Использование интерактивных игр в образовательном процессе ДОУ

Используя в своей практике интерактивные игры педагог имеет ряд преимуществ

  1. Компьютер на занятии выступает средством, активизирующим коррекционную работу (количественно усиливает функцию преподавателя, повышает скорость обмена информацией между ребенком и педагогом, оперативности принятия решения).
  2. Позволяет создать учебную ситуацию, в которой деятельность детей реализуется в игровой форме.
  3. Открывает быстрый доступ к различным тренажерам, необходимым для отработки умений и навыков, а так же закрепление пройденного материала в игровой форме.
  4. Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход.
  5. Возможность формирования обобщенных приемов умственной и речевой деятельности для решения большего круга учебных задач.
  6. Высокая скорость обновления дидактического материала на экране экономит время на занятии.
  7. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.
  8. Активизация работы родителей за счет использования новых консультативных форм и, предлагаемых способах взаимодействия с детьми.
  9. Расширение творческих способностей педагога.
  10. Экономия временных ресурсов.

Преимущества использования интерактивных игр для ребенка

  1. Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС. В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
  2. Повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает развитию непроизвольного внимания.
  3. Развитие мелкой моторики детей, за счет управления мышью и работой с клавиатурой.
  4. Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, т.к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцами, а так же активизирует умственную деятельность.
  5. Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно.
  6. Формирование активной позиции, за счет представления себя в новой роли.
  7. Побуждение детей к познавательной деятельности.
  8. Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление).
  9. Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей.
  10. Формирование навыка самостоятельной продуктивной деятельности.
  11. Развитие активного восприятия, которое является опорой прочных знаний.
  12. Восприятия образной информации, понятной детям, которые пока не владеют навыками чтения и письма.
  13. Формирование у детей рефлексии. Учебные задания дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана.
  14. Развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т.к. решая проблемную задачу, ребенок стремится к достижению положительного результата, подчиняет свои действия поставленной цели).

Используя ИКТ, необходимо внимательно подходить к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности самих детей, рассматривая различные вариации соотношений, изменения в содержании воспитательно-образовательного процесса детского сада, а так же учитывать первоначальный уровень владения компьютером.

При отборе игр следует учитывать ряд требований ФГОС, предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

  • соответствие возрастным особенностям;
  • занимательность;
  • грамотность;
  • создание ситуации успеха;
  • достижение цели;
  • стимулировать познавательно-речевое развитие детей;
  • объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям;
  • программа должна быть русскоязычной;
  • текст задания должен озвучиваться диктором, либо взрослым;
  • задания должны быть интересны, понятны, просты в управлении;
  • соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме;
  • использование разнообразных компьютерных игр;
  • должны носить исследовательский характер;
  • задания должны развивать широкий спектр навыков и представлений.

В настоящее время существует огромное количество логопедических компьютерных программ. К сожалению, данные игры, не всегда представляют возможность использовать их в стенах ДОУ. Происходит это по разным причинам: длительные эпизоды, не соответствие программным задачам на определенном этапе, отсутствие необходимого оборудования (н-р, микрофон), неверное произношение слов, что категорически противопоказано детям с нарушениями в речевом развитии.

Для оказания коррекционной помощи дошкольникам разработаны авторские интерактивные игры, которые: соответствуют тематическому планированию; интегрируют различные образовательные области (один из принципов развития современного дошкольного образования); сочетают отдельные элементы разных видов игр при руководящей и обучающей роли взрослого; в процессе данных игр происходит упражнение, закрепление, совершенствование имеющихся навыков, а так же развитие психических процессов и формирование новых качеств личности ребенка.

Авторские интерактивные игры представлены в виде мультемедийных презентаций; 3 D книг; флеш-альбомов; интерактивных игр и тренажеров. Многие ресурсы, в целях совершенствования существующей системы коррекционно-образвательного процесса, направлены на интеграцию различных образовательных областей.

ЦОР применяются для:

  • автоматизации звуков;
  • дифференциации звуков и развития фонематического слуха;
  • коррекции слоговой структуры слова;
  • развития лексико-грамматического строя речи;
  • развития связной речи;
  • закрепления знаний полученных на занятиях по обучению грамоте.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями, коррекционно-образовательными потребностями ребенка, а так же с учетом рекомендаций СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Автор: Лянгузова Ольга Жановна
Должность: учитель- логопед
Место работы: МКДОУ №22
Месторасположение: г. Миасс, Челябинская область

Дата изменения: 27.12.2020




Основные разделы:


Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp
Поделиться в telegram


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.