Главными чертами современного образования становятся открытость для партнерства, новаторства, личностно-ориентированная направленность образовательного и воспитательного процесса. Соответственно, деятельность всех участников данного процесса должна быть разнообразной, творческой, позволяющей в каждой конкретной ситуации реализовать внутренний потенциал. Особую роль здесь играют именно воспитательные проекты.
Воспитательные проекты основываются на сотрудничестве педагога, детского коллектива, родителей обучающихся и общественности, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать жизнь интересной, полезной, творческой.
Театр – одна из наиболее ярких, эмоционально насыщенных форм эстетического освоения действительности, одно из благоприятных средств воспитания личности. Проблемы воспитания на протяжении всей истории общества являлись актуальными. В современном мире возрастает роль художественно-эстетического и нравственного воспитания детей путем формирования у них интереса к широкой образованности, к знаниям, развития творческого потенциала личности.
Театр – искусство синтетическое, это обогащает его обучающие возможности, позволяет детям взглянуть на мир с разных точек зрения. Театр немыслим без игры, диалога, действия, что близко детям и является их ведущей психологической деятельностью. В работе над образом ребенок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, учится умению встать на позицию исполняемого персонажа, а значит, умению понять другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать.
Театр подразумевает коллективное творчество, дети учатся навыкам общения, поведения, взаимодействия в группе. Многоликость театра позволяет объединять детей с разными увлечениями, помочь ребенку в саморазвитии, в снятии зажимов, комплексов, раскрепостить детей, раскрыть их творческие возможности.
Цель проекта: воспитание личности средствами театра в условиях коллективного творчества.
Задачи проекта: воспитывать средствами театральных действий у всех участников проекта толерантность, ответственность, чувства такта, долга, уважения, патриотизма, самостоятельность, культуру поведения, общения, коллективизм, дисциплинированность, эмоциональные и волевые качества, способствовать правильной организации досуга детей и взрослых.
В 1996 году я окончила Самарскую государственную академия культуры и искусства, поступила на работу в СОШ № 17 города Новокуйбышевска, организовала театральную студию «Икс». Главной целью студии было воспитание подростков. Все постановки и мероприятия были подчинены главной цели. Репертуар студии зависел полностью от воспитательных задач. Владение сценической речью, сценическим движением, высокий уровень актерского мастерства отодвигались на второй план. В основе своей студия была драматической, но во время праздничных мероприятий воспитанники представляли эстрадные номера, вплоть до клоунады, пародий на звезд эстрады, на телесериалы.
В 1999 году меня пригласили работать в Детско-юношеский центр» руководителем театра кукол. Я решила синтезировать драматический театр, театр кукол, экспериментальные спектакли приятно удивляли многочисленных зрителей. Дальнейший опыт работы в школе, в ДЮЦ, в педагогическом техникуме, в загородных лагерях, на турбазах привел меня к идее синтезировать все возможные направления театральной деятельности.
К 2005 году я понимаю, что театр «Икс» — это постоянно развивающийся, экспериментальный, бесконечно многообразный, уникальный, мобильный, универсальный элемент жизни. Само название театра «Икс» не случайно. В 1996 году «Икс»-просто загадка, интрига, теперь же приходит осознание, что «Икс»-это то неизвестное, новое, что еще можно исследовать, узнать, постараться понять.
Таким образом, главной проблемой на момент создания проекта было то, что для решения воспитательных задач мало узких рамок драматического или эстрадного театра, мало синтезировать два-три направления театральной деятельности, необходимо постоянно расширять рамки, интегрировать и бесконечно компоновать все направления театральной деятельности, а также создавать новые интеграции театрального и других видов искусства. Возникла гипотеза решения проблемы — организации театра «Икс» как постоянно экспериментирующего.
С 2006 года обучающиеся театра «Икс» становятся постоянными ведущими всех мероприятий учреждения, городских праздников, участниками новогодних шоу для всех школьников города.
В 2007 году осуществляется постановка глубокого, психологически сложного спектакля «Детство Темы». Впервые воспитанники выезжают на Международный конкурс в Сочи и становятся лауреатами I степени. Для 13 юных актеров поездка послужила средством сплочения и придала уверенности для дальнейшей постановки «Синяя птица». Из-за финансовых проблем поехать в Сочи смогли только семь человек, но опять спектакль стал лауреатом I степени. Работа над спектаклем «Синяя птица» отличалась еще большей глубиной. Выбор произведений для спектаклей не случаен. Достаточно прочитать произведения, чтобы понять, что в них заложен педагогический смысл, поднимаются проблемы воспитания детей, темы отношений членов семьи, тема жизни и смерти.
С 2009 года воспитанники театра впервые участвуют в международном конкурсе не в качестве исполнителей ролей, а в номинации «Художественное слово». Для двух воспитанниц (только двое смогли поехать в Сочи из-за финансовых возможностей) подбираются произведения намеренно актуально звучащие в то время: «Сказка о царе Салтане», грузинская народная сказка, стихотворение С.Михалкова «Десятилетний человек» (военная тематика) и отрывок из сказки «Снежная королева» (описание деятельности злых троллей). Воспитание толерантности — вот что становилось важным. И воспитание это не распространялось только на двух воспитанниц, так как в то же самое время был поставлен спектакль «Осколки зеркала» (по сказке «Снежная королева») в расчете на 30 человек театра.
Надо сказать, что все сценарии постановок и мероприятий написаны мною, произведения модифицированы и подстроены под индивидуальность актеров театра, отражают сущность воспитательного процесса. Это еще одна из решенных проблем, ведь для решения воспитательных задач не все произведения искусства можно использовать в исходном виде.
Спектакль «Осколки зеркала» явился экспериментом. Впервые репетиции спектакля приняли форму психологических тренингов, направленных на противодействие наркомании и токсикомании. Режиссерский замысел и педагогическая идея совпали. Злые тролли предстали воображаемыми наркоманами и токсикоманами, жизнь которых заканчивалась смертью. В финале спектакля после поклона, на сцене предстала кукла крысы (в спектакле использовались куклы собственных эскизов и собственного изготовления) и посредине оставался куб, напоминающий памятник, на котором до поклона стояла Снежная королева (олицетворение наркотических средств). Звучала соответствующая музыка, а крыса две минуты двигалась по ширме, заставляя думать зрителей.
С 2010 года увеличивается количество направлений деятельности, обучающиеся становятся не только ведущими, чтецами, актерами, но и организаторами, видеооператорами, фоторепортерами, звукооператорами, операторами слайд-шоу многочисленных мероприятий различных видов и форм (от проведений зональных этапов областных конкурсов, городских церемоний награждения до дворового праздника «Масленица», мероприятий театра). Мероприятия театра настолько многообразны, что включают в себя творческие проекты по всем направлениям искусства, обращают внимание детей и родителей на декоративно-прикладное творчество, искусство танца и песни, изобразительное искусство, привлекают к кулинарному, парикмахерскому делу, к искусству слова, подвигают к сочинению стихов, рассказов, сказок.
С 2011 года воспитанники театра становятся участниками уроков толерантности, добра, мира. Тема толерантности становится ведущей во всех мероприятиях.
С 2012 года акцент в деятельности театра ставится на познавательные мероприятия разной тематики («История зимних праздников», цикл мероприятий по истории театра и костюма, другие).
В 2013 году обучающиеся активно привлекаются к участию в интернет-конкурсах Всероссийского и Международного уровней.
В 2014 году-акцент на повышение уровня сценической речи, сценического движения, техники актерского мастерства. Но главное-воспитание уважения к окружающим, тактичного и достойного поведения при любых обстоятельствах. Популярным среди обучающихся становится авторский тренинг «Куча-мала». Идея тренинга возникла в 2003 году, но сам тренинг проводился редко, так как сначала главной его целью было научиться актерским пристройкам. С 2013 года цель тренинга изменилась, изменились условия участия в тренинге. Главными задачами тренинга стали: воспитание такта, силы воли, терпения, уважения к другим, преодоление эгоизма. Тренинг называется «Куча-мала», так как в нем участвуют все присутствующие в количестве 10-15 человек. Прежде всего тренинг способствует развитию психотехники актера, поэтому все участники проигрывают в процессе от одной до семи ролей. Продолжительность тренинга приходится всегда ограничивать, так как еще не было случаев самостоятельного завершения тренинга участниками. Первый этап тренинга — выбор воображаемого места действия и первого ведущего актера, играющего роль врача, учителя, продавца, директора. Второй этап тренинга-появление на площадке второго героя, затем третьего и так далее. Герои могут обоснованно уходить с площадки, появляться в другой роли, оставаться до финала. Особенность заключается в том, что никто не знает, в какой роли, в какое время и кто появится в следующую минуту на сцене, что произойдет между героями в следующую секунду. Тренинг усложняется тем, что роль определяет для себя сам учащийся или я говорю ему шепотом. Ситуацию для дальнейшего развития действия тоже определяет на ходу или сам учащийся, или я. В половине случаев придуманная ситуация не срабатывает, так как на сцене поменялись обстоятельства, пока актер шел на сцену. То есть тренинг способствует приобретению навыков импровизации, решения проблем, учит быть мобильным, быстро понимать суть, развивает память, воображение, умственные способности, а главное-учит жить, быстро реагировать и действовать в предлагаемых обстоятельствах, в реальности, в социуме, применять теоретические знания на практике.
На данный момент одна из важнейших моих педагогических задач-осуществить, насколько возможно, тесное сближение в сознании воспитанников, их родителей теоретических идей и практики, реальности, жизни. В апреле 2015 года данная задача решалась с помощью организации не только показа спектакля «Малолетние узники концлагерей», но и экспериментальных репетиций — погружений в атмосферу, «обнажений» чувств и эмоций, постоянное каждодневное обращение к детским душам. Спектакль ставился в 2005, в 2010 годах, но сейчас все было совсем по-другому. Сейчас дети не играли, они открыли свою душу. Каждую репетицию я внушала, что на сцене главной будет их душа, только она. И чтобы их душа поняла душу тех детей, которые были тогда в концлагерях и сумела передать боль, печаль и сегодняшнее отношение этих душ к происходящему в жизни. Здесь открывалась для исследования еще одна тема-вечная тема жизни и смерти.
Шла война на Украине, каждый день мы смотрели новости, репортажи о взрослых, детях, о раненых и убитых, слушали крик их души… Каждый день я проводила беседы о том, что все это не просто слова, это жизнь, в любой момент тяжести войны могут коснуться каждого из нас…
Юные актеры быстро взрослели, их сердца наполнялись чувством жалости, сострадания, они учились быть толерантными… А я говорила им каждый день, что фашисты и террористы не появляются внезапно, они также как все дети растут и ходят в школу и даже может в театр, и даже может танцуют и поют, но они не научились уважать других, сочувствовать, сопереживать…
Первые репетиции дети были в смятении, не могли соотнести себя с реальностью Великой Отечественной войны и войны на Украине. Постепенно, но все, осознали важность происходящего, особое значение спектакля, особую его миссию в реальной сегодняшней жизни. Конечно, были слезы, это меня сначала остановило. Я обратилась к детям и их родителям с вопросом — продолжать ли эксперимент? Получила безоговорочное согласие и детей, и родителей. Для членов семей воспитанников спектакль представили отдельно, все плакали… Это был час единения, осознания, воспитания, урок толерантности.
Спектакль представили школьникам, педагогам, бывшим узникам концлагерей. После поклона объявлялась минута молчания. После нее все продолжали переживать и осмысливать, предоставленное слово бывшим узникам переросло в часовую беседу со зрителями, а актеры, игравшие босиком, так и стояли на сцене, не смея уйти. После ухода зрителей юные артисты еще полчаса тесно общались с главными героями мероприятия, распрашивая все подробности их пребывания в концлагере. Дети все спрашивали и спрашивали, их сердца и души наполнялись, а я была рада успешным решением воспитательных задач.
Второй проблемой стала то, что для решения воспитательных задач не подходят традиционные методы работы режиссера с актерами.
Возникает гипотеза: для решения воспитательных задач методы работы режиссера с актерами необходимо преобразовать и выработать наиболее приемлемые для работы с детьми, синтезировать их, интегрировать с педагогическими средствами и методами.
В 1996 году данная проблема еще не возникала, так как режиссерские методы отодвигались на второй план, преобладали педагогические методы в ущерб результату деятельности.
С 2000 года проблема решалась. Но опять в ущерб результату. Все постановки и мероприятия носили экспериментальный характер, иногда до полной импровизации. То есть преобладала свобода в выборе режиссерских и педагогических методов и средств, результат был необычным, оригинальным, но не для всех имел большое воспитательное значение.
К 2005 году проблема нашла свое решение. Изменилась структура занятий, появились новые способы и методы репетиций, выработалась система комплексного воспитательного воздействия.
С октября 2014 года в театре проводится эксперимент по внедрению новой формы взаимодействия детей и взрослых, воспитанников, их семей и руководителя. Новую форму нельзя обозначить как урок, занятие, мероприятие, мастер-класс, она ближе к понятию «мастерская». Мастерская, но не только творческая, не только театральная. Звучит громко, но я бы назвала «Мастерская жизни». Главная цель мастерской-создать условия для обретения взаимопонимания детей и родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Содержание «Мастерской жизни» включает в себя показ своих способностей воспитанниками, активное участие членов семей в деятельности. То есть нет четкого разделения на выступающих и зрителей. В любой момент деятельности каждый участник и ведущий мастерской (то есть я) могут остановить действие своим вопросом и может начаться беседа. Каждый может высказаться по поводу увиденного и предложить свою идею для сиюминутного воплощения. Конечно, ведущий следит за временем, направляет, подсказывает, указывает, например, на ошибки в речи, в исполнении, побуждает всех участников к самоанализу, самооценке и, по возможности, объективному оцениванию других, к такту, уважению, проявлению толерантности и так далее. Таким образом, «Мастерская жизни» — это целенаправленное воспитание в предлагаемых обстоятельствах, в сиюминутной реальности, в жизни.
В планах есть много идей по осуществлению главной задачи на данный момент — побуждать к более глубокому осмыслению своих слов, мыслей, учить способности соотносить свои мысли и слова с действиями (как у воспитанников, так и у всех, кто так или иначе взаимодействует с театром «Икс»).
На основании выше изложенного можно определить, что проект «Воспитание личности» в рамках театра «Икс» является долгосрочным воспитательным проектом особой педагогической и общественной значимости.
Название: Краткое описание проекта «Воспитание личности»
Автор: Пузанова Светлана Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, методист
Место работы: ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ» г.Новокуйбышевска (с/п «Центр детско-юношеского творчества»)
Месторасположение: город Новокуйбышевск, Самарская область
Дата изменения: 18.10.2015
Дата публикации: 18.10.2015