей начали проявляться я гуманное отношение к своим сверстникам: доброта, чуткость внимание, сострадание, любовь.

Отмечено совершенствование таких физических качеств, как согласованность с партнером, терпение, выдержка и др.

Проводимые игры и упражнения помогли дошкольникам научиться понимать эмоциональное состояние ближнего, сочувствовать ему, помочь в нужную минуту и радоваться успехам сверстника.

3 Заключительная часть
Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития, дети должны обладать социально-нравственными умениями и навыками, строить гибко отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам, разрешать возникающие конфликты.

Работа над созданием спектакля разрешает эти задачи, так как она требует от детей постоянного общения друг с другом: это рассказывание эпизодов пьесы, различные упражнения, совместные игры, этюды, работа над ролью, которая требует от партнера уважения к нему, терпения, выдержки, преодоления чувства эгоцентричности (если роль не получается, нужно уступить ее другому). Дети учатся распознавать эмоциональное состояние ближнего по мимике, голосу и проявлять при необходимости сочувствие, чуткость, взаимопомощь. Театр позволяет ребенку решать многие проблемы и ситуации опосредованно, от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.

«Театр, самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию, художественному воображению, сочинительству» – Л.С. Выготский. «Воображение и творчество в дошкольном возрасте»» –1991 год издания.

Театральные игры помогают воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, умение оценить действия и поступки сверстников и свои (самооценка), действовать согласованно с партнером, умение общаться со сверстниками и людьми в различных ситуациях и при необходимости устранять конфликт. Показ спектакля в целом требует большого сплочения коллектива. Дети на практике начинают понимать, что от ответственности каждого, от слаженности партнеров – исполнителей зависит успех каждого дела.

«Нравственное становление ребенка зависит от примеров героев, их стремления к совершенствованию собственной личности» – Л.Ф. Островская, 1987 г. «Беседа с родителями на нравственные темы» – пособие для воспитателей.

Драматизация развивает фантазию ребенка, умение мыслить, быть уверенным в себе, прийти к правильному выбору и, конечно, дает ребенку не только на сцене, но и в жизни реализовать свои эмпатические чувства к героям и к людям.

«Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, а также заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые…» – В.Н. Сухомлинский – «История образования», В.В. Успенский, 1996 год, стр. 130.

Список литературы
Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников» – книга для воспитателей дет. Сада – Москва, Просвещение, 1991 г.
Юрий Аланский «Азбука театра» – «Детская литература» – Ленинград, 1986 г.
В. Ацикик «Русские народные сказки» – Детская литература, 1974 г.
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в дошкольном возрасте» – М. 1991 г. издания.
А.И. Захаров «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» – пособие для воспитателей, 1986 г.
Запорожец А.В., Маркова Т.М. «Основы дошкольной педагогики» – М. 1980 г. издания.
Марлен Кшоков «Жить по совести» – серия художественно-публицистических изданий «Личность, мораль, воспитание» – 1988 г., политическая литература.
Л.И. Каплан «Посеешь привычку, пожнешь характер» – пособие для воспитателей, д/сада – 1980 г., Москва, Просвещение.
Т.К. Карманенко, Ю.Г. Карманенко «Кукольный театр дошкольникам» – 1982 г., издательство Просвещения.
Ю.В.Касаткина, Н.В.Клюева «Учим детей общению» – пособие для родителей и педагогов – 1997 г., изд. Ярославль, «Академия развития».
Н.П. Куранцева, Л.Г. Сурина «Наш друг – театр» – 1982, изд. Леннздат.
Лисина М.И. «Проблемы общей возрастной и педагогической психологии», М. 1978 г.
Островская Л.Ф. «беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника» – 1987 г. изд. Просвещения.
Л.Ф. Островская «Почему ребенок не слушается», пособие для воспитателей, 1982 г., Москва, Просвещение.
Пазухина И. А. «Давай, познакомимся» – тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольника, Ярославль, пособие 2004 г.
О.В. Солодянкина «Социальное развитие ребенка» – пособие для воспитателей, А.РКТН, М.2006 г.
История дошкольной педагогики под редакцией Л.И. Литвина.
Стрелкова Л.В. – «начало пути» – методическое пособие для воспитателей, 1995 г. изд.
Сорокина Н.Д. «Сценарии театральных кукольных занятий» – пособие для воспитателей APKTИ, Москва 2004 г.
Сазонов Е.Ю. «Театр наших детей» – Москва, 1980 г.
Успенский В.Б. История образования, Ярославль, 1996 г.
Чеботаревская Т.И. «Путешествие по театральной программе» – пособие для учащихся старших классов – Москва, Просвещение. 1975 г.
Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности» – 2001 г. Москва.
Л.М. Шиницина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения» – Детство-пресс. Санкт-Петербург, 2001 г. изд.

Название: «Театральная деятельность – средство становления нравственных качеств дошкольника»
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Программы в ДОУ
Автор: Лебедева Надежда Павловна
Должность: воспитатель, высшая кв. кат.
Место работы: Детский сад № 85
Месторасположение: г. Рыбинск, Ярославской области



Основные разделы:




VK
OK
Facebook
Twitter
WhatsApp
Telegram


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *