Подготовка детей к письму, через нетрадиционные методы рисования

Материал о развитии мелкой моторики рук для подготовки детей старшей группы к письму, через нетрадиционные методы рисования (Батик, Граттаж, Монотопия, Кляксография с трубочкой).

Научно-методический материал.
Нетрадиционные техники рисования «Ребенок в мире красок»

Всем известно, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития художественно-продуктивных видов детской деятельности.

В настоящее время отмечается тревожная ситуация снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Учитывая интерес детей к образовательной области «Художественное творчество», я решила применить в своей работе многообразие нетрадиционных художественных техник рисования с применением на занятиях и в свободной деятельности детей разнообразных пальчиковых игр и упражнений.

Целью моей деятельности стало — развитие мелкой моторики руки для подготовки детей к письму через нетрадиционные способы рисования.

Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

  1. Научить дошкольников нетрадиционным техническим навыкам рисования.
  2. Повысить двигательные навыки и умения кистевой моторики дошкольников.
  3. Научить детей владеть нетрадиционными техниками рисования, использовать их многообразие в работе и применять при решении любой изобразительной задачи.

Для получения наилучшего результата работу с детьми лучше начинать поэтапно с трёхлетнего возраста.

Вначале своей работы необходимо провести диагностическое обследование детей младшей группы.

Диагностическое обследование показывает:

  • дети с трудом удерживают карандаш;
  • затрудняются в нанесении линий, пятен, мазков;
  • у детей отсутствует умение располагать рисунок по всему листу.

Составленный мною перспективный план работы, который включает:

  • серию занятий по нетрадиционному рисованию;
  • элементарные пальчиковые игры;
  • гимнастику, упражнения, которые дают детским пальчикам полноценный отдых, развивают подвижность, формируют навык письма.

Первый этап обучения: «Клякса»

Вторая младшая группа (3-4 года).

Пальчиковая живопись

В начале малыши осваивали наиболее простую технику рисования «Пальчиковую живопись» и благодаря этому научились:

  • способу примакивания кончиков пальцев рук к поверхности листа бумаги, ритмично нанося пятна, мазки («Падают листья», «Новогодняя ёлочка», «Виноград» и другие);
  • научились рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их («Украсим коврик», «Солнышко греет Землю», «Цветные ниточки», «Клетчатый платочек»).

Печать от руки (ладошкой)

Со второй половины учебного года дети осваивали более сложную нетрадиционную технику: «Печать от руки» (ладошкой), рисование деревянной палочкой («Два весёлых гуся», «Ёжик — ни головы, ни ножек», «Весёлые воробьи»).

Оттиск печатками из картофеля

В конце учебного года дети познакомились с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатками из картофеля» и научились:

  • способу получения отпечатка, держа печатку тремя пальцами;
  • изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции («Укрась салфетку», «Платочки для мамы», «Новогодняя открытка»).

Дети научились правильно держать карандаш, не испытывали затруднения в нанесении линий, пятен, мазков. Появилось умение располагать рисунок по всему листу. В результате детских достижений я перешла к реализации второго этапа: «Тяп-ляп» — средняя группа (4-5 лет).

Второй этап: «Тяп-ляп»

Средняя группа (4-5 лет).

Дети среднего возраста продолжали совершенствовать нетрадиционные техники рисования освоенные ранее и знакомились с новыми, более сложными:

  • «Оттиск поролоном». Ребята учились прижимать поролон к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. В детских работах создавался эффект лёгкости, воздушности, прозрачности («Одуванчики», «Добрый снеговичок», «Весёлые зайчата», «Плюшевый медвежонок»);
  • «Фотокопия» — рисование свечой. Суть техники в том, что краска скатывается с поверхности листа, по которой провели свечой. Цель таких занятий помочь детям освоить метод спонтанного рисования («Морозные узоры», «Рыбки в аквариуме», «Смешная снежная баба» и другие).

Печать листьев

В конце учебного года знакомила с трудоёмкой нетрадиционной техникой: «Печать листьев». Ребята покрывали гуашью сухие листья, затем окрашенной стороной прикладывали на лист бумаги, прижимали и снимали, получали аккуратный цветной отпечаток растений («Золотая осень», «Бабочка красавица», «Птичка-невиличка»). Все эти техники развивают мелкую моторику и подготавливают руку к письму.

Проект «Юный художник»

Для углубленного изучения моей темы и систематического обучения детей нетрадиционным техникам рисования мною был разработан проект «Юный художник». Проект позволил на практике сочетать несколько видов нетрадиционных художественных техник рисования и подготовить руку дошкольника к письму.

Занятия носили интегрированный характер, что позволило мне, не нарушая процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста включать нетрадиционное рисование и развитие мелкой моторики руки во все виды детской деятельности.

Например, на музыкальном занятии дети прослушивали композицию П. И. Чайковского, а затем рисовали «Зимний пейзаж». На занятии по развитию речи дошкольники уточняли представление о кролике (внешний вид, повадки и другое), а затем рисовали «Длинное ухо — комочек пуха».

Познакомившись с более сложными техниками нетрадиционного рисования, научившись сочетать несколько их видов в рисунке, что позволило повысить двигательные навыки дошкольников, я перешла к реализации третьего этапа обучения: «Умелые пальчики»- старшая группа (5-6 лет).

Третий этап обучения: «Умелые пальчики»

Старшая группа (5-6 лет).

В начале учебного года дети осваивали достаточно трудную нетрадиционную технику:

Кляксография с трубочкой

— «Кляксография с трубочкой». Дети на лист бумаги наносили несколько капель жидкой краски, брали трубочку (для коктейля), её нижний конец направляли в центр кляксы, затем с усилием дули в трубочку и раздували краску от центра в разные стороны. Детям очень нравилось, когда у кляксы разбегались в разные стороны «ножки». Пятно дорисовывали, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали дорисовывали деревянной палочкой, указательным пальцем («Весёлые кляксы», «Осенние мотивы», «Зимушка-зима» и другие).

Монотопия

— «Монотопия». Используется для изображения зеркального отражения объектов. Дети складывали лист бумаги пополам вертикально, на одной половине рисовали по детально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист — складывали по линии сгиба и проглаживали, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения отпечатка исходные объекты рисунка оживлялись красками повторно, чтобы он имел чёткие контуры, чем его отражение («В стране Двуляндия», «Близнецы», «Осенний парк», «Каких я видел бабочек»).

Рисование веревочкой

В конце года ребята рисовали при помощи верёвочки. Они узнали, что рисовать можно не только кисточками, деревянной палочкой, пальчиками, ладошкой, свечой, сухими листьями, но и с помощью обыкновенной верёвочки. Дети выкладывали простые узоры на столе. Затем, через копированную бумагу, простым карандашом по образцу рисунка переводили его на картон. Брали клей ПВА в тюбике, наносили его по контуру и накладывали верёвочку на полоску клея без нажатия. После чего раскрашивали рисунок, стараясь не выходить за края контура. Чтобы работа была завершенной, вокруг делали фон («Страна цветных снов», «Вологодские кружева», «Заиндевелое дерево» и другие).

Усовершенствовав нетрадиционные техники рисования, развив мелкую моторику руки детей я перешла к реализации четвёртого этапа обучения: «Рисую, пишу — интересно живу» — подготовительная группа (6-7 лет).

Четвёртый этап обучения: «Рисую, пишу — интересно живу»

Подготовительная группа (6-7 лет).

В начале года предложила детям собирать свои рисунки, чтобы они могли сами наглядно убедиться, что с каждым разом они будут всё лучше и интереснее. На этом этапе ребятам были предложены более сложные нетрадиционные техники:

Граттаж

— «Граттаж». «Граттаж» — способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом («Космический пейзаж», «На морском дне», «Зимний лес» и другие).

Батик

— «Батик». Ребята рисовали по ткани. Ткань предварительно крахмалили, проглаживали и натягивали на рамку или коробку из под конфет (бросовый материал). Дети рисовали гуашевыми красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки («Берёза», «Цветы в вазе», «Ветка сирени»).

Научиться писать — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.

Поэтому с детьми старшего возраста пальчиковые игры, упражнения на развитие мелкой моторики — усложняются. Пальчиковая гимнастика проводилась с учебными предметами (линейка, карандаш, ручка). Дошкольники точно по линиям, по точкам обводили контур нарисованного предмета.

Я отметила, как радуются дети и при создании коллективной композиции. Особое удовлетворение доставляет детям общий результат, который, в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Поэтому, каждый обучающий возрастной этап детей заканчивался коллективной работой ребят.

Продумывая темы коллективных композиций, я исходила из интересов и возможностей детей.

Например, коллективные работы:

  • первый этап обучения — «Закружила осень»;
  • второй этап обучения — «Волшебные картинки»;
  • третий этап обучения — «Мои любимые игрушки»; четвертый этап обучения — «Букет для моей мамы».

Чтобы подготовить руку к письму, необходима тренировка, с помощью которой создается функциональная база работы соответствующих анализаторов. При выполнении пальчиковых игр и упражнений, обращала внимание детей на то, что движения нужно обдумывать и точно выполнять. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые упражнения, тем глубже знакомство ребенка с миром, тем совершенственней будет двигательная координация кистей и пальцев рук ребенка.

Это всё даёт наилучшую возможность овладеть письмом, рисованием — умением правильно пользоваться материалами, которыми можно нетрадиционно рисовать (держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с поролоном, с печаткой изготовленной из картофеля), без напряжения готовить руку к письму.

В своей работе учитывала индивидуальные особенности детей, возможности развития их творческих способностей, анализировала полученные результаты, планировала индивидуальную работу.

Уголок «Страна маленьких художников»

Организовала в группе развивающую среду по развитию творческих способностей детей. Был создан уголок «Страна маленьких художников». В уголке находились: шерстяные цветные нитки, парафиновые свечи, ткань разных оттенков др. Мною были изготовлены необходимые материалы (деревянные палочки, вырезан нужной формы и размера поролон, сшиты тряпичные салфетки, засушены листья и т. д.).

У детей была возможность не только развивать мелкую моторику, овладеть и совершенствовать нетрадиционные техники рисования, но и выражать в рисунке свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.

На протяжении всей своей деятельности поддерживала тесный контакт с родителями. Зная, как волнует родителей то, чем занимается ребенок в детском саду, на занятиях, каковы его успехи, систематически организовывала выставки детских работ: «Художники с пеленок», «Дети любят, очень любят рисовать!» и др., куда включала фотографии практической работы детей.

При этом выставляла произведения всех детей, а не только тех, кто хорошо овладел навыками и умениями нетрадиционной техники рисования.

Одной из форм выставки, на которой я размещала все работы детей, стало изготовление декораций для музыкального зала к различным праздникам и досугам. Например, на праздник «8 Марта», дошкольники с использованием нетрадиционных техник рисовали разнообразные цветы, затем оформляли своими «шедеврами» музыкальный зал. На физкультурный досуг «Спортивная семья» дети рисовали портреты родителей и своими работами украшали центральную стену физкультурного зала.

Родители оказывали активную помощь в оформлении выставок детей, театрализованных представлений в группе и в детском саду. Участвовали в мастер-классах: «Добро пожаловать в страну чудес!», «Я — художник» и др. Посещали в детском саду «День открытых дверей», собрания, где сообщалось родителям о важности и актуальности развития мелкой моторики.

Родители знакомились с консультациями:

  • «Как развить у ребёнка мелкую моторику руки?»;
  • «Многообразие нетрадиционных техник»;
  • «Рисуем шерстяными нитками» и др.

Включёность родителей в процесс обучения и развития ребёнка позволял эффективно строить единое образовательное пространство.

Практика показала, что в результате совместной деятельности мне удалось создать дружескую атмосферу сотрудничества по формированию навыка письма через нетрадиционные художественные техник рисования.

Пройдя этапы работы и подведя итоги я сделала вывод: знание причин трудностей освоения навыка письма детьми, умение их выделять, активная позиция родителей, помогает не осложнять и без того нелегкий процесс формирования навыка письма, оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения.

Выпускники нашего ДОУ в школьной жизни практически не испытывали затруднения в освоении навыка письма, с большим желанием занимались изобразительным искусством.

Многие мои воспитанники, посещали городскую детскую художественную школу имени А. М. Знака, неоднократно участвовали в городских выставках и становились призерами.

Данный опыт по нетрадиционным техникам рисования и по подготовки руки дошкольника к письму я буду реализовать в дальнейшей своей работе.

Котенок. Подготовка детей к письму, через нетрадиционные методы рисования
Котенок. Подготовка детей к письму, через нетрадиционные методы рисования
Виноград. Подготовка детей к письму, через нетрадиционные методы рисования
Виноград. Подготовка детей к письму, через нетрадиционные методы рисования
Кот Васька. Подготовка детей к письму, через нетрадиционные методы рисования
Кот Васька. Подготовка детей к письму, через нетрадиционные методы рисования
Змейка. Подготовка детей к письму, через нетрадиционные методы рисования
Змейка. Подготовка детей к письму, через нетрадиционные методы рисования
Художники. Подготовка детей к письму, через нетрадиционные методы рисования
Художники. Подготовка детей к письму, через нетрадиционные методы рисования
Галерея. Подготовка детей к письму, через нетрадиционные методы рисования
Галерея. Подготовка детей к письму, через нетрадиционные методы рисования

 

Также занятия для подготовки детей к письму:
Конспект занятия по подготовке руки к письму: «Уроки Мудрой Совы»
Конспекты занятий по подготовке руки к письму для дошкольников подготовительной группы

Автор: Иванова Елена Михайловна
Материал: Подготовка детей к письму, через нетрадиционные методы рисования.
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад КВ №22»
Месторасположение: г. Ачинск, Красноярский край, Россия.

Дата изменения: 25.04.2021
Дата публикации: 01.07.2014

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *