Эссе воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной деятельности”

Эссе воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной деятельности”

Название: Эссе воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной деятельности”
Исполнитель: Игнатова Елена Васильевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Научный руководитель: Компанцева Лина Владимировна,
к.п.н., профессор

Эссе воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной деятельности”

Обобщение опыта работы

Воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности начинает осуществляться уже в дошкольном детстве, в тех видах деятельности, которые отечественные психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, и др. называют «детскими». К ним относятся игра, изобразительная деятельность, конструирование и т. д.

Актуальность исследуемой проблемы объясняется, прежде всего, концептуальными взглядами на творчество как на один из компонентов личностной культуры. ( Е.В. Бондаревская, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова)

Также интересный материал по взаимодействию с детьми: Особенности педагогического взаимодействия с детьми в ДОУ

Гуманизирующая роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребёнка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности [1].

Анализируя современное состояние проблемы развития творчества в изобразительной деятельности, следует отметить, что особенно актуальным является нахождение путей развития потребности в нём, формирования субъектного опыта творчества в рамках компетентности ребёнка дошкольного возраста.

Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др. отмечали, что проблему детского творчества нельзя рассматривать вне вопросов обучения. В то же время они раскрывали различные подходы к использованию методов и приемов развития творчества, подчеркивая необходимость опоры на степень проявления изобразительных способностей каждого ребёнка, учета его интересов, возможностей. Обучение изобразительным умениям должно формировать социально-личностные отношения между взрослым и ребенком, между сверстниками в группе. А это возможно лишь на основе гуманизации образовательного процесса, побуждении ребенка к саморазвитию, к проявлению активности. В этом существенную роль играет технология педагогической поддержки ребенка, предполагающая оказание оперативной помощи детям в решении различных задач, способствующая индивидуально-личностному развитию ребёнка.

Название: Эссе воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной деятельности”

Это новое направление в теории и методике изобразительной деятельности детей, которое основывается на общепедагогических исследованиях (Е.В.Бондаревская, С.А. Смирнов, И.Б.Котова, Н.Е.Щуркова).

В настоящее время стоит задача переосмыслить всё то, что было наработано положительного и ценного в художественной педагогике, посмотреть, как оно вписывается в современный педагогический процесс детского сада, как развить ценные идеи гуманизации педагогического процесса в целом, используя технологию педагогической поддержки в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Эти положения обусловили актуальность исследуемой проблемы.

Проблемой исследования является выявление педагогических условий, позволяющих реализовать педагогическую поддержку в изобразительной деятельности детей — дошкольников. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования.

Педагогическая поддержка детей в изобразительной деятельности будет способствовать развитию их творчества при следующих педагогических условиях:

  • создание эмоционального фона занятий изобразительной деятельностью, ситуаций доброжелательности, доверия, помощи;
  • использование методов и приёмов, направленных на осмысление ребёнком своих творческих возможностей, овладение способами их реализации;

— выделение доминирующих элементов педагогической поддержки в зависимости от потребностей детей;

проявление гуманистической позиции педагога в руководстве изобразительной деятельностью детей и общении с ними.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены Задачи:

  1. Охарактеризовать степень разработанности проблемы в психолого-педагогических исследованиях.
  2. Выявить особенности творческих проявлений детей и использования педагогических технологий на занятиях изобразительной деятельностью.
  3. Разработать содержание изобразительной деятельности детей с использованием технологии педагогической поддержки.

Новизна исследования заключается в постановке проблемы и поиске подходов к внедрению технологии педагогической поддержки в руководство изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста.

Педагогическая поддержка

— это встречная активность взрослого понимание, принятие, оказание необходимой помощи) в ответ на потребность ребёнка во взаимодействии [2]. Педагог поддерживает активность ребёнка и создает условия для направления её в нужное русло.

Педагогическая поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям, указывает Е.В. Бондаревская [3,с.391].

Педагогическая поддержка предполагает определённый арсенал средств, направленный на поддержание таких качеств личности как уверенность, самостоятельность, отзывчивость, справедливость, скромность, сочувствие и т. д. Таким образом, педагогическая поддержка тесно связана с нравственным воспитанием ребёнка, что придаёт ей глубокий педагогический смысл.

Идея увлечения личности ребёнка, поощрение его творческих проявлений, понимание ребёнка как особого субъекта, способного понять и отразить в изодеятельности окружающий мир, признание самоценности дошкольного детства — это главные вехи гуманизации педагогического процесса в ДОУ.

На основе исследований Е.В. Бондаревской, С,А. Смирнова, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуровой раскроем методы и средства, используемые в технологии педагогической поддержки. К ним относятся: выражение соучастия с ребёнком, «возвышение» его личности, создание ситуаций успеха, «снятие страха», «авансирование доверием», подчёркивание персональной исключительности, «педагогическое внушение». Все эти средства может использовать педагог в руководстве изобразительной деятельностью, которая предполагает достижение определённого результата. Не все дети, как отмечает Л.В. Компанцева, могут достигнуть его с одинаковой степенью выраженности. В то же время, дошкольнику свойственны переживания собственных творческих неудач (Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова). Поэтому педагогу важно овладеть арсеналом средств педагогической поддержки для развития творчества детей в изобразительной деятельности.

Ситуация непринуждённой принудительности

— это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования педагога, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие каждого дошкольника в творческой деятельности, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.

Ситуация свободного выбора: в ней дошкольник ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор -темы, содержания, способов создания творческой работы, поступка. Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходят столкновения и борьба несовместимых интересов и установок, способствует принятию приемлемого решения.

Ситуация соотнесения предполагает оценку, принятие решения и поступка человека на основе уже имеющегося опыта, благодаря чему человек становится субъектом ситуации. По отношению к личности педагог создаёт подобную ситуацию, когда необходимо побудить дошкольника к самосовершенствованию, самовоспитанию («Ты что, хуже?»).

Ситуация соревнования предполагает не только желание быть лучше, но и волевое усилие и, как результат, достижение лучших в сравнении с другими показателями. Это достижение подтверждается и официальным признанием: демонстрацией творческих работ, выделение из них лучших и т. д.

Ситуация творчества: её суть заключается в создании таких условий, в которых актуализируется выдумка, воображение, фантазия дошкольников, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации.

Технология педагогической поддержки включает в себя различные методы эмоционального стимулирования, методы развития познавательного интереса детей, методы творческих заданий, создания «креативного» поля (Д.Б. Богоявленская). Последний термин был применён в дошкольной педагогике О.В. Дыбиной, трансформирован ею в понятие «творческое поле», т.е. создание среды для самостоятельных действий разного характера, проявления познавательной, практической и творческой активности [4,с.658]. На эти положения мы опирались при проведении опытно экспериментального исследования.

Важным путём развития творчества детей является творческий подход воспитателя к руководству занятиями. Чтобы побуждать детей к творческому решению изобразительных задач, развивать умение придумывать что-то своё, чего раньше никто не делал, необходимо постоянное варьирование всего, что связано с организацией и проведением занятий изобразительной деятельностью: обстановкой, которая может меняться в зависимости от формы организации занятия, изобразительными материалами, наглядностью и т. д. Необходима также ориентировка детей на усвоение различных вариантов объектов изображения, вариантов способов изображения. Поощрение их стимулирует самостоятельность, их творчество. Создавая изображение, ребёнок осмысливает качество изображаемого, запоминает характерные особенности и детали предметов и связанные с их передачей действий, продумывает средства передачи образов в рисунке, лепке, аппликации [5].

Опытно — экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 310 «Волшебный городок» г. Ростова-на-Дону с детьми старшей группы в количестве 20 человек.

Цель констатирующего этапа заключалась в выявлении педагогических технологий, применяемых на занятиях рисованием в условиях реального педагогического процесса и особенностей творческих проявлений детей.

Методы исследования:

— Наблюдение и анализ технологии проведения занятия рисованием по плану работы воспитателя.

— Творческое задание на тему «Кому бы ты хотел помочь из своих друзей….» (рисование).

— Беседа с детьми по содержанию их работ, анализ детских рисунков.

Констатирующий эксперимент показал, что у детей экспериментальной группы проявление творчества и реализация своего замысла рисунка находится, в основном, на низком и среднем уровнях. В своих работах дети ограничены в использовании средств выразительности. В процессе занятия педагог использовал некоторые составляющие технологии педагогической поддержки (свободу выбора материалов, средств и способов изображения, приём совета детям).

Однако, они не оказали существенного влияния на проявление изо творчества детей, т.к. они не привыкли к таким формам взаимодействия с педагогом.

В беседе с воспитателями ДОУ выяснилось, что они не знают конкретных способов, позволяющих оказать поддержку детям в проявлении их творчества.

Цель формирующего этапа эксперимента заключалась в развитии творчества детей на основе технологии педагогической поддержки.

Содержание и методика проведения педагогического процесса на формирующем этапе эксперимента основывались на положениях исследований Т.С. Комаровой, Л.В.Компанцевой, Е.А.Чекуновой, Н.Е. Щурковой.

На основе анализа технологии педагогической поддержки были отобраны для использования на экспериментальных занятиях такие её составляющие, как проявление «соучастия» с ребёнком в создании рисунка: «возвышение» ребёнка в зависимости от ситуации; создание ситуаций успеха, свободного выбора, ситуации творчества, «творческое поле занятия», «инициация» активности ребёнка.

Название: Эссе воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной деятельности”

Широко использовали методы эмоционального стимулирования, поощрения, авансирования успеха.

Формирующий эксперимент состоял из двух этапов. Первый -развивающий, второй — творческий. Представим их содержание.

Первый, развивающий, этап осуществлялся по трём направлениям:

  • Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе восприятия сказок. Тема: «Путешествие в сказку».
  • Формирование выразительного образа человека и передача ребёнком его внутреннего мира. Тема: «Я и мой мир».

— Развитие интереса детей к природе и пейзажу. Тема: «Родная
природа».

По каждому направлению был определён интегрированный блок деятельности детей. В основу организации образовательного процесса были положены следующие принципы:

  • гумманизации отношений между всеми участниками воспитательного процесса, утверждение доверия к человеку;
  • сотрудничества, обеспечения доверительных партнёрских отношений педагога с детьми и детей друг с другом;
  • индивидуализации и дифференциации, учёт возрастных и личностных особенностей детей.

Второй этап так же проходил по трём направлениям:

  • Природа может быть разной. Тема: «Добрые и злые цветы»
  • Проявление нравственных качеств личности, отражение их в рисунке. Тема: «Я познаю себя через поступок».

— Профессии. Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны».
Приёмы педагогической поддержки использовались на каждом занятии, причём, выбирался доминирующий приём с учётом логики. Приведём примеры. Так, на занятии по теме «Путешествие в сказку» использовали такой приём, как «соучастие с ребёнком», который затруднялся в выборе содержания рисунка, «создание ситуаций свободного выбора». Например, «Ты можешь выбрать ту сказку, которая тебе больше всего нравится. Но по твоему рисунку мы сразу должны узнать, что это за сказка».

В занятии на тему «Я и мой мир» использовался приём «возвышения» ребёнка. Например, обращаясь к Артёму 3. в процессе рисования, педагог говорит вслух «Как интересно ты показал в рисунке, что тебя интересует, пожалуй, никто из детей не нарисовал такую яркую зелень».

В рисовании на тему «Родная природа» использовались приёмы «восхищения», «снятия страха»: «Какая красивая золотая осень, как на картинах художника И.Левитана!», «Не бойся смешивать краски, ты сумеешь найти оттенки для изображения хмурой и золотой осени».

В процессе рисования на тему «Добрые и злые цветы» был сделан акцент на такой приём, как «возвышение», обратив внимание на благородные помыслы каждого ребёнка. «Какие необычные цветы нарисовала Настя, ни у кого таких нет. А ведь помните, как ей было сложно рисовать различные цветы, а теперь — просто удивительные!»

В теме «Я познаю себя через поступок» использовался приём «возвышения», «снятия страха», «авансирование доверием».

Обращаясь к детям, мы подчёркивали, что они нарисовали очень хорошие свои поступки, однако не побоялись изобразить и что-то плохое. Ведь в жизни каждого ребёнка это может случиться и они не побоялись в этом признаться, нарисовав «плохой» поступок. Мы – педагоги выражали уверенность в том, что дети не будут больше их совершать.

В занятии на тему «Все профессии важны, все профессии нужны» педагог опирался на приёмы «создание ситуации успеха», «скрытой инструкции». Например, «Главное в твоём рисунке — это человек, и важно показать, какая у него профессия. Ведь можно это увидеть по одежде, предметам, которые его окружают».

На всех занятиях создавалось «творческое поле»: с каждым ребёнком или группой детей обсуждались творческие планы, дети давали друг другу советы, как лучше нарисовать тот или иной предмет, образ, какие выбрать материалы и т. д.

Разработанная методика проведения занятий с использованием технологии педагогической поддержки способствовала развитию творческих проявлений в рисунках. Стало очевидным, что у детей появилось желание заниматься различными видами деятельности, в том числе и изобразительной, но это желание ещё нужно развивать до более высокого уровня путём проведения определённой педагогической работы и внедрения в педагогический процесс разнообразных методов работы с детьми, создания атмосферы творчества, позиции сотрудничества.

Для подтверждения эффективности результатов формирующего эксперимента был проведён итоговый эксперимент, целью которого явилось выявление изменений в творческих проявлениях детей в результате использования педагогической поддержки.

Название: Эссе воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной деятельности”

Итоговый этап строился по типу констатирующего, что позволило провести объективное сравнение их результатов.

На итоговом этапе эксперимента в процессе проведения творческого задания «Кому бы ты хотел помочь?» были использованы некоторые приёмы технологии педагогической поддержки.

Можно отметить, что применённая на формирующем этапе система занятий и технология педагогической поддержки дали положительные результаты.

Педагоги МДОУ заинтересовались его результатами и предложили провести аналогичные занятия в другой подготовительной группе.

Таким образом, изучение теоретических основ проблемы педагогической поддержки как нового направления в образовательном процессе ДОУ позволяет отметить актуальность её для руководства изобразительной деятельностью детей. Эта технология направлена на осуществление принципа гуманизма, на проявление гуманного отношения педагога к личности рисующего ребёнка, создание условий для развития его творчества.

Проведённая опытно-экспериментальная работа позволила говорить о том, что произошли большие изменения в развитии творчества детей. Они стали более эмоционально реагировать и откликаться на воздействия взрослого, ближайшего окружения, в том числе, и своих сверстников.

Было установлено, что технология педагогической поддержки детей в изобразительной деятельности способствует развитию эмоционального опыта, эмоциональной отзывчивости детей в их творчестве при специальных педагогических условиях.

Овладение педагогической технологией — это существенный элемент педагогического образования, без которого нельзя представить сегодня педагога-профессионала. Ориентация на личность ребёнка, проявление внимания к его внутреннему миру, забота о развитии его индивидуальных творческих проявлений должна находиться в центре педагогического процесса.

Использование технологии педагогической поддержки в руководстве изобразительной деятельностью отличается некоторыми особенностями.

Педагог направляет детей на проявление творчества, на самостоятельные поиски нужных способов изображения.

Личностно-ориентированное общение с педагогом утверждает детей в своих позициях, побуждает их к такому же общению со сверстниками.

Оно понятно детям и воспринимается ими на эмоциональном уровне.

Рассмотренный опыт и методика педагогической поддержки детей, важны и актуальны для практической деятельности педагогов. Необходимо дальнейшее изучение возможностей осуществления гуманистической направленности руководства изобразительной деятельностью детей.

Педагоги должны ориентироваться в существующих современных технологиях обучения детей, искать возможности их применения в своей практике, особенно в развитии творческой деятельности детей. В этом видится перспектива нашей дальнейшей работы.

Литература.

  1. Компанцева Л.В. Инновационная деятельность ДОУ по обеспечению качества художественного образования. Ростов-на-Дону,
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М, 1998.
  3. Бондаревская Е.В. , СВ. Кульневич. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 1999
  4. Дыбина О.В. Творческое «поле» ребёнка — дошкольника. Традиции и инновации в дошкольном образовании. Материалы международной научно-практической конференции, посв. 135 — летию МПГУ. М., 2007. — С. 658-663.
  5. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2006.

Название: Эссе воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной деятельности”
Автор: Игнатова Елена Васильевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории логопедической группы
Место работы: МАДОУ № 310
Месторасположение: г. Ростов-на-Дону

Дата изменения: 02.06.2017
Дата публикации: 20.09.2015




Основные разделы:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *